За последнюю неделю произошло два ДТП с участием машин со спецсигналами. Первое, нашумевшее, случилось вечером 18 мая в Москве в районе Пушкинской площади. Мерседес с номерами А 505 МР 97 и высокопоставленным пассажиром в салоне столкнулся с BMW Константина Гордона.
Пассажир VIP-автомобиля немедленно покинул пострадавшую машину, пересев в джип сопровождения. Многочисленным свидетелям аварии, снимавшим эту сцену, не удалось поймать его в кадр. Людей с фотоаппаратами отгоняли от машины ОМОНовцы с автоматами, а водитель поспешно скручивал номера.
Несколько дней в МВД отрицали сам факт аварии, но 21 мая все-таки признали, что столкновение было зарегистрировано сотрудниками. Виновным, что по-своему удивительно, признали водителя автомобиля с мигалкой. Начальник управления информации и общественных связей ГУВД по Москве Виктор Бирюков сообщил «Интерфаксу», что в милиции внимательно изучили запись с видеокамер на Тверской. «По данному факту было проведено административное расследование, в ходе которого были изучены записи камер видеонаблюдения. Эти видеозаписи находятся в ГУВД по Москве», — заявил Бирюков.
По его словам, 21 мая 2010 года по результатам рассмотрения материалов в отношении водителя автомобиля «Mercedes S600» вынесено постановление по делу об административном правонарушении в части невыполнения требований ПДД — уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков. «В действиях водителя автомобиля „BMW-335“ нарушений требований ПДД не установлено», — пояснил Бирюков.
«Новая газета» со ссылкой на свои источники в правоохранительных органах утверждает, что таинственным пассажиром «Мерседеса» был олигарх Сулейман Керимов, сенатор, представитель законодательной власти республики Дагестан в Совете Федерации.
Напомним, что ранее для Керимова любовь к быстрой езде едва не стала фатальной — в 2006 году во французских Каннах он, находясь за рулем Ferrari, на высокой скорости врезался в дерево. Во время столкновения с деревом из лопнувшего топливного бака автомобиля на спину Керимова выплеснулся горящий бензин. По словам очевидцев: «Керимов выбежал объятый пламенем и катался по земле, пытаясь потушить огонь, удалось это только после того, как к нему подбежали трое подростков, игравших неподалеку в бейсбол».
В результате образовавшейся на месте аварии огромной «пробки» въезд в Ниццу был блокирован в течение примерно двух часов. Вертолет доставил Керимова с сильными ожогами в специализированное отделение больницы Conception в Марселе, где он был подключен к аппарату искусственного дыхания. Пострадавший находился в состоянии искусственной комы. По некоторым данным, вместе с бизнесменом в машине за рулем находилась телеведущая Тина Канделаки. Она практически не пострадала.
Второе ДТП, связанное с автомобилем со спецсигналами, произошло 20 мая. Как рассказывают очевидцы, «Вольво» с номером А373МР97 ехал по улице Покровка по полосе, предназначенной для общественного транспорта. В этот момент из Потаповского переулка выехала девушка на «Ситроене». Произошло столкновение. После удара водитель «Вольво» развернул машину на 180 градусов таким образом, чтобы не было видно ни то, что он ехал по «встречке», ни то, что он виноват в ДТП.
Как и в предыдущем случае, после аварии водитель поспешил снять номера со своего автомобиля. Как ехидно комментируют очевидцы, «номер был хороший, не хотел откручиваться». Через некоторое время на место аварии прибыл джип МЧС, и забрал VIP-пассажира.
Как позже выяснил блогер Андрей Мальгин, с таким номером ездят руководители МЧС — есть фотография, где машины, оборудованные мигалками, стоят напротив офиса этого министерства. Реакция ГИБДД на новую аварию пока неизвестна.
После нашумевшей аварии с другим VIP-пассажиром, вице-президентом Лукойла Анатолием Барковым с машины тоже сняли номера. Согласно официальному комментарию юриста, защищающего топ-менеджера, «чтобы не потерять». Эта черта — скручивание регистрационных знаков в случае аварии — объединяет все эти случаи.
Примерно так же следователи устанавливают действия серийного преступника — по какой-нибудь характерной только для него детали. В данном случае мы имеем дело, скорее всего, не с психологической особенностью перемещающихся с привилегиями, а с инструкцией Федеральной службы охраны.
Как объяснял «СП» почетный юрист России Леонид Ольшанский, машина, на которой перемещается тот или иной высокопоставленный пассажир, никак юридически не связана ни с мигалкой, ни с номерными знаками. «Номер выделяется на автобазу, а не на конкретную машину. Допустим, автомобиль обслуживает большого человека. Он вчера царапнулся, колесо прокололо, плохо заводится, давление масла упало, или давление в тормозах. Можно такую машину выпускать на линию? Нет. Берут резервный автомобиль, ставят номера, и он поехал».
В России — да и в мире в целом — вся система борьбы с нарушениями правил дорожного движения, а также с поимкой виновных в ДТП, с автоугонами и прочим связанным с автомобилями криминалом завязана именно на номерные знаки. Простые водители часами простаивают в очередях, регистрируя свой автомобиль — который, вдобавок, будет жестко привязан к номерам и цвету кузова, номеру двигателя и тому подобное. Эти бюрократические препоны возникли не на пустом месте, нельзя сказать, что они ничем не оправданы.
Однако, как выясняется, в стране есть группа лиц, на которых общие правила не распространяются. Они могут, как в фильме про Джеймса Бонда, менять номера, переставлять их с машины на машину — и в ГИБДД не требуют ни регистрации этих действий, ни отчета. Возможно, для блатных номеров существуют и дубликаты — ну, например, на случай, если VIP-кортеж собьет некстати вышедшего на дорогу ребенка. Потом будет алиби. Чем не джеймсбондовская «лицензия на убийства».
Недавно в Волгограде проходил суд, закончившийся оправданием бывшего прокурорского работника, насмерть сбившего ребенка на пешеходном переходе. Напомним, Саша Колокольцев погиб 21 июня прошлого года, когда перебегал дорогу около пешеходного перехода напротив волгоградского цирка. За рулем сбившего мальчика автомобиля Opel Corsa ехала прокурор областного отдела по надзору над уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью Елена Иванова.
Незадолго до происшествия Иванова была с компанией друзей в одном из городских кафе, где они заказывали спиртное, но прямых доказательств того, что Иванова пила, нет, писала «Новая газета» от 27 июня 2009 года. После ДТП Елена Иванова из прокуратуры уволилась.
Мигалка Елене Ивановой не понадобилась — все-таки не столица, достаточно служебного положения. Очевидно, чтобы в дальнейшем облегчить подобные разбирательства правительство РФ на прошлой неделе приняло постановление, по которому в столкновении пешехода и машины с мигалкой виноват будет пешеход: «Пункт 4.7 изложить в следующей редакции: При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть». Отметим, что эта норма фактически уже работала ранее — при перекрытиях пешеходам командовали не приближаться к проезжей части и ранее. «Хоть кто-нибудь выйдет сейчас на дорогу, убью, — орал пожилой майор ГИБДД на людей, столпившихся на остановке общественного транспорта в районе ул. Стромынка.
Можно припомнить еще десятки случаев, попавшие в СМИ — и сотни, прошедшие незамеченными, когда пострадавшие не стали поднимать шум. Корреспондент «СП» был свидетелем случая, произошедшего приблизительно в 2002 году. Кортеж губернатора Самарской области Константина Титова врезался в «Опель», в котором ехала чета преподавателей одного из местных вузов. В результате оба — водитель и пассажир «Опеля» — попали в больницу с тяжелейшими травмами. На преподавателей надавили, обещав компенсировать убытки, и дело не получило широкой огласки. Кстати — та же деталь — с машины губернатора первым делом сняли госномер.
В России прокурорских работников, милиционеров, прочих силовиков, чиновников, депутатов, богатых, но безответственных бизнесменов сотни тысяч. Конечно, не каждый из них садится за руль нетрезвым. И не каждый лезет на встречную полосу. Но в какой-то момент — и этот момент уже позади — количество неадекватных «блатных» за рулем или на заднем сидении перевалило критический уровень. Гражданская война на российских дорогах в самом разгаре — правда, потери несет только беззащитное население.