Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Мнения / День в истории
7 октября 2020 14:12

Вождь поколения победителей

Андрей Рудалёв о значении величайшего отечественного святого, создавшего русскую цивилизацию

2710

Сергий Радонежский — квинтэссенция русского чуда. Именно он своим житием способствовал проявлению всех самых положительных качеств и черт отечественной цивилизации, после чего она и смогла состояться в полной мере. Павел Флоренский справедливо называл его «родоначальником Земли Русской». С ним она совершила свое Преображение.

Именно через Преображение и возможно понять отечественную историософию. Отрок Варфоломей преображается в Сергия. Языческая Русь времен святого князя Владимира становится православной и практически сразу переходит в разряд одной из самых культурных и просвещенных государств. Преодолевая раздробленность, иго в 14 веке, страна не просто выживает, но готовится стать наследницей всей восточно-православной цивилизации, преображая себя.

Читайте также
Кто бы ни оказался преемником Путина, ему остается только посочувствовать В какие политические и экономические дебри забрела Россия при нынешнем президенте

Он сам стал персонификацией русского света Преображения. О Сергии можно говорить, как об отечественном Преображении, которое внешне походит, но в сущностном плане принципиально разнится с западноевропейским Ренессансом. Его фигура настолько колоссальна, что никакие титаны Возрождения даже близко не сравнятся с ним.

С его появлением сама страна буквально начала дышать. Он явился в самое нужное для нее время, которое стало спасительным. Мы помним про 14 век, венцом которого стала Куликовская битва. Русь зажата со всех сторон, она в депрессии и унынии под, мягко говоря, затяжным игом. Вполне бы могло так случиться, что она оказалась бы раздавленной в этом немилосердном историческом прессе и вспоминалась бы лишь в качестве очередной недолговечной и навсегда перевернутой странички. Как казус.

Плюс явление Сергия Радонежского Руси имело важное значение и с точки зрения ближайшей исторической перспективы: приближалась гигантская геополитическая катастрофа того времени — падение Византии. Русь смогла собраться, подготовить себя к этому, обрести суверенитет, уверенность и самосознание. Она вписала себя в большую историю, обозначила путь, свое место и задачи в новом мире. Без всего этого взрывная волна 1453 года разметала бы ее в клочья.

Только, пройдя через сергиево Преображение, Русь смогла осознавать себя в качестве «Третьего Рима» и не просто осознавать, но и быть таковым по духу и смыслу. Получив его охранную грамоту, страна стала категориально иной. Большой, масштабной, уверенной в себе. Именно, что цивилизацией, в которую Сергий вдохнул жизнь.

Он стало вождем поколения победителей, причем, во всех сферах жизни общества. Для того же Флоренского Сергий Радонежский, что «первоузел», к которому тянутся все нити «ткани русской культуры». И дело здесь вовсе не в основоположничестве, а в особом свойстве света, от него исходящего. Через который «русский народ осознал себя» и «получил историческое право на самостоятельность».

Самосознание приходило через особую «школу» святого. Довольно подробно описывает ее историк Василий Ключевский. Мало того, что Сергий не гнушался в своем монастыре никакой черновой работы и был образчиком безграничного смирения, он «вел ежедневную дробную терпеливую работу над каждым отдельным братом, над особенностями каждого брата, приспособляя их к целям всего братства». По словам Ключевского, в результате такой воспитательной работы «лица не обезличивались, личные свойства не стирались, каждый оставался сам собой и, становясь на свое место, входил в состав сложного и стройного целого». Это целое Ключевский сравнивает с «мозаичной иконой». Таким и был «полк» Сергия, так собиралась элита страны, поколение победителей. В дальнейшем по принципу такой же мозаичной иконы Русь пополнялась и народами.

Так совершалось Преображение. От отрока Варфоломея, до игумена Сергия и величайшего святого. Вместе с ним и страна проходила путь Преображения — второе после крещения по значимости событие в своей истории.

Читайте также

Преображение через веру и грамоту, к которой Варфоломей страстно тянулся, но никак не мог постичь. Этот примат грамоты, а также скорое и успешное ее постижение не без помощи молитвы и кусочка просфоры, принципиально важен для русской цивилизации. Ее величайшие поэты и прозаики воспринимаются здесь за святых, а другое отечественное Преображение уже 20 века начиналось с декрета о ликвидации неграмотности. Во всех дальнейших успехах Советского Союза, а также в его победе на «Куликовом поле» Великой Войны, вполне можно узреть эти «просфорки» Варфоломея-Сергия, его благословение…

Грамота — это то, что меняет самосознание, расширяет границы, а когда подключается еще и вера, то они и вообще перестают существовать. Грамота на Руси в те времена пошла путем Стефана Пермского, крестившего азбукой Чудь. По сути, выполнявшего не только миссионерскую и просветительскую роль, но занимавшегося освоением и приращением земель. Дальше и пошли вширь лучи Северной Фиваиды, а через Соловки эти «удочки» забрасывались далеко на Восток. Так страна расширяла себя, в том числе через грамоту, слово, текст. Ее масштабы должны были соответствовать самосознанию народа, преображенного Сергием.

С Сергия страна почувствовала жажду к освоению и постижению. В той же гагаринской улыбке есть и черты света главного отечественного святого.

Сергий — это культ Троицы — догмата, являющегося самым величайшим достижением человеческой цивилизации. На отечественную почву он привнес дух единства, целокупности. С похвалы Троице начинается епифаниево житие Сергия, который явился учеником Святой Троицы. Только страна, принявшая этот троичный догмат, и могла стать преемницей Византии.

Сергий — видение света, культ света. Огонь, снисходящий со сводов храма перед его причащением.

Этот свет и троичный догмат после был запечатлен в «умозрении в красках» — рублевской «Троице» — самом грандиозном и совершенном произведении отечественной цивилизации.

Читайте также
Анархия в Киргизии: Штурм Белого дома как национальная забава Киргизам хватило одной ночи, чтобы свергнуть надоевшую власть

Сам Андрей Рублев — из сергиева поколения победителей. Как и Дмитрий Донской, которого Сергий благословил словами: ««Иди противу их, и, Богу помагающу ти, победиши, и здрав съ своими възвратишися. Токмо не малодушьствуй!»

Воин. Монах. Художник. Все эти типы принципиально важны для отечественной героики, в которой часто сочетают черты всех их. Сама победа в отечественной традиции — соборное делание — та самая «мозаичная икона».

Сергий стал для земли русской «звездой пресветлой» — так о нем говорится в житийной похвале. А это уже из молитвы Сергию: «но и по смерти убо жив пребываеши; но не отступи от нас духом: съхраняй нас от стрел вражиих»…

Надо сказать, что в разломный 1991 год вышла в свет книга «Жизнь и житие Сергия Радонежского». Ее составитель — выдающийся филолог Владимир Колесов. Аннотация начинается словами: «Шестьсот лет назад скончался „заступник и печальник земли Русской“ Сергий Радонежский»… Произошла уже современная крупнейшая геополитическая катастрофа. Свет Сергия померк, охранная грамота истлела? А поколение победителей безвозвратно ушло?..

Конечно, нельзя без надежды, особенно памятуя в какое сложное время затяжного уныния он явился. В 2014 году произошло не только возвращение Крыма в состав России, но и отмечалось 700-летие со дня рождение величайшего святого, возжегшего над отечественной цивилизации светильник Святой Троицы. Надо быть достойными этого света. Все последующие века за Сергием это получалось…

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Борис Шмелев

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня