Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Мнения / Кино и театр
30 июня 2021 19:52

История одного путешествия. Хроники времен Александра Невского

Ника Амираджиби о премьере спектакля «Александр, прибытие в Каракорум»

329
На фото: сцена спектакля АЛЕКСАНДР. ПРИБЫТИЕ В КАРАКОРУМ
На фото: сцена спектакля АЛЕКСАНДР. ПРИБЫТИЕ В КАРАКОРУМ (Фото: предоставлено Владимирский академический театр драмы)

Древняя Русь. Александр Невский. Стольный град Владимир-на-Клязьме. Великокняжеский стол. Эти великие слова и имена будто высечены в нашем генетическом коде. Мы словно как-то распрямляемся — осанкой и душой — при взгляде на белокаменные древние соборы в богатырских шлемах, эти безмолвные свидетельства величия духа, чистоты помыслов и несказанного чувства красоты наших предков.

Эпоха сложная, трагичная (впрочем, были ли в истории Руси и России иные эпохи?). Татаро-монгольское нашествие, и это тягостное слово — «иго». Ещё не родился Андрей Рублёв, ещё не украшен его фресками главный собор Владимирской Руси — белокаменный красавец-исполин на берегах Клязьмы — Успенский собор, в котором молится, советуется с митрополитом Кириллом и принимает важнейшие государственные решения великий князь Александр Ярославич.

Святой равноапостольный князь Александр, прозванный Невским за громкую победу над шведами возле устья Невы в 1240 году, выигравший большую войну с немцами в 1242 году, увенчавшуюся разгромом тевтонцев в Ледовом побоище, предстает перед зрителями в спектакле Михаила Крупина через 6 лет после этих событий.

Читайте также

Итак, в 1247 году Александр отправляется в ставку хана Золотой Орды Батыя. Но главной целью путешествия князя является столица Великой орды — священный град Каракорум. Иначе говоря, дипломатическая миссия Александра Невского в Орде, блистательно исполненная князем, и является фабулой пьесы.

Премьера спектакля «Александр. Прибытие в Каракорум» состоялась 3 и 4 июня 2021 года и прошла с большим успехом. Зрители устроили овацию уже после первого акта. Зал оглашался многочисленными возгласами «браво». Восторг публики в равной степени относился и к художественному оформлению спектакля — творению московского художника-сценографа Дмитрия Дробышева, и к музыке композитора Сергея Жукова, который так прочувствовал и передал режиссерский замысел, что и все различия, и парадоксальное единство восточной и русской культур объяли зал единым вихрем.

Московское мужское трио создателей спектакля (режиссер, художник-сценограф и композитор) было замечательно дополнено двумя вдохновенными дамами — хореографом из Магнитогорска Марией Большаковой и художником по костюмам из Вологды Натальей Ситухой. За очень краткий временной отрезок этим мастерам (не побоюсь этого слова) современной русской театральной сцены удалось не просто «сговориться» друг с другом, а стать, кажется, единомышленниками, несмотря на многие несходства в творческих методах. Ведь поставить хороший спектакль — да еще в крайне сжатые сроки — дело всегда непростое, полное непредвиденных барьеров, хлопотное, крайне ответственное. Это очевидно всем, даже людям далеким от театрального закулисья.

Когда же речь идет о столь масштабном историческом действе, где главный персонаж — «лицо России», градус постановочного напряжения просто зашкаливает. И тут, разумеется, никакие, даже самые высокохудожественные декорации, костюмы, музыка и режиссерские приемы не могут обеспечить успеха спектаклю без сильной актерской игры! А актерская игра была великолепной! Надо сказать, во Владимирском театре драмы, вот уже 17 лет руководимом заслуженным работником искусств РФ Борисом Григорьевичем Гуниным, первоклассная труппа. Это и неудивительно — в труппу постоянно вливаются свежие силы с актерского курса Народного артиста РФ Николая Анатольевича Горохова, бессменно служащего во Владимирском театре. (Кстати, сам Горохов блистательно сыграл роль хана Батыя, очень неожиданную для творческой биографии Николая Анатольевича).

Режиссер спектакля Михаил Крупин поставил перед собой задачу грандиозную. Наверное, отчасти облегчало ее то, что режиссёр в данном случае — и автор пьесы. Но всё же одно дело, обладая драматургическим и литературным талантом, выстроить канву сценического действия, нарисовать «в воображении читателя» образы героев. И другое — вдохнуть в пьесу жизнь на театральных подмостках.

Действие пьесы «Прибытие в Каракорум» охватывает малоизвестный широкой публике период жизни Александра — с 1247 по 1262 годы. Другие реальные исторические фигуры в пьесе — хан Золотой Орды Батый и его сын Сартак, принявший христианство под влиянием князя Александра, младший брат Невского Андрей, Великий хан монгольской империи в период ее наивысшего расцвета — Гуюк, его мать — Туракинэ-хатун, страстная отравительница «шекспировского масштаба», многие другие персонажи. Лирический лейтмотив придает хрестоматийному, казалось бы, сюжету неожиданный, тревожно-романтический оттенок. Ордынская молодая знахарка Ааюн Цецег (Умный цветок) влюбляется в русского князя, но он — христианин, и он женат!.. Но не станем пересказывать сюжет.

Читайте также

Та острая грань, по которой должен пройти Александр в общении с великим ханом Гуюком и его завистником Батыем роднит повествование с «политическим детективом», а соперничество Александра с младшим братом и искренняя дружба с простодушным Сартаком окутывают пьесу атмосферой философской притчи. Лучи сценической магии, кажется, прочерчены самой геометрией трех братских союзов — хан Бытый и его брат, великий хан Гуюк, сыновья Батыя — Сартак и Есугей, и наконец Александр и Андрей Ярославичи. Каждый раз природа братства, ее притяжения и отталкивания, ревность и противоборство, неистребимая нежность и дружба, общие цели и общие «скелеты в шкафу», — совсем иная. «По образу и духу своему».

Интерпретация исторических событий автором, может быть, непроизвольно отражает все три версии научной оценки личности Александра Невского — от канонической (восторженной), евразийской, признающей единственно разумным альянс русских правителей с властителями Золотой Орды (Л. Гумилёв, Г. Вернадский), до весьма критической (Д. Феннел, И. Данилевский, С. Смирнов). Но — внимание! — любая пьеса с историческим сюжетом, так же как роман или фильм, никогда не стала бы произведением искусства (разве что пособием по истории), если не была бы прежде всего историей человеческой души.

Внутренний путь русского князя — вот камертон этого неканонического «жития». Его многотрудная, опасная поездка в земном мире из Владимира в Каракорум — становится в итоге путешествием в таинственный, загадочный мир духа.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Борис Шмелев

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня