Отставка мэра Москвы Юрия Лужкова уже собрала массу одобрительных откликов. Общество и чиновники на радостях создали себе нового царя, который будет править страной авторитарными методами. В проигравших в результате окажутся все — как сами чиновники, так и рядовые граждане.
Отставка московского градоначальника с уничижительной формулировкой стала венцом плавной перестройки России из псевдо-демократической страны в показушно-царистскую деспотию. И дело не в том, что у кого-либо есть сомнения в честности и компетентности Юрия Лужкова. Судя по массе одобрительных отзывов, общество и чиновники (ибо в России политиков не осталось вовсе), получили повод увериться в силе центральной власти.
Теперь жизнь страны будут определять фольклорные представления народа о власти, преломленные через призму взгляда на них из Кремля. Российское общество соскучилось без «доброго царя», который карает нерадивых бояр. Именно в этом аспекте и находится ключ к политическому эгалитаризму в России: все абсолютно бесправны перед верховной властью. Как всесильный губернатор, так и последний гражданин. Это радует большую часть нашего населения, готового отдать «царю» право решать за них, как им жить. Однако это же и настораживает, поскольку такая модель крайне хрупка и не обеспечивает, собственно, того, к чему стремится нынешний Кремль — стабильности и прогнозируемости.
Напомним, «сильному шагу» Дмитрия Медведева предшествовала почти месячная анонимная кампания в государственных СМИ, сдобренная комментариями неизвестных голосов из-за красной зубчатой стены. Боязнь или нежелание взять за нее ответственность прямо показывают, что центральная власть перед конфликтом с Лужковым не чувствовала себя уверенной. Но это не самое главное. Хуже то, что отставка Лужкова прошла мимо общества и элит.
Ведь если Лужков совершил массу должностных нарушений, если он расходовал нецелевым способом бюджетные средства, если благодаря его административной поддержке процветал бизнес его жены, то почему все эти годы молчали правоохранительные органы, прокуратура, Счетная палата и так далее? Именно этим вопросом озадачено общество.
С другой стороны, что такого сделал Лужков, чтобы его изгонять с позорной формулировкой? Этот человек успешно, с точки зрения элит, управлял огромной Москвой. Судя по отсутствию крупных скандалов, ему удавалось ладить с большинством партнеров. Враги, естественно, у него были, но никто не упрекал Лужкова в том, что он не давал работать в столице представителям других элитарных кланов. То есть, можно сказать, что неписанные правила поведения в российской властной номенклатуре им вряд ли нарушались.
На деле Кремль показал, что он не рассматривает и не намерен впредь учитывать те или иные общественные или элитарные настроения. Он отправил Лужкова в отставку не за коррупцию или нарушения, допустим, а лишь за утрату «доверия президента». То есть, воровство и хищения, что еще раз было подтверждено, не являются причиной отставки. Но это если все понимать буквально.
В политическом смысле такой подход опасен, поскольку власть в России деградирует и вырождается. Пресловутая «модернизация» Дмитрия Медведева — это не только уборка с политического поля надоевших «тяжеловесов» эпохи Ельцина и раннего Путина, это окончательное закрепление всех властных полномочий за одним человеком.
Конечно, к такому итогу Россия шла давно. Сначала в нашей стране были превращены в фарс парламентские выборы, а затем убита идея самого парламентаризма («парламент не место для дискуссий») и многопартийности. Нынешняя «Единая Россия» и ее клоны выглядят до убожества похожими на КПСС с той лишь разницей, что никаких ценностных взглядов или идей у них абсолютно нет. Полагаю, что даже решение о добровольном самороспуске и конфискации имущества своих членов эта партия примет, как всегда, единогласно.
Отмена губернаторских выборов привела к тому, что важный уровень формирования и ротации региональных элит, которые в любом нормальном государстве перетекают в федеральные власти, оказался уничтожен. Жители российских регионов, некоторые из которых по населению сопоставимы с европейскими государствами, потеряли возможность самим определять, кто будет ими управлять. Налоговая политика в России обессмыслила муниципальные выборы, ибо российские муниципалитеты практически лишены собственных средств. Перечислять можно долго, но в итоге вся полнота власти и вся полнота ответственности (точнее, безответственности) сконцентрировалась в руках одного человека.
Бедой России стало то, что в отличие от других государств, всегда заботящихся о недопущении такого варианта событий, у нашего «царя» нет никаких сдержек и противовесов. Ни формально-конституционных, ни фактических. Это уверенный шаг в авторитаризм, который в нашей стране многие почему-то с радостью поддерживают. И совершенно напрасно, поскольку тут же обнаруживаются сразу две ахиллесовы пяты такого политического режима: трансляция власти и возможность легитимной отставки правителя.
Первая означает, что теперь президенту России не нужны даже формальные процедуры в виде выборов. Точнее, они останутся, но подбором кандидатуры, которая их «выиграет», будет заниматься некто за кулисами. Тем более, такой механизм уже хорошо опробован. А страна будет получать каждый раз все новых правителей, легитимность которых будет под вопросом. В конце-концов, многие ли всерьез верят, что за Дмитрия Медведева в 2008 году проголосовало 70% избирателей, то есть именно 52,5 млн человек? Это каждый третий, по сути, человек в стране. Опросите своих близких, знакомых, друзей. Сколько из них отдали свои голоса бывшему вице-премьеру эпохи президентства Владимира Путина? Вопрос.
Поэтому всем приверженцам «сильной руки» стоит быть готовыми к тому, что их следующим президентом будет кем-то назначен абсолютно неожиданный для них человек. Который будет проводить свою политику, невзирая на их мнение. И своей безответственностью способный привести страну к серьезному кризису.
Вторая слабая точка — это невозможность в таких условиях избавить конституционными и легальными способами страну от очередного «царя». Опыт романовской России, да и Советского Союза, показывает, что единственным механизмом остается дворцовый переворот. Вроде тех, которые прошли в стране после смерти Иосифа Сталина. Однако любая закрытая и негибкая система имеет естественный предел к такому «самоочищению». Поэтому рано или поздно на посту главы государства оказывается тот человек, который приводит его к гибели, совершая до этого массу ошибок.
В истории России это повторяется с удручающей монотонностью. Недовольство царем Николаем II среди высших слоев Российской империи привело к карикатурному и бездумному перевороту в феврале 1917 года. Когда воюющая страна оказалась в один момент лишенной центральной и формально легитимной власти. Недовольство генеральным секретарем КПСС Михаилом Горбачевым привело страну к распаду путем карикатурного «путча».
Именно это и грозит «модернизированной» политической системе России, которая лишена начисто формальных, конституционных, а также реальных сдержек и противовесов для авторитарной и безответственной власти. Российская власть в лице президента — это космонавт в условиях невесомости. У него нет оппонентов, в стране не существует политической жизни, нет оппозиции, нет политических процедур. Как и у космонавта, это приводит у него не к усилению, а наоборот — к атрофии «мускулов».
Править страной будут случайные люди, которых на высший пост в государстве будут назначать по неизвестным никому причинам. И власть эта будет слабой, но жестокой до абсурда и непоследовательной, поскольку именно такой ее хочет видеть инфантильное российское общество, которое веками ищет своего «доброго царя». А обретя, наконец, такого, бросает страну в хаос переворотов, революций, переделов собственности и гражданских войн.
Автор — главный редактор ИА InterRight.