25 ноября этого года совпали два события — трагедия на шахте «Листвяжная» в Кузбассе, унесшая жизни 51 человека, и снятие неприкосновенности с депутата Госдумы от КПРФ Валерия Рашкина — для расследования гибели лося. События между собой не связанные, но ярко характеризующие суть правящего в России политического режима.
Уже на следующий день после взрыва метана на «Листвяжной» выяснилось, что только в текущем году сотрудники Ростехнадзора выявили на шахте 914 нарушений правил эксплуатации и техники безопасности. Сами шахтеры уже после трагедии рассказали журналистам, что им часто приходилось работать в условиях высокой загазованности, хотя это является грубым нарушением техники безопасности. Однако руководство закрывало глаза на эти нарушения, фактически заставляя шахтеров рисковать своими жизнями под угрозой увольнения. Кстати, еще в 2004 году на «Листвяжной» при взрыве метана погибло 13 человек, но в итоге уголовные сроки (да и то — условные!) получили только инженерно-технические работники шахты.
Ну а что удивляться, ведь еще Карл Маркс писал о том, что ради высокой прибыли капитал пойдет на любое преступление. И действительно, в этом году цены на уголь резко выросли, поэтому перспектива получения многомиллионных доходов вполне могла быть причиной того, что владельцы шахты наплевали на многочисленные нарушения и угрозу для жизни шахтеров. Конечно, следствие будет разбираться в причинах взрыва на «Листвяжной». На данный момент по уголовному делу о гибели горняков задержаны директор шахты Сергей Махраков, его первый заместитель Андрей Молоствов и начальник участка, где произошел взрыв, Сергей Герасименок. Однако есть большие опасения, что собственники шахты, как и в 2004 году (да и в большинстве других аналогичных случаев), не будут привлечены к ответственности, хотя имеется подозрение, что им было прекрасно известно о нарушениях, приведших к гибели людей.
Отметим, что шахта «Листвяжная» принадлежит холдинговой компании «СДС-Уголь», которая занимает третье место по добыче и экспорту угля в России. При этом, 95% активов этой компании владеет Михаил Федяев, занимающий 177-ю строчку в списке Forbes (его состояние оценивается в 550 миллионов долларов). Характерно, что его сын Павел Федяев — депутат Государственной думы от «Единой России». Что же, на фоне состояния в сотни миллионов долларов жизни шахтеров, вероятно, кому-то кажутся несущественной мелочью…
Очень важно сказать о том, какое освещение получила трагедия на «Листвяжной» в государственных СМИ. Безусловно, в течение 2−3 дней после взрыва в новостных выпусках было довольно много информации. Но затем данная тема, в основном, ушла из информационной повестки. Федеральный траур объявлен не был, поэтому после гибели 51 шахтера мы наблюдали на федеральных телеканалах развлекательные ток-шоу, где традиционно перемывали кости знаменитостям. Конечно, это выгодно с коммерческой точки зрения и политически безопасно. Ну а разбираться в причинах гибели десятков людей тот же Андрей Малахов не спешит и передачи на эту тему не делает. Да и в Госдуме мы как-то не слышим от спикера Володина призывов разобраться в том, какую роль в трагедии сыграл депутат-единоросс Федяев и его отец.
Зато история про Валерия Рашкина и убитого им лося смакуется во всех федеральных СМИ уже целый месяц, и конца этому не видно. Десятки ток-шоу и разоблачительных сюжетов про «ужасного коммуниста Рашкина» увидели за это время россияне, а представители партии власти разбрызгали всю слюну, гневно обличая депутата от КПРФ. И со снятием неприкосновенности подсуетились очень быстро. Безусловно, в истории с лосем не следует выставлять Валерия Рашкина ангелом с крыльями, но давайте просто сравним — застреленное на охоте животное и гибель 51 человека. Просто несопоставимо! Однако гнилая политическая конъюнктура переворачивает все с ног на голову. И поэтому из гибели лося в целях дискредитации опасного конкурента-оппозиционера Рашкина власти раздули скандал вселенского масштаба. А смерть десятков людей постарались побыстрее убрать из информационной повестки, потому что подробное освещение данной трагедии неизбежно будет ставить ребром вопрос об ответственности собственников и чиновников. А это интересам правящего класса напрямую противоречит. Так что, по извращенной логике кремлевских пропагандистов, гибель лося перевешивает смерть 51 человека.
Вот такая вот страшная реальность получается. Такие вот двойные стандарты путинской вертикали. И пока эти двойные стандарты будут процветать в нашей стране, смерти и трагедии будут продолжаться. Главный вопрос заключается в том, сколько мы будем это терпеть…