Панарабская революция, наиболее активно проявившая себя в Тунисе и Египте, преподаёт еще один важный урок. Он пока ещё практически не замечен аналитиками и политическими активистами, никем за пределами арабского мира не взят на вооружение. Хотя вся «фактура», как и во всём гениальном — проста и лежит на поверхности.
Разумеется — речь о роли религиозного фактора! Но совсем не в том значении, как о нём применительно к Тунису и Египту с придыханием говорят те, для кого сами слова «ислам», «мечеть», «пятничная молитва" — синонимы терроризма и мракобесия. Как и вообще всё, связанное с Востоком — даже лозунги арабской вязью и платки на головах женщин (хотя в Тунисе, например, сейчас банально прохладно и платок в январе месяце — вещь не лишняя, да даже и для египтянок +20 — представьте себе, «мороз»).
Поэтому все разговоры на тему «А не превратится ли Египет во второй Иран, не станет ли светский Тунис частью Всемирного Халифата» оставим специалистам. И поговорим о другом — о религиозном факторе, как об одной из технологий уличного протеста.
Собственно, почему вообще так получилось, что тунисским и особенно — египетским оппозиционерам удалось «переиграть» полицию и спецслужбы, казалось бы из ниоткуда собрать многотысячные демонстрации, заполонить ими центральные улицы своих столиц? Разве арабские полиция и спецслужбы менее дотошны, профессиональны и жестоки, чем, например, российские или белорусские? Да нет — пожалуй, дотошны и жестоки они даже поболее, раз удавалось десятилетиями держать горячие южные народы в покорности и тотальном страхе так, как это не удаётся до конца даже Рамзану Кадырову.
Вот что, например, сказал в интервью Радио Свобода ведущий научный сотрудник МГИМО, специалист по Египту и Северной Африке Александр Крылов:
— В своё время я, еще будучи студентом, был в Египте и учился в университете. Студенты мне говорили, что создать какое-либо оппозиционное, антиправительственное, а тем более подпольное движение практически невозможно, потому что в любой ячейке обязательно найдется представитель «мухабарата», то есть соответствующих «органов», которые раскроют эту ячейку.
А угодить в лапы «мухабхарата» — это… В общем — тем, кто угодил в лапы всего лишь «проклятой Америки» в Абу-Грейб или на Гуантанамо — можно сказать, невероятно повезло. Самых упёртых представителей Аль-Каиды, которые не «кололись» при пытках рок-н-роллом, порносессиями и «имитацией утопления» американцы выдавали именно египетскому «мухабхарату», который возглавлял… Ну да — разумеется — нынешний вице-президент страны Омар Сулейман, выпускник нашей Военной академии имени Фрунзе. В египетской охранке люди иногда исчезали совершенно бесследно и чуть ли не в бассейнах с серной кислотой. Никаких фотодокументов, в отличие от Абу-Грейб, в Сеть не выкладывали, но нетрудно догадаться, насколько страшной будет участь и нынешних активистов египетского восстания, если их «мятеж не кончится удачей».
В Тунисе, же, где режим был мягче, и до подобной «азиатчины» не доходил, разбивать палатки на газонах «майданов» под оранжевыми или там — серо-буро-малиновыми флагами тоже было никак не возможно. В разгар волнений власти превентивно «интернировали» по тюрьмам не только оппозиционных лидеров, но даже вольнодумных блогеров и ставшего мировой знаменитостью 24-х летнего рэпера El General, автора местной разновидности песни «Разом нас богато». Однако, многотысячные демонстрации лишь прирастали, превращаясь вначале в стотысячные, потом — миллионные… И тут возникает всего один вопрос — чёрт возьми, но почему?
А вот почему.
«Через Фейсбук активисты из Туниса давали египтянам советы по тактике протестов, — говорят местные левые активисты parshikov2.livejournal.com/85213.html — Например, в последние годы большая часть протестов, организованных движением за демократические перемены, не превышала количества в 300−400 участников. Для полиции не составляло большого труда разогнать их. Сейчас всё по-другому — каждой демонстрации предшествовала подготовительная работа. Следуя рекомендациям тунисцев, организаторы в Каире решили не назначать общее место встречи. Вместо этого, они назначали встречи в разных местах, а затем группы соединялись рядом с различными правительственными зданиями. В результате, удалось переиграть полицию».
Но левые активисты стыдливо умалчивают те самые «разные места», где назначались встречи для переигрывания полиции. А места эти… Ну конечно же — мечети (и церкви в случае африканских христиан-коптов)!
«Консервативные» африканские режимы ведь, как известно, хоть и считались светскими — были вынуждены считаться с религиозными традициями населения, особенно в более набожном Египте. Но даже и Бен Али совершил паломничество в Мекку — ну, примерно также, как наши президенты стоят на Рождество и Пасху по церквям со свечками. Египетские власти платили зарплату муллам, чтобы они проповедовали смирение Отцу Нации, а не чёрт знает что. Строили по стране новые мечети, чтобы выбить козыри из рук «братьев-мусульман». Как итог — в «светском» Египте показушная, во многом ханжеская набожность цвела при Мубараке пышным цветом: начальники хвалились друг перед другом набитыми на лбу шишками, целые телеканалы транслировали с утра до вечера молитвы (что наверняка могли заметить наши туристы, потыкав пульт в Хургаде или Шарм-эль-Шейхе). Работала целая «фабрика» по подготовке исламских кадров в университете Аль-Азхар. Вспомним: оттуда в разгар беспорядков эвакуировали и 140 российских студентов из Башкирии, изучавших ислам…
Но в решающий момент это заигрывание с религией всё равно обернулось против власти — неизвестные доселе оппозиционеры назначали свои акции «после молитвы» — народ выходил из мечетей уже собравшимися большими толпами, воодушевлёнными молитвами и… действительно стекался к центру города из разных мест!
Пресечь всё это «безобразие» действительно не мог уже никакой «мухабхарат». Ведь одно дело — разгонять жалкую демонстрацию левых активистов или скажем, «либеральных бородёнок» из Каирского университета. Совсем другое — мешать молиться! В Египте за это дело, знаете ли, и ботинком по голове получить очень даже запросто. Мешать людям поклоняться Аллаху? Да как можно! Поэтому кадры молящихся в разгар беспорядков и остановившийся перед ними недоуменный ОМОН — зрелище, удивлявшее лишь циничных соотечественников. А египетские демонстранты столь нехитрым способом перекрывали дороги и мосты, мешали передвижению силовиков. Впрочем, иногда у них нервы не выдерживали, и тогда упавших ниц перед Аллахом накатывала струя из брандсбойта — и эти кадры тоже нетрудно найти в Интернете.
Применима ли подобная тактика в странах СНГ, если тунисско-египетская «оранжевая чума» начнёт накрывать и их и даже в случае превентивных арестов привычных оппозиционных активистов народ продолжит «бурлить» и выдвинутся активисты новые? Это предсказать трудно, как было трудно предсказать и тунисскую революцию. В набожных, религиозных регионах наподобие Западной Украины или Молдовы — вполне возможно. Там у местных силовиков разгонять молящихся людей рука скорее всего дрогнет. В других областях Украины, Беларуси, Грузии, Армении, Азербайджане, странах Средней Азии вероятность уже чуть ниже. В России… В России можно вспомнить Кровавое Воскресенье 1905 года, когда религия играла куда большую роль в жизни общества, чем сегодня. Рабочие во главе с Гапоном шли к Зимнему Дворцу с иконами и даже портретами царя (помазанника божьего), что, однако, и тогда не спасло их демонстрацию от расстрела. И целились солдатушки-бравы ребятушки в святые лики весьма бойко… Но, впрочем, и возмущение таким расстрелом оказалось столь велико, что сдетонировало в целую революцию. И худо-бедно таки дало стране некоторое послабление и даже Государственную Думу.
С другой стороны, несложно предположить, что и власть сделает свои выводы из «уроков Египта». Введет какие нибудь очередные поправки в антиэкстремистское законодательство, вроде ответственности за «сбор граждан в молитвенных зданиях не с целью молитвы и молебны в дни чрезвычайного положения». Создаст очередное движение «двадцатипятитысячников» из нашистов, направит их по церквям и мечетям с целью выявления наиболее активных прихожан и священников. А может, даже, и вовсе ослабит клерикализацию общества и религиозную пропаганду, как отказалась уже от восхваления одного «эффективного менеджера». Ибо уж очень обоюдоострой оказалась сия палка, и не только покорность к сытым и упитанным хозяевам жизни ею можно воспитывать.