Мнения

Мечеть как место зарождения революции

Заигрывая с религией, авторитарные власти накликали беду себе на голову

  
16

Панарабская революция, наиболее активно проявившая себя в Тунисе и Египте, преподаёт еще один важный урок. Он пока ещё практически не замечен аналитиками и политическими активистами, никем за пределами арабского мира не взят на вооружение. Хотя вся «фактура», как и во всём гениальном — проста и лежит на поверхности.

Разумеется — речь о роли религиозного фактора! Но совсем не в том значении, как о нём применительно к Тунису и Египту с придыханием говорят те, для кого сами слова «ислам», «мечеть», «пятничная молитва" — синонимы терроризма и мракобесия. Как и вообще всё, связанное с Востоком — даже лозунги арабской вязью и платки на головах женщин (хотя в Тунисе, например, сейчас банально прохладно и платок в январе месяце — вещь не лишняя, да даже и для египтянок +20 — представьте себе, «мороз»).

Поэтому все разговоры на тему «А не превратится ли Египет во второй Иран, не станет ли светский Тунис частью Всемирного Халифата» оставим специалистам. И поговорим о другом — о религиозном факторе, как об одной из технологий уличного протеста.

Собственно, почему вообще так получилось, что тунисским и особенно — египетским оппозиционерам удалось «переиграть» полицию и спецслужбы, казалось бы из ниоткуда собрать многотысячные демонстрации, заполонить ими центральные улицы своих столиц? Разве арабские полиция и спецслужбы менее дотошны, профессиональны и жестоки, чем, например, российские или белорусские? Да нет — пожалуй, дотошны и жестоки они даже поболее, раз удавалось десятилетиями держать горячие южные народы в покорности и тотальном страхе так, как это не удаётся до конца даже Рамзану Кадырову.

Вот что, например, сказал в интервью Радио Свобода ведущий научный сотрудник МГИМО, специалист по Египту и Северной Африке Александр Крылов:

— В своё время я, еще будучи студентом, был в Египте и учился в университете. Студенты мне говорили, что создать какое-либо оппозиционное, антиправительственное, а тем более подпольное движение практически невозможно, потому что в любой ячейке обязательно найдется представитель «мухабарата», то есть соответствующих «органов», которые раскроют эту ячейку.

А угодить в лапы «мухабхарата» — это… В общем — тем, кто угодил в лапы всего лишь «проклятой Америки» в Абу-Грейб или на Гуантанамо — можно сказать, невероятно повезло. Самых упёртых представителей Аль-Каиды, которые не «кололись» при пытках рок-н-роллом, порносессиями и «имитацией утопления» американцы выдавали именно египетскому «мухабхарату», который возглавлял… Ну да — разумеется — нынешний вице-президент страны Омар Сулейман, выпускник нашей Военной академии имени Фрунзе. В египетской охранке люди иногда исчезали совершенно бесследно и чуть ли не в бассейнах с серной кислотой. Никаких фотодокументов, в отличие от Абу-Грейб, в Сеть не выкладывали, но нетрудно догадаться, насколько страшной будет участь и нынешних активистов египетского восстания, если их «мятеж не кончится удачей».

В Тунисе, же, где режим был мягче, и до подобной «азиатчины» не доходил, разбивать палатки на газонах «майданов» под оранжевыми или там — серо-буро-малиновыми флагами тоже было никак не возможно. В разгар волнений власти превентивно «интернировали» по тюрьмам не только оппозиционных лидеров, но даже вольнодумных блогеров и ставшего мировой знаменитостью 24-х летнего рэпера El General, автора местной разновидности песни «Разом нас богато». Однако, многотысячные демонстрации лишь прирастали, превращаясь вначале в стотысячные, потом — миллионные… И тут возникает всего один вопрос — чёрт возьми, но почему?

А вот почему.

«Через Фейсбук активисты из Туниса давали египтянам советы по тактике протестов, — говорят местные левые активисты parshikov2.livejournal.com/85213.html — Например, в последние годы большая часть протестов, организованных движением за демократические перемены, не превышала количества в 300−400 участников. Для полиции не составляло большого труда разогнать их. Сейчас всё по-другому — каждой демонстрации предшествовала подготовительная работа. Следуя рекомендациям тунисцев, организаторы в Каире решили не назначать общее место встречи. Вместо этого, они назначали встречи в разных местах, а затем группы соединялись рядом с различными правительственными зданиями. В результате, удалось переиграть полицию».

Но левые активисты стыдливо умалчивают те самые «разные места», где назначались встречи для переигрывания полиции. А места эти… Ну конечно же — мечети (и церкви в случае африканских христиан-коптов)!

«Консервативные» африканские режимы ведь, как известно, хоть и считались светскими — были вынуждены считаться с религиозными традициями населения, особенно в более набожном Египте. Но даже и Бен Али совершил паломничество в Мекку — ну, примерно также, как наши президенты стоят на Рождество и Пасху по церквям со свечками. Египетские власти платили зарплату муллам, чтобы они проповедовали смирение Отцу Нации, а не чёрт знает что. Строили по стране новые мечети, чтобы выбить козыри из рук «братьев-мусульман». Как итог — в «светском» Египте показушная, во многом ханжеская набожность цвела при Мубараке пышным цветом: начальники хвалились друг перед другом набитыми на лбу шишками, целые телеканалы транслировали с утра до вечера молитвы (что наверняка могли заметить наши туристы, потыкав пульт в Хургаде или Шарм-эль-Шейхе). Работала целая «фабрика» по подготовке исламских кадров в университете Аль-Азхар. Вспомним: оттуда в разгар беспорядков эвакуировали и 140 российских студентов из Башкирии, изучавших ислам…

Но в решающий момент это заигрывание с религией всё равно обернулось против власти — неизвестные доселе оппозиционеры назначали свои акции «после молитвы» — народ выходил из мечетей уже собравшимися большими толпами, воодушевлёнными молитвами и… действительно стекался к центру города из разных мест!

Пресечь всё это «безобразие» действительно не мог уже никакой «мухабхарат». Ведь одно дело — разгонять жалкую демонстрацию левых активистов или скажем, «либеральных бородёнок» из Каирского университета. Совсем другое — мешать молиться! В Египте за это дело, знаете ли, и ботинком по голове получить очень даже запросто. Мешать людям поклоняться Аллаху? Да как можно! Поэтому кадры молящихся в разгар беспорядков и остановившийся перед ними недоуменный ОМОН — зрелище, удивлявшее лишь циничных соотечественников. А египетские демонстранты столь нехитрым способом перекрывали дороги и мосты, мешали передвижению силовиков. Впрочем, иногда у них нервы не выдерживали, и тогда упавших ниц перед Аллахом накатывала струя из брандсбойта — и эти кадры тоже нетрудно найти в Интернете.

Применима ли подобная тактика в странах СНГ, если тунисско-египетская «оранжевая чума» начнёт накрывать и их и даже в случае превентивных арестов привычных оппозиционных активистов народ продолжит «бурлить» и выдвинутся активисты новые? Это предсказать трудно, как было трудно предсказать и тунисскую революцию. В набожных, религиозных регионах наподобие Западной Украины или Молдовы — вполне возможно. Там у местных силовиков разгонять молящихся людей рука скорее всего дрогнет. В других областях Украины, Беларуси, Грузии, Армении, Азербайджане, странах Средней Азии вероятность уже чуть ниже. В России… В России можно вспомнить Кровавое Воскресенье 1905 года, когда религия играла куда большую роль в жизни общества, чем сегодня. Рабочие во главе с Гапоном шли к Зимнему Дворцу с иконами и даже портретами царя (помазанника божьего), что, однако, и тогда не спасло их демонстрацию от расстрела. И целились солдатушки-бравы ребятушки в святые лики весьма бойко… Но, впрочем, и возмущение таким расстрелом оказалось столь велико, что сдетонировало в целую революцию. И худо-бедно таки дало стране некоторое послабление и даже Государственную Думу.

С другой стороны, несложно предположить, что и власть сделает свои выводы из «уроков Египта». Введет какие нибудь очередные поправки в антиэкстремистское законодательство, вроде ответственности за «сбор граждан в молитвенных зданиях не с целью молитвы и молебны в дни чрезвычайного положения». Создаст очередное движение «двадцатипятитысячников» из нашистов, направит их по церквям и мечетям с целью выявления наиболее активных прихожан и священников. А может, даже, и вовсе ослабит клерикализацию общества и религиозную пропаганду, как отказалась уже от восхваления одного «эффективного менеджера». Ибо уж очень обоюдоострой оказалась сия палка, и не только покорность к сытым и упитанным хозяевам жизни ею можно воспитывать.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Алексей Кротов

Почетный строитель города Москвы, член Союза архитекторов России

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня