Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Почему пигмей на голову выше либерала

Наши далёкие предки жили при коммунизме?

2806
Почему пигмей на голову выше либерала
Фото: Александр Неменов/ТАСС

Для мира, возникшего из обломков СССР, характерен презрительный взгляд на природу человека. Это легко объяснимо. На протяжении десятилетий правивший в СССР партийно-государственный бюрократический аппарат рассказывал историю про прекрасное будущее, коммунизм, мир равенства, братства и материального изобилия.

Поскольку реальность сильно отличалась от идеологического наполнителя системы, в обществе стал преобладать «цинизм, бескрайний, как вид с останкинской телебашни», если пользоваться словами Виктора Пелевина. Люди начали думать, что коммунизм — это красивая, но лживая сказка.

Однако в таком случае было бы уместно задать вопрос: если люди по своей природе — злобные эгоистичные существа, которые не способны к взаимопомощи, сотрудничеству, к отношениям равенства, как об этом любят порассуждать сторонники капитализма (особенно, либералы), если люди в принципе не могут быть другими, как же тогда стало возможно справедливое общество, напоминающее коммунизм, пусть не в смысле материального изобилия (которого у большинства людей нет нигде на Земле), но во всяком случае такое, где люди живут в условиях равенства, братского сотрудничества, коллективной (общественной, негосударственной) собственности, отсутствия классов и государственного принуждения (и даже при отсутствии жестких иерархий)?

Читайте также
Запад не готов воевать с Россией и намеревается откупиться Запад не готов воевать с Россией и намеревается откупиться Забота Остина о «вымиратах» не произвела впечатления на конгрессменов

Так, например, живут бушмены Калахари. Это 50-тысячная протокоммунистическая община, которая состоит из небольших автономных групп, занятых охотой и собирательством. Они выбирают своих лидеров, которые не являются обычно деспотичными и более-менее контролируются сообществом.

У бушменов нет имущественного неравенства, общины вместе воспитывают детей. Нет частной собственности, за исключением меда диких пчел, найденного охотником в пустыне (улей объявляется его собственностью, но это — исключение из правил). Сообщества занимают определенные участки пустыни Калахари, на которых они охотятся и занимаются собирательством. Если другая община преследует дичь, она может делать это на чужой территории, но тогда по правилам охотники должны поделиться с местной общиной.

Эти небольшие группы не на 100 процентов автономны, хотя они принимают на местах все необходимые им решения. Группы прошиты и связаны между собой дружественными и родственными связями, иногда дарят друг другу избытки пищи.

Такой механизм не случаен. Когда дожди обходят стороной некоторые участки Калахари, оттуда уходит дичь. Тогда местные общины распадаются, и их члены примыкают к дружественным сообществам на других участках. Таким образом вся 50-тысячная община представляет собой единую протокоммунистическую социальную систему.

Бушмены — не ангелы. Они обычные люди, которые могут ссориться между собой. Иногда в их среде, как и в любых человеческих сообществах, случаются убийства, причем они используют отравленные стрелы.

У них есть асоциальные индивиды, изгнанные из сообществ, и, если они ведут себя агрессивно, против них предпринимают карательные операции, направленные на ликвидацию преступников. Однако в целом поддерживаются доброжелательные отношения. Общество бушменов изучали такие исследователи, как Ли, Салинс, Казанков и другие.

Существуют и другие сообщества, ведущие схожий образ жизни, например, пигмеи в Центральной Африке.

Под давлением современной цивилизации сокращается среда обитания этих народов, разрушаются экосистемы, и общественные отношения постепенно деформируются. Однако это уже иная история.

Читайте также
Макрон поможет России рабочей силой Макрон поможет России рабочей силой Французские солдаты хороши «для извлечения руд», говорил фельдмаршал Миних

Резонный вопрос: все ли первобытные племена охотников и собирателей вели подобный образ жизни? Возможно, не все.

Речь идет о том, что люди могут жить в условиях, напоминающих коммунизм, то есть в условиях горизонтальной «ассоциации индивидов», о которой писал Маркс, или братского содружества Кропоткина, разумеется, не идеального, а порой трагичного и сложного, как и любая человеческая жизнь. Это — простой факт.

С высокой вероятностью, многие наши предки, хотя, возможно, не все, тысячелетиями жили примерно так, как бушмены Калахари или пигмеи Центральной Африки. По крайней мере в захоронениях нет следов неравенства. Это означает, что коммунизм — именно в указанном значении слова — абсолютно естественная для человека вещь. (У Ленина было, вероятно, иное отношение к коммунизму, поскольку он рассматривал централизованное государственное распределение материальных благ и жесткие властно-политические системы господства и подчинения как элементы коммунизма, о чем он заявляет, например, в работе «НЭП и задачи политпросветов»).

Мы сознательно не рассматриваем здесь некоторые современные процветающие самоуправляемые коммуны с коллективной собственностью и властью общественных собраний, в которых могут состоять сотни людей и которые продемонстрировали высокие способности к экономическому выживанию, как, например, Аурамба в Эфиопии, и способность использовать современные технологии, как например Нидеркауфунген в Германии.

Коммунистические отношения в подлинном значении этого слова — не более и не менее естественная вещь, чем капиталистическая конкуренция. В конце концов, капитализм существует уже несколько столетий. Хотя постойте… Несколько столетий? Выходит, этот общественный строй появился на планете сравнительно недавно?

Все, что мы можем сказать о человеческой природе, — она довольно пластична. По всей вероятности, никакого естественного человека не существует. Люди могут создавать самые разные вселенные, включая коммунистические, и в человеческой природе нет вообще ничего, что делало бы это невозможным.

Для многих граждан на просторах бывшего СССР это — неприятное открытие. Они ведь часто оправдывают собственные недобросовестные поступки словами, что их поведение «естественно», «за так и прыщ не вскочит», «все люди такие», «человек человеку — волк» и т. д. Однако, характерно уже то, что им приходится оправдываться.

Даже в современном мире, например, внутри семьи или компании друзей, сохраняются элементы братского содружества, которое, как заметил (сюрприз!) либерал Фридрих фон Хайек, остается бесконечно привлекательным в глазах множества людей.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Борис Шмелев

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня