В Калуге мы были не в первый раз. Автомобилестроительные предприятия, принадлежащие западному капиталу, стали площадкой, на которой отрабатываются не только технологии сборки иностранных машин, но и навыки самоорганизации и солидарности рабочих. Активисты Межрегионального профсоюза работников автомобилестроения (МПРА) уже выиграли забастовку на заводе «Бентелер», принудили к соглашению менеджмент «Фольксвагена».
Однако Калуга — это не только новые иностранные заводы. Тут же расположены старые советские предприятия, еще недавно считавшиеся передовыми в технологическом и организационном отношении. Вместе с активистами МПРА мы говорили с рабочими у проходных легендарного Калужского турбинного завода и «Фольксвагена».
То, что мы увидели, напоминало два мира, жители которых почти не пересекаются друг с другом, хотя живут на одной территории и формально принадлежат к одному классу. Рабочие «Фольксвагена», состоящие в профсоюзе, говорят о зарплате, о совместной борьбе, об условиях труда. Тред-юнионистское классовое сознание налицо — они четко проводят границу между собой и хозяином. Их отношение к труду определяется условиями найма. Ни один из опрошенных не говорил о том, интересно ли ему работать, нравится ли ему его труд.
Напротив, люди у проходной КТЗ с гордостью рассказывали про свое предприятие, с увлечением и даже умилением говорили про турбины, которые они делают, переживали, что производство падает, а завод деградирует. Но ни одному из них даже в голову не приходило, что надо бороться за свои права. Как можно бороться, завод-то частный, повторяли мои собеседники. Даже когда я спрашивал пожилых рабочих о том, как они относятся к предстоящей отмене пенсий для работающих пенсионеров, они вздыхали и огорчались, но никто не сказал, что надо сопротивляться и протестовать. Распоряжения властей и решения заводской администрации воспринимаются тут как погодные явления, из-за которых можно расстраиваться, но с которыми ничего нельзя поделать.
Это советский тип работника, во многом очень привлекательный и даже вызывающий восхищение тем, как он любит свой труд, гордится им. Он не противопоставляет себя своему предприятию, а отождествляет себя с ним. Это люди, которые на протяжении десятилетий создавали (и все еще создают) славу и богатство страны. Ведь их производство даже сейчас гораздо более технологически сложное, чем сборка немецких автомобилей, разворачивающаяся по соседству. Но именно те черты советского рабочего, которые можно было считать в прежние времена его сильной стороной, оборачиваются в новой капиталистической реальности его слабостью, беспомощностью. Они были лояльны к власти, а власть выдала их головой новым хозяевам жизни, которые просто используют, эксплуатируют их так же, как и устаревающие советские машины.
Так или иначе, рабочим России приходится сегодня проходить школу социальной борьбы и самоорганизации, начиная заново осознавать свое положение, учиться формулировать свои интересы, защищать их и объединяться для того, чтобы добиваться конкретного, ощутимого результата. Эту работу сегодня ведут свободные профсоюзы. И левые интеллектуалы чего-то стоят на практике лишь тогда, когда не только увлеченно обсуждают новейшие переводные книжки, но и практически помогают активистам рабочего движения, учат их и сами у них учатся.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Интерпресс/ Андрей Пронин