Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения
10 апреля 2013 16:56

Всё дело в «фишке»

Алексей Голяков: «Закон о защите детей от вредной информации» развязывает руки телемагнатам

149

Неужели за будущее России наконец-то можно быть спокойным? И как это раньше депутаты, культурологи, педагоги, сексопатологи и проч. столько времени ломали голову в своих прогнозах и проектах, ругались в спорах до хрипоты и кулаков в прямых и кривых эфирах, и никак не могли уяснить: ларчик-то открывается, по дедушке Крылову, совсем просто. А ведь говорят, что даже отдельный Закон, «О защите детей от вредной информации», в долгих муках, почти десять лет, депутаты вынашивали и выпускали на свет. А проблема всего-навсего в чем? В фишке!

Достаточно стало раскрыть телепрограмму, чтобы в пестроте каналов и передач заметить циферки со знаком плюс. Когда 12, когда 6 и 10, но все чаще 16. Зрители, большие и малые, читают и, наверное, моментально (особенно те, по поводу безопасности и благополучия которых и приключилась вся эта затея) проникаются ответственностью за собственное психическое и физическое здоровье и правильное развитие. И как-то легко отринута напрочь давняя истина, что запретный плод вообще-то сладок, тем более когда — вот он, как груша, совсем рядом; сорви с ветки его и ешь, а именно — включи телевизор днем, если папы с мамой нет дома, и смотри. Набираемые в типографиях, как правило, красным цветом возрастные ограничения выглядят вовсе не предупреждающими регуляторами, а однозначно как неприкрытые и циничные приманки. Но хотели-то как лучше…

На деле вышло: отныне ни к чему беспокоиться, что такая-то программа или такой-то фильм поставлены в программе, как говорится, в неурочный час, — появись они хоть на «Первом», хоть на 101-ом, хоть на канале «Ю». Делегируй публикаторам телепрограмм цифру с плюсом, и будет она как севрюжина с хреном всем этим блюстителям нравственности — чтоб они окончательно заткнулись.

На «Первом» и «России-1» — в среднем за день чуть ли не с треть соответствующих пометок, на других и вовсе — по поговорке «чем дальше в лес»… Так, канал ТНТ (федеральный, между прочим) практически весь испещрен красными флажками, и не простыми, а «16+». Разумеется, тут и «Дом-2», который, несмотря на все бодания в судах, снова стоит несокрушимо в дневной сетке (смотри — не хочу!), и пресловутые «Камеди клабы», коих по здравой логике можно было задвинуть подальше в ночь. СТС, «Звезда», «Перец», даже пресловутый «Домашний» (не говоря уже о НТВ) по накатанной дорожке, особенно в анонсных нарезках, продолжают крошить телезрителя безостановочной зубодробиловкой. Ну а что же принятый и вступивший в силу новый Закон, на которого столько было надежд — с одной стороны, и косых взглядов, что он-де реанимирует цензуру, — с другой?

А ничего.

Всё как шло прежде, так и едет дальше. Причем с утроенной энергией. Телевизионщики (точнее, не все, а тот их контингент, которого точнее было бы назвать топ-менеджерами телебизнеса) мгновенно смекнули, что на самом деле этот закон просто замечателен. Для них. Потому что вся сила-то, как в недосягаемом кащеевском яйце, — в пресловутой фишке! И это только в сказках его скорлупу цыпленок раскалывает. А тут — нацепил фишку на свой супер-рейтинговый продукт, и дыши полной грудью, никакие Роскомнадзоры вкупе с союзами православных граждан тебе нипочем. При этом остается за семью печатями, кто и по какому принципу «клеймит» передачу. Пока что характер клеймления под стать кафкианскому — замок из Останкинской башни потаинственней того, что мерещился сто лет назад автору «Процесса» и «Превращения». По какому-то сюрреалистическому наваждению неоднократно маркировались «Два капитана» (по В. Каверину). «Война и мир» (С.Бондарчука, — кстати, по тому самому роману Толстого, что пока ещё не исключён из школьной программы), «Офицеры» (какой 23 февраля без этой ленты). Страшно вымолвить, но все это отштамповано меткой 16+! Но и это еще не все — последнюю новогоднюю программу (январь 2013 года) составляли то ли детоненавистники, то ли принявшие загодя большую дозу под елкой — отмаркированы классические детские «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Петрова и Васечкина» (MTV, 31.12.12., метка 12+). Даже смешные и безобидные для любого возраста «Каникулы в Простоквашино» красовались в программе с ярлычком 6+ (канал «Ю», 1.01.13.). Между тем, весь 16-ти-плюсовый «жесткач» с нескончаемыми и — что самое характерное — немотивированными, вырванными из контекста и подаваемыми в виде рекламно-анонсных вставок мордобитием, поножовщиной и расстрелами благополучно продолжает находиться в сетке в утренние, дневные и вечерние часы. Для этого достаточно включить любой канал доступного мультиплекса, за исключением «Культуры» и «России-24».

Что же получилось?

Вся борьба за принятие данного Закона, в том виде, в каком он вышел на публичную поверхность и начал действовать, явила собой даже не столько издевательскую профанацию, когда в смысловых приоритетах и запретах все оказалось перевернутым с ног на голову. Мы получили многоуровневый уход от целого комплекса проблем, увод от них интеллектуальных и законотворческих ресурсов. В итоге же — кто развращал (причем не только детей, а, например, и вполне взрослых, но не очень образованных избирателей программами типа «Анатомия протеста»), кто наваривал сумасшедшие доходы на общенациональном достоянии, чем являются федеральные эфирные частоты, тот опять в несомненном выигрыше. В прежнем, еще более густом шоколаде.

Тема маркировки телепродукции предстала классической подменой понятий, когда всех нас в очередной раз — причем под очень благим предлогом — увели от необходимости признания обратной связи. Между тем, ЧТО показывает домашний экран и — обществом. И не влияет (во всяком случае, пока) на ситуацию ни укомплектованный солидным штатом Роскомнадзор со своими, в определенных случаях, оправданными репрессивными функциями, ни дума с Советом Федерации, ни Президент и Правительство. Не мешало бы вспомнить в этой связи, как еще на заре демократии народный депутат СССР писатель и легендарный спортсмен Юрий Власов на одном из депутатских Съездов предлагал внести в действие норму, согласно которой руководители федеральных телевизионных каналов утверждались бы каждый со своей программой и концепцией в парламенте.

В реальности же ТВ было приватизировано, если не по форме собственности, то уж концептуально наверняка, еще в 90-е годы. Поэтому неспроста, что те приватизаторы преспокойно пережили целых три президентских срока. И действуют, как им, «субъектам», дозволено и хочется. Бизнес, ничего личного. И искомое достигнуто — почти полная гарантия неприкосновенности и свободы рук.

На главных каналах за кадром безмолвно прочитывается мартиролог.

В покойниках не только «физические лица» — ведущие. Уничтожены целые программы. Целые жанры. Существовавшие прежде традиции, неписаные правила угроблены, выжжены каленым железом тупой коммерциализации. Но не мешало в этой связи вспомнить, что поколение нынешних начальников и бизнесменов славно росло не только на футболе, но и на передаче «В гостях у сказки» — маленькие зрители смотрели старые и новые фильмы и переносили свои впечатления на бумагу и картон, присылали рисунки и поделки в студию. Заодно узнавали и о режиссерах с актерами, без всяких нотаций приучались к тексту, к книге, на основе которых и снимались в разное время «Тайны железных дверей» и «Королевства кривых зеркал». Но вот не стало строгой, но любимой всеми «тети Вали» — В.М.Леонтьевой, и совсем скоро какой-то умник с первого или второго канала постановил — нечего детей воспитывать и просвещать, они и так здоровенные вырастут. И потому сегодняшние малыши смотрят не поучительные сказки, а вместе со взрослыми за компанию — на дядю Малахова, которому позволено устраивать ежедневные, в самое лучшее время шоу то с перерезанной матерью собственным сыном, то с изнасилованными детьми, то с еще чем либо подобным.

Примеры тематического убийства — с того же Первого просто исчезло, испарилось качественное кино. Вы можете смотреть сериалы, но не кино, — причем склеенные на самым последним, хай-тековским рецептам. Но они «Бронепоезду Потемкину», снятому при динозаврах, в подметки не годятся. И это — несмотря на то, что в 2011 году в Совет директоров канала вошел никто иной как Н.С.Михалков. Нет на массовых каналах информационно-познавательных передач такого уровня, как, например, «Кинопанорама», авторы которых рассказывали бы о новинках кинорынка, и при том регулярно обращались бы к наследию кинематографа. И не из-за того, что один из лучших ее былых ведущих Эльдар Рязанов состарился.

Результаты такой политики проявляются на глазах — школьники и уже подросшие за эти годы студенты (даже гуманитарии!) не знают ни «Чапаева», ни «Летят журавли», ни тем более «Восьми с половиной». Им просто непонятен юмор в анекдотах про Василия Ивановича — вот вам не выдуманный удар по архетипам, по преемственности поколений. Смоктуновского смогут спутать с Ходорковским или Склифосовским.

Детское вещание — сбылась мечта Карабаса: кто ростом мал, тот забейся в угол чулана и хвост не смей поднимать; оно загнано максимально дальше не то чтобы от прайм-тайма, а вообще за рамки каналов-«федералов». Упомянутый Закон заставил было буквально на несколько дней лицемерно поволноваться некоторых деятелей культуры, — о ужас, эти бездушные чиновники начнут запрещать или купировать наши любимые «Ну погоди» или «Чебурашку», где кто-то усмотрел пропаганду курения или слишком подозрительные отношения взрослого крокодила с малюткой из ящика с апельсинами.

Господа забеспокоились по поводу состояния волос на отрубленной голове. Вы и ваши дети, давно на общедоступных частотах в нормальное, мало-мальски удобное время смеялись над Волком и Зайцем? Или над Карлсоном или Иванушкой-дурачком? Или чем заканчивается «Маугли» — помните? Или давно вы прослеживали метаморфозу Электроника, мальчика из чемодана? Проведите мини-соцопрос среди сегодняшних подростков, — они вообще в курсе, о чём идёт речь? К детскому (и юношескому) сегменту всегда традиционно относились и научно-популярные проекты, но даже и на горизонте не просматривается Юрий Сенкевич (и не потому, что он умер), — равно как и Сергей Капица со Львом Николаевым, — ни в старых, ни в свежих, ни в серьёзных, ни в прикольных форматах. Ни в каких!

Что взамен у телефедералов?

«Давай поженимся», кухня, еда, мода, ток-шоу, — в основном направления «КУЧА МАЛАхова», — гипертрофированное до значимости съездовских трансляций в былое время. И — игры на деньги в субботнем эфире, запрещенные, как известно, законом в доступных общественных местах и выведенные в специальные зоны. Но одной из таких зон, судя по всему, и стало центральное ТВ с рейтинговыми ведущими Галкиным и Дибровым.

Разбалансированность телевизионной программной политики по содержательному признаку — чудовищная. И это состояние не меняется уже годами, если не десятилетиями. При этом деятели оппозиции на чем свет стоит костерят власть за политическую цензуру, за убогость общественно-политического официозного вещания, но почему-то в упор не видят тенденций глобального раскультуривания, начавшиеся, заметим, еще когда Путина как президента не было и в помине. Или что, эту тему, полагают лидеры белоленточников, лучше вообще не трогать, она — не по силам даже Навальному и иже с ним? Или болезнь зашла так глубоко, что, начав говорить о ней, любой политик рискует прослыть этаким «ботаником», — мол, не поймут?

Проблема оппозиции не только в том, что ее представителей нет совсем или микроскопически мало на сегодняшнем телеэкране, или даже в том, что преследуют активистов, — похищают в другой стране, пытают, запугивают их детей и родителей показными, бессмысленными обысками. Вывозят независимых журналистов — расследователей в лес и там им обещают рай после скорой смерти. Все эти гадости — следствие, но не причина. Гражданское общество формируется не одним лишь методом «от противного» — вот достали тарифы в ЖКХ и я пойду, запишусь добровольцем. Гражданское общество подразумевает в себе определенную планку человеческого качества, — как бы утилитарно для кого-то это ни прозвучало. И беда уже не одной оппозиции, а всего общества не только в том, что воруют голоса на выборах, а — воруют души, и это не поэтический образ, а опробованный элемент политической технологии.

Телекритик Ирина Петровская в интервью журналу «Журналист» (№ 3, 2012) согласилась с вопросом — да, назрело, да, необходимо общественное, надпартийное движение под условным названием «За здоровое телевидение», — сделав важное уточнение при этом, что здоровое ТВ в принципе невозможно в «нездоровой стране». Леонид Парфенов в своей речи к Болотной в декабре 2011 года говорил о том же.

Тем временем упомянутый мартиролог полнится новичками. И не столь уж и важно — чего больше в скорбном списке, культуры или политики. Вслед за многострадальной «Справедливостью» (сначала на РЕН, потом на Первом) Андрея Макарова последовали в никуда острые, по-настоящему дискуссионные «НТВшники». Медийное детище адвоката Макарова, правда, вернулось на «Первый» 12.11. 12., но в такие поздние часы, будто это крутая эротика, да и надолго ли?.. Подоспела очередь уже и целого канала, «Совершенно секретно», — как всегда у нас, по уважительным, финансовым причинам. Ну а поскольку вакуума на земле практически не бывает, то заполнить его применительно к сетке вещания проще пареной репы, если иметь в виду, в чьих руках она, эта сетка, находится. Испарился как предвыборный фантом «Гражданин Гордон»? Или проект Дмитрия Быкова и Михаила Ефремова «Гражданин поэт» торжественно был подвергнут символическому контрольному выстрелу? Не беда. Будет вам адекватная запросам времени замена — см. заголовок статьи.

Редактор отд. «СМИ и общество» журнала «Журналист», специально для «Свободной прессы»

Последние новости
Цитаты
Алексей Куринный

Член комитета Госдумы по охране здоровья, кандидат медицинских наук

Станислав Митрахович

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Михаил Нейжмаков

Политический аналитик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня