Капитализм базируется на покупке предпринимателем квалифицированного производительного труда рабочего на рынке труда.
Рабовладение и феодализм базируются на полном или частичном принудительном присвоении неквалифицированного труда, труда как такового, способности к мускульному усилию.
Разница состоит в том, что промышленный капитализм зависит от прибыли, обеспечить которую может только возрастание производительности труда, что предполагает возрастание квалификации трудящихся.
В посткапиталистическом обществе связь между квалификацией-производительностью труда-прибылью, как можно судить, утеряна. Особенно это касается коррупционных обществ — таких как РФ — где прибыль тем выше, чем меньший реальный объем работ проделан и чем ниже их качество.
В таких условиях и возникает новый сорт отношений между трудом и властесобственностью — гастерономика.
Гастерономика — это причудливое сочетание капитализма и рабо-феодализма. Вроде бы рыночным способом приобретается «труд как таковой» — минус все премии за квалификацию, минус качество труда. При этом, совершив покупку на рынке труда, приобретатель мускульного потенциала гастарбайтера получает власть и над личностью рабочего (как правило не юридическую, конечно, а криминальную, но от того ничуть не менее действенную).
Гастерономика уничтожает, таким образом, главное, что составляло силу пролетариата — рабочих — в эпоху классического капитализма — трудовую квалификацию. Именно обладание квалификацией позволяло организованным в профсоюзы рабочим успешно защищать свои позиции на рынке. Достаточно убедительное место рабочих на рынке породило признание их гражданских и социальных прав (после тяжелой борьбы, разумеется). Это породило современные общества социальной демократии.
Гастерономика, уничтожая позиции квалифицированного труда на рынке, уничтожает, тем самым, экономические и социальные предпосылки для социальной демократии.
Ужасающие условия жизни колоний бесправных гастарбайтеров, занимающихся чем придется, — это не откат в прошлое, это будущее тех обществ, которые погоня за прибылью вынудит к отказу от премии за квалификацию. Загляните в подвал и ужаснитесь своему и своих детей завтра.
Фото: Александр Вайнштейн/Коммерсантъ