Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения
31 июля 2013 16:15

Особенности национальной снималки

Голливуд: восхищение, рождённое страхом

2497

Есть сегодня в мировом кинематографе одна очень неплохая тенденция. Я бы даже сказал — интернациональная. Так сказать, «тендешнл интернешнл». А именно: развесистая клюква про русских неизменно проваливается в прокате. Не важно — отечественная (Михалков с его «противостояниями») или импортная («Крепкий орешек 5», проваливший сборы в США). Не помогают ни беспрецедентные бюджетные вливания (Михалков), ни голливудские суперзвёзды (Брюс Уиллис в «Крепком орешке»).

И я даже догадываюсь почему. Слишком не соответствует эта клюква ни внутреннему самоощущению русского зрителя, ни современному имиджу России за рубежом. Имиджу, при котором Россия единственная (наряду с Китаем) не плетётся уныло в хвосте общечеловеческого гегемона. Или игемона, это кому как нравится.

Но гегемон (или игемон) не унимается, и фабрика общечеловеческих грёз раз за разом штампует клюкву, даже (не поверите) себе в убыток (невидимая рука рынка, ау?). Очередной голливудский триллер «про русских» (советских русских) «Фантом» (2013 год) при бюджете в 18 млн долларов едва наскрёб у себя на родине 1 млн долларов. И надежды, что мировой прокат его хотя бы окупит — ничтожны.

А жаль. И актёры хорошие: Эд Харрис («Скала», «Игры разума»), Дэвид Духовны («Секретные материалы», «Изображая бога»), Уильям Фихтнер («Чёрный ястреб», «Идеальный шторм»). И сюжет неплохой, и концовка драматичная.

И всё же — не прокатывает…

Впрочем, о сюжете. «Холодная война» в разгаре. Отчаявшееся (!) КГБ вдруг понимает (1968 год), что военное противостояние Америке проиграно (советские подводные лодки ставят рекорды скорости, ракеты — рекорды дальности, космическая станция садится на Венере). И решается с помощью нового прибора спровоцировать ядерную войну между США и Китаем. А самим в сторонке дождаться, пока они друг друга уничтожат.

Оставим за скобками, что война между США и Китаем в 60-е годы прошлого века — это всё равно, что матч Бразилия — Финляндия по футболу. Или — в обратном порядке — по хоккею. То есть, кто и с каким счётом победит ни вовек не догадаешься.

Что характерно — об этом зловещем замысле комитета не знают ни военные, ни политическое руководство страны (что-то мне подсказывает, что закрытый орден КГБ уже в ту пору вынашивает планы по газовой колонизации Европы и оказанию помощи бесчеловечному режиму Башара Асада). Но не суть, главное — для осуществления ядерной авантюры чекистам нужно взять под контроль одну из наших подводных лодок, где и применить секретный прибор.

Итак — в залитый огнями порт Хьюстона (должен изображать засекреченный Североморск в режиме светомаскировки) возвращается усталая подлодка. Русские пьют водку. Командир лодки (Эд Харрис) идёт к адмиралу. Пьёт водку с адмиралом. Тот его посылает (не за водкой, как можно было бы подумать, а снова в море). С секретной миссией и двумя гэбэшниками (один из них Дэвид Духовны) на борту. Экипаж (пьющий водку) очень расстроен. Но ничего не поделаешь — служба есть служба.

Лодку им подсовывают ту ещё — времён первой мировой войны, работает то ли на дровах, то ли на угле. Как хлопают заслонки в её котлах слышат одновременно в Токио, Сингапуре и на мысе Канаверал — перед запуском. Возможно, и в космосе. Зато с ядерной ракетой.

Дальше разворачивается типичная голливудская интрига, где плохие парни (гэбэшники) пытаются взорвать мир, а хорошие (капитан лодки и её экипаж) им не дают. Причём не дают ценой собственной гибели.

Опустим частности: больных клаустрофобией офицеров-подводников, капитана-эпилептика и адмирала с аппаратом искусственного дыхания. На смену белым медведям, танцующим с матросами на палубе, приходит опущенный (морально) замполит, уныло слоняющийся из отсека в отсек. Забудем даже про подводную лодку с трубой от паровоза.

Всё равно — ощущение от фильма хорошее. Потому что снят с неподдельным восхищением русскими подводниками. И вот это восхищение имеет (в отличие от белых медведей и комиссаров) реальное происхождение. И, кстати, устойчивую для Голливуда традицию («К-19», «Враждебные воды»).

Причин тут, думается, несколько. Первое — это известные всему миру реальные факты беспримерного героизма русских подводников в аварийных ситуациях. Будь хоть один подобный случай у самих американцев, нас бы до сих пор кормили сиквелами и приквелами типа «Подводные лодки не плачут» (или, наоборот — «Слёзы на палубе «Алабамы»). Но нет. Как говорится, и рад бы в рай, да грехи не пускают. В смысле, ростом для парада на Красной площади не вышел.

Поэтому представить себе экипаж американской подводной лодки, ценой собственной жизни спасающий мир от ядерной катастрофы — всё равно, что представить далай-ламу, сбрасывающего атомную бомбу на Хиросиму. В это даже техасские гамбургеры не поверят, не говоря уже про французбергеров или китайбергеров. Поэтому снимают про русских.

Ну и второе, пожалуй, самое важное. С развитием современных американских ударных гиперзвуковых систем — вероятность превентивного уничтожения наземных ракетных шахт (известных Пентагону), передвижных комплексов «Тополь"/"Ярс» (видных со спутников) и стратегических ракетоносцев (сидящих на аэродромах) очень велика. Единственное, что остужает горячие звёздно-полосатые головы — это льды Арктики, под которые подныривают наши атомные ракетоносцы, и откуда они гарантированно могут уничтожить гегемона кратчайшим маршрутом.

Поэтому важнейшей причиной голливудского восхищения нужно признать страх. Кстати, характернейшая черта американского менталитета — ещё со времён индейцев и открытия Америки Колумбом.

Выводы, простите, напрашиваются сами.

Иллюстрация: кадр из фильма «Фантом», 2013, реж. Тодд Робинсон, RCR Media Group

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Юрий Крупнов

Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня