Есть сегодня в мировом кинематографе одна очень неплохая тенденция. Я бы даже сказал — интернациональная. Так сказать, «тендешнл интернешнл». А именно: развесистая клюква про русских неизменно проваливается в прокате. Не важно — отечественная (Михалков с его «противостояниями») или импортная («Крепкий орешек 5», проваливший сборы в США). Не помогают ни беспрецедентные бюджетные вливания (Михалков), ни голливудские суперзвёзды (Брюс Уиллис в «Крепком орешке»).
И я даже догадываюсь почему. Слишком не соответствует эта клюква ни внутреннему самоощущению русского зрителя, ни современному имиджу России за рубежом. Имиджу, при котором Россия единственная (наряду с Китаем) не плетётся уныло в хвосте общечеловеческого гегемона. Или игемона, это кому как нравится.
Но гегемон (или игемон) не унимается, и фабрика общечеловеческих грёз раз за разом штампует клюкву, даже (не поверите) себе в убыток (невидимая рука рынка, ау?). Очередной голливудский триллер «про русских» (советских русских) «Фантом» (2013 год) при бюджете в 18 млн долларов едва наскрёб у себя на родине 1 млн долларов. И надежды, что мировой прокат его хотя бы окупит — ничтожны.
А жаль. И актёры хорошие: Эд Харрис («Скала», «Игры разума»), Дэвид Духовны («Секретные материалы», «Изображая бога»), Уильям Фихтнер («Чёрный ястреб», «Идеальный шторм»). И сюжет неплохой, и концовка драматичная.
И всё же — не прокатывает…
Впрочем, о сюжете. «Холодная война» в разгаре. Отчаявшееся (!) КГБ вдруг понимает (1968 год), что военное противостояние Америке проиграно (советские подводные лодки ставят рекорды скорости, ракеты — рекорды дальности, космическая станция садится на Венере). И решается с помощью нового прибора спровоцировать ядерную войну между США и Китаем. А самим в сторонке дождаться, пока они друг друга уничтожат.
Оставим за скобками, что война между США и Китаем в 60-е годы прошлого века — это всё равно, что матч Бразилия — Финляндия по футболу. Или — в обратном порядке — по хоккею. То есть, кто и с каким счётом победит ни вовек не догадаешься.
Что характерно — об этом зловещем замысле комитета не знают ни военные, ни политическое руководство страны (что-то мне подсказывает, что закрытый орден КГБ уже в ту пору вынашивает планы по газовой колонизации Европы и оказанию помощи бесчеловечному режиму Башара Асада). Но не суть, главное — для осуществления ядерной авантюры чекистам нужно взять под контроль одну из наших подводных лодок, где и применить секретный прибор.
Итак — в залитый огнями порт Хьюстона (должен изображать засекреченный Североморск в режиме светомаскировки) возвращается усталая подлодка. Русские пьют водку. Командир лодки (Эд Харрис) идёт к адмиралу. Пьёт водку с адмиралом. Тот его посылает (не за водкой, как можно было бы подумать, а снова в море). С секретной миссией и двумя гэбэшниками (один из них Дэвид Духовны) на борту. Экипаж (пьющий водку) очень расстроен. Но ничего не поделаешь — служба есть служба.
Лодку им подсовывают ту ещё — времён первой мировой войны, работает то ли на дровах, то ли на угле. Как хлопают заслонки в её котлах слышат одновременно в Токио, Сингапуре и на мысе Канаверал — перед запуском. Возможно, и в космосе. Зато с ядерной ракетой.
Дальше разворачивается типичная голливудская интрига, где плохие парни (гэбэшники) пытаются взорвать мир, а хорошие (капитан лодки и её экипаж) им не дают. Причём не дают ценой собственной гибели.
Опустим частности: больных клаустрофобией офицеров-подводников, капитана-эпилептика и адмирала с аппаратом искусственного дыхания. На смену белым медведям, танцующим с матросами на палубе, приходит опущенный (морально) замполит, уныло слоняющийся из отсека в отсек. Забудем даже про подводную лодку с трубой от паровоза.
Всё равно — ощущение от фильма хорошее. Потому что снят с неподдельным восхищением русскими подводниками. И вот это восхищение имеет (в отличие от белых медведей и комиссаров) реальное происхождение. И, кстати, устойчивую для Голливуда традицию («К-19», «Враждебные воды»).
Причин тут, думается, несколько. Первое — это известные всему миру реальные факты беспримерного героизма русских подводников в аварийных ситуациях. Будь хоть один подобный случай у самих американцев, нас бы до сих пор кормили сиквелами и приквелами типа «Подводные лодки не плачут» (или, наоборот — «Слёзы на палубе «Алабамы»). Но нет. Как говорится, и рад бы в рай, да грехи не пускают. В смысле, ростом для парада на Красной площади не вышел.
Поэтому представить себе экипаж американской подводной лодки, ценой собственной жизни спасающий мир от ядерной катастрофы — всё равно, что представить далай-ламу, сбрасывающего атомную бомбу на Хиросиму. В это даже техасские гамбургеры не поверят, не говоря уже про французбергеров или китайбергеров. Поэтому снимают про русских.
Ну и второе, пожалуй, самое важное. С развитием современных американских ударных гиперзвуковых систем — вероятность превентивного уничтожения наземных ракетных шахт (известных Пентагону), передвижных комплексов «Тополь"/"Ярс» (видных со спутников) и стратегических ракетоносцев (сидящих на аэродромах) очень велика. Единственное, что остужает горячие звёздно-полосатые головы — это льды Арктики, под которые подныривают наши атомные ракетоносцы, и откуда они гарантированно могут уничтожить гегемона кратчайшим маршрутом.
Поэтому важнейшей причиной голливудского восхищения нужно признать страх. Кстати, характернейшая черта американского менталитета — ещё со времён индейцев и открытия Америки Колумбом.
Выводы, простите, напрашиваются сами.
Иллюстрация: кадр из фильма «Фантом», 2013, реж. Тодд Робинсон, RCR Media Group