Наверное, самый популярный вопрос в последние несколько дней — будет ли удар по Сирии? Можно, конечно, думать, что хотели бы — давно бы сделали. И что уже два с половиной года нас этим пугают, но Асад стоит как скала.
Но будет. Хотя бы потому, что, как там написал Пушков, США слишком далеко зашли в своих заявлениях, чтобы дать задний ход.
Но зашли они туда не просто так, то есть неслучайно. Именно к этому все шло все эти месяцы гражданской войны, когда то, казалось, что Асад обречен, как Каддафи, то — что он еще продержится еще какое-то время. Оказалось вдруг, что сирийский лидер может не только продержаться какое-то время, но и победить, что свело бы на нет все усилия американцев перестроить новый облик Ближнего востока, родившийся в результате «арабской весны», под себя. Даже если и не победить, а продержаться какое-то время, это «какое-то время» — годы, которые в любом случае не в пользу вашингтонских стратегов способны перечеркнуть их столь выстраданные сценарии. Впрочем, Асад их уже перечеркнул. А последний штрих добавили египетские военные, положившие конец правлению исламистов.
Так что удар по Сирии стал неизбежным, когда стало ясно, что оппозиция проиграла. Как и в 2011-м, когда стало ясно, что Каддафи вот-вот раскатает своих мятежников. Каддафи это просто быстрее удалось. Потому что он был первый, и его оппозиция никак к затяжной войне не была готова, да она попросту не успела опомниться. Сирийская же действовала по уже опробованному сценарию. Общего у Ливии и Сирии то, что обе страны слеплены из противоречий племенных и национальных групп и в значительной степени подвержены регионализму. Только в Сирии таких групп больше, и еще по признаку религии — так что это вторая причина, почему сирийская гражданская война вещь более вязкая и неприятная… как напалм.
Но второй вопрос, который возникает: а сколь серьезной будет операция Запада?
Во-первых, тут надо сразу отметить, что так же просто разутюжить Сирию, как разутюжили Ливию и Ирак и, уж тем более талибов, не получится. Там гораздо более боеспособная армия, полностью мобилизованная, с серьезным боевым опытом, да и вооружение, в том числе ПВО, гораздо серьезнее. Скажете, что у Югославии в 1999-м тоже было серьезное вооружение? Так там никто всерьез воевать и не хотел, уже не хотел, ибо было еще что терять. А Асаду терять уже нечего, так что легкой прогулки не получится. И потом, до Сирии из того же Средиземного моря подальше лететь, чем до Ливии, да и египетский власти взяли да и закрыли Суэцкий канал, что никак не способствует быстрому успеху операции. Конечно, ожидать, что Египет, согласно соглашению о совместной обороне, будет защищать Асада открыто, не стоит, тем более, что у Египта своих проблем хватает. Но совсем уж смотреть сквозь пальцы на победу там исламистов, в свете уже упомянутых собственных проблем, в Каире не будут. К тому же, закрытием канала египетские военные поквитались с Западом за поддержку у них революции два с половиной года назад. Другой вопрос, вмешается ли Иран? О, это уже куда серьезнее и абсолютно непредсказуемо.
Во-вторых, надо понимать цели Запада в этой войне. Так уж им не угодил Асад? Да нет, конечно. Тут даже нет той личной неприязни, которая была по отношению к Каддафи. Но, как я уже сказал, допустить его победы уже никак нельзя — это обрушит все то, что американцы старательно выстраивали в последние годы. Но и прихода к власти оппозиции, состоящей из разномастных ваххабитов, последствия которого можно предсказывать по примеру тех стран, что через это прошли, тоже не лучший вариант, особенно для Израиля, который хоть и имеет собственные кровные интересы в регионе, все же пока что считается союзником Запада. Остается промежуточный вариант — перманентная война! Ну, а поскольку она невозможна, так как кто-то рано или поздно выиграет, лучшее, что можно сделать — не дать этому «кому-то» выиграть, но и не дать проиграть. Во всяком случае полностью. Тут речь идет о расчленении страны или о, как это сейчас называют, «балканизации конфликта». Это позволит сделать Сирию не горящей, но тлеющей точкой на карте, тлеющей годами. Тут и Израилю можно вспомнить про Голанские высоты, и карту Курдистана разыграть с Турцией, да мало ли найдется кандидатов на сирийское наследство? Кстати, расчленение страны можно оставить и непризнанным. Пусть себе разбираются друг с другом разные там группировки. Только не при помощи регулярной армии, самолетов, С-300 и химоружия. Их не должно быть ни у одной из сторон, иначе эта сторона победит остальных. В том числе и у Асада. Именно это является целью готовящейся операции. Не уничтожить Асада, но максимально возможно ослабить его, разделить страну, лишив ее шансов на объединение и примирение.
Несколько десятков точечных ударов — это позволит и ресурсы сэкономить, и не дать очухаться и вмешаться Ирану. Ну, и, конечно, России, Китаю и прочим несговорчивым «партнерам» это не даст возможности предпринять каких-либо решительных шагов. Да, впрочем, а какие тут могут быть решительные шаги у лавровского МИДа?
Ничего они сказать не смогут — жмут миллиарды в западных банках голосовые связки-то, ой, жмут! Один раз за всю историю не побоялись огрызнуться (да и то не шибко убедительно) — в Грузии в 2008-м. Так ведь тогда на кону был не просто престиж (вернее, его остатки) страны на мировой арене, но и ответственность перед собственными гражданами, в первую очередь на жарком Северном Кавказе. Тогда падать уже ниже некуда было. А сейчас еще есть куда. Можно созвать экстренное совещание Совбеза. Но пока созовут и произнесут свои пламенные, обличающие кровавый империализм речи, уже все кончено будет.
Как я говорил, Запад не собирается долго возиться в Сирии. Тяп-ляп и готово. А качество того, что получится, уже значения не имеет. Не им там жить, не им эту кашу расхлебывать. Кто-то скажет, что и не нам, и будет очень неправ. Посчитайте на пальцах, сколько у нас в мире осталось союзников? Тех, что по интересам, а не за деньги готовы признать хоть независимость Абхазии, хоть 33-ю коронацию Путина. Посчитали? А теперь вспомните, что творится у нас на Кавказе, что постепенно начинается в Поволжье, и представьте себе, когда начнется здесь, у нас, в центральной России. Страшно? Ну, если пока нет, садитесь поудобнее перед телевизором и смотрите очередное шоу, показанное американскими виртуозами от геополитики. Скоро, впрочем, доведется наблюдать в режиме реального времени.