Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Мнения
7 декабря 2013 16:12

Московское столпотворение

Профессор Степан Карпенков о пробках в головах и на дорогах

2475

В последнее время дорожные заторы в Москве превратились в рукотворное стихийное бедствие. Столица задыхается от пробок. Понятно, что время, когда проблему можно было решить относительно безболезненно, упущено. В последние годы для опряделения протеженности заторов придумали бальное измерение как и для оценки землетрясений — природных стихий.

Если совсем недавно дорожные заторы блокировали город только в часы пик, то сейчас они приостанавливают движение с утра до позднего вечера. Оказавшись бессильными в ликвидации дорожных заторов, некоторые бывшие чиновники, оседлав верного коня под названием «Лицом к городу», решили обрадовать москвичей с ехидной улыбкой заявляя: «Разве можно что-нибудь сделать, если москвичи становятся богаче и покупают машины». Однако возникает вопрос: а много ли легковых автомобилей покупают коренные москвичи, которые отнюдь не купаются в роскоши?

Решить проблему московских заторов предлагают разными способами: построить дорожные развязки, расширить дороги, выделять полосы для общественного транспорта, ввести платный въезд в центр города и др. При этом и специалисты, и все здравомыслящие люди сходятся во мнении: решить эту проблему так же быстро как она и появилась, т.е. сейчас и сразу, не удастся. Но решать все равно придется, иначе город встанет намертво.

Можно назвать следующие основные причины транпортных заторов. Причем они не только сугубо «дорожные».

1. За последние два десятилетия были допущены грубые градостроительные ошибки. Строительство велось стихийно (под прикрытием городских чиновников разных уровней), без учёта возможностей городских дорог, состояния наземного и подземного транспорта и с нарушением равномерного распределения застройки жилых и нежилых объектов. Совсем недавно принято ещё одно поспешное, ошибочное решение — о расширение территории Москвы в юго-западном направлении, что вовсе не избавит город от заторов, а, напротив, породит новые экологические проблемы.

2. Огромная «инвестиционная», финансовая, строительная пирамида под покровительством городских чиновников накрыла всю столицу, в которую были вовлечены не только все желающие поселиться в Москве, но и все москвичи, коммунальные деньги которых не всегда использовались по прямому назначению. За определённую мзду, или так называемые откаты астрономических масштабов, выдавались разрешения в «установленном порядке» на строительство любого объекта: хоть с видом с Воробьёвых гор на Москву, хоть с видом на Кремль, хоть у самых стен древнего Кремля, хоть во дворе жилых, давно построенных домов с вырубкой деревьев.

3. Дорожное строительство, как не приносящее прибыль, долгое время оставалось на прежнем уровне. Когда спохватились, оказалось, что время упущенно.

4.Строились жилые и нежилые дома без обеспечения мест для стоянки автомашин — припарковать машину у дома и тем более у подъезда стало почти неразрешимой проблемой.

5. Нежилые помещения, особенно в центре города, сдавались и сдаются в ареду также без парковочных мест.

6. В городе резко увеличилась плотность населения, занятого торговлей, перекупкой и прочим многоликим «бизнесом», не связанным с производством и интеллектуальной деятельностью. Для таких «бизнесменов» основная работа — перевоз на транспорте товаров и его сбыт.

7. Многие помещения, ранее занимаемые магазинами, эксплуатируются не по профильному назначению (например, на Ленинском проспекте исчезли почти все продовольственные магазины) и многим москвичам приходится ездить за продуктами, увеличивая и без того сильную нагрузку на транспортную систему.

8. Некоторые здания бывших детских садов и даже школ оказались в руках проходимцев, которые бессовестно сдают в аренду «свои» помещения, наживаясь на собственности «Московской недвижимости», ваучеры на которую получили многие москвичи. В результате обманутые родители вынуждены возить своих детей в отдалённые места. И это тоже сказывается на плотности автомобильного движения.

9. Для работы в Москве (на стройках, в магазинах, ДЭЗах) нелегально привлекается иногородняя многочисленная рабочая сила, которая создает ещё одну нагрузку на транспорт.

10. Дорожная инспекция не выполняет своих прямых обязанностей по регулированию и оптимизации дорожного движения.

Проанализируем перечисленные причин и попытаемся назвать способы их устранения.

Какие же ошибки московского градостроения последних двух десятилетий? В погоне за большими деньгами в центральной части города многие земельные участки продавались под коммерческие застройки без учёта мнений и требований коренных москвичей, которых под разными предлогами, принудительно выселили на окраины города. В результате в центре резко уменьшилось число малоэтажных жилых домов, на их месте поднялись многоэтажные здания офисов и других учреждений. Следовательно, люди вынуждены ездить утром на работу в центр и возвращаться домой вечером, простаивая в многокилометровых пробках, чего можно было бы избежать при равномерном распределении жилых и нежилых площадей по всему городу, как это обычно делается во всем цивилизованном мире. Что же делать?

Во-первых, необходимо проверить, продавалась ли земля москвичей в центре города на законных основаниях и для каких целей. Во-вторых, необходимо пересмотреть условия аренды нежилых помещений, особенно расположенных в центре города и решить вопрос, можно ли их сдавать в аренду, если нет мест для парковки автомобилей. Предусматривать платные стоянки для чиновников, офисных работников и торговцев. С помощью сотрудников дорожной инспекции, а не руками добровольцев, защитить москвичей от наглых заезших водителей, оставляющих свои автомобили во дворах жилых домов, на тротуарах и газонах. Перекрыть сквозное движение через дворовые территории легковым автомобилям, «смекалистые» водители которых решили таким образом побороть, или обойти пробки.

Чтобы не допустить впредь роста потоков транспорта утром в центр, а вечером обратно, необходимо пересмотреть весь градостроительный план и направить его не на извлечение сверхприбыли, а на налаживание нормальной городской жизни без заторов и других сопутствующих проблем. Необходимо тщательно проверить все строящиеся объекты и нацелить их на решение наболевших городских проблем, а не на продажу по астрономическим ценам квартир и нежилых помещений, многие из которых годами не находят покупателей.

Необходимо в законодательном порядке разрубить гордиев узел московской, финансовой, строительной пирамиды, в которую очень часто вовлекаются обманутые дольщики с потерей квартир и вложенных денег. Сначала надо думать, а потом строить, и не строить ради наживы.

Активизировать дорожное строительство: расширить магистральные улицы как внутри города, так и за городом вплоть до бетонной кольцевой дороги, которую также следует расширить, что освободит Москву от транспорта, следующего транзитом в другие населённые пункты. Конечно же, необходимо строить дорожные развязки, чтобы сделать по возможности безсветофорное движение. В этом направлении кое-что уже делается. Например, выделяются отдельные полосы для общественного транспорта, который гораздо эффективнее личного и меньше загрязняет городскую атмосферу. Такие полосы особенно нужны на трассах с заторами, чтобы обеспечить преимущества пассажирам общественного транспорта, а не владельцам автомобилей, решивших без особой надобности прокатиться с ветерком. Ну, и, безусловно, надо активизировать строительство метро.

Следует проанализировать, насколько юридически обосновано поселение в Москве любого желающего. Покупают квартиры прежде всего богатые люди и, в первую очередь, свободные от совести чиновники, разбогатевшие на взятках, либо вовсе не бедные иногородние, приехавших из других городов, богатых историей, но с нищим населением. Эту проблему можно в какой-то степени решить путём беспристрастной проверки декларации доходов, чтобы выявить, не улучшает ли покупатель московской квартиры свои жилищные условия за не заработанные честным трудом деньги.

Необходимо приостановить строительство домов без надлежащего учёта и планирования мест для стоянки автомобилей.

Одна из причин резкого увеличения плотности населения в городе состоит в том, что на месте пятиэтажных домов построены многоэтажные без традиционных дворов, скверов и детских площадок, а около давно построенных домов не хватает мест для стоянки машин. И застройка оставшихся «свободных» клочков земли до сих пор продолжается.

Следует разрешить сдавать в аренду нежилые помещения только при наличии мест парковки.

Помещения, принадлежавшие ранее магазинам, переориентировать для прямого первоначального назначения, и тогда отпадет необходимость ездить в отдалённые магазины, простаивая в заторах. Ликвидировать многочисленные палатки и магазинчики на колёсах внутри жилых кварталов, где продаются товары сомнительного качества и нет надлежащих санитарных условий для хранения продуктов.

Бывшие детские сады и школы вернуть в муниципальную собственность для прямого назначения, и тогда не надо будет возить детей в отдалённые сады и школы.

Проанализировать, насколько целесообразно привлечение иногородней рабочей силы, и обеспечить рабочие места для москвичей.

Переориентировать ГАИ со сбора дорожного оброка на оптимальную организацию движения автотранспорта. В ближайшее время можно срочно, оперативно синхронизировать по времени и загруженности все светофоры города, что не потребует каких-либо существенных финансовых средств, но сократит время простаивания у светофора.

Только устранение всех названных причин может привести к предсказуемому результату — постепенному спасению Москвы от заторов, от чрезмерного загрязнения воздуха выхлопными газами автомобилей и от многих других городских проблем, обрушившихся на древний город при отчаянной попытке возвести московскую Вавилонскую башню.

Автор — российский учёный, педагог и публицист. Заслуженный деятель науки Российской Федерации. Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники. Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники. Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования. Доктор технических наук, профессор.

Крупный специалист в области естественно-научного образования и высокочувствительных преобразователей информации. Автор более 40 книг, в том числе многократно переизданных учебников и учебных пособий. Имеет авторские свидетельства, патенты, более 300 научных работ и публицистические статьи, посвящённые образованию и духовно-нравственному возрождению.

Фото ИТАР-ТАСС/ Иван Гущин

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня