По всем СМИ во всем мире скорбят об умершем Нельсоне Манделе. Человеке-эпохе. Его ставят в один ряд с М. Ганди, дети плачут, а на символе Кейптауна Столовой горе запечатлели его портрет.
Если уж говорить о каких-либо сравнениях, то Ганди тут совершенно не уместен. Ганди был не просто национальным героем и освободителем. Ганди был символом свободы индийцев от колониального режима. Мандела же очень неоднозначен. Пожалуй, его можно сравнить разве что с Горбачевым, чья фигура до сих пор вызывает сложную реакцию даже у противников коммунизма и СССР. Кто он — человек разваливший страну, или спаситель?
Мандела известен в первую очередь тем, что отменил апартеид, и тем, что не дал повториться ситуации с Зимбабве, а точнее тогда еще Родезии, когда было в огромном количестве вырезано белое население… Когда-то процветающая Родезия превратилась в отсталую Зимбабве с развалившейся экономикой.
Но если посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, тут все не так уж и очевидно.
По всем СМИ рассказывается о том, как Мандела получил на руки отсталую страну. И вот с этим спорным утверждением, позволю не согласиться. На сегодняшний момент, после 1994 года, т.е. после отмены режима апартеида, ЮАР почивает во многом на остатках того, что было построено именно до этого. Конечно, в отчетах нам расскажут о том, что ЮАР вошла в BRICS, и что они бурно развиваются. Пожалуй, как Россия, которая со времен СССР ничего толком не построила, а сегодня является лишь сырьевым придатком. Зато по телевидению, весь мир содрогается от мощи нашей Родины, и пленяется ее харизматическим лидером. А мы утопаем от реформ, меняющих нашу жизнь к лучшему. ЮАР, как и Россия — является одной из богатейших стран по природным ресурсам. Недаром на рубеже 19 и 20 века были две англо-бурские войны за эти территории.
Мандела дал свободу черному населению. Очевидно, плохо, что существуют неравные права, и кто-то признается заведомо хуже другого. Но ведь сейчас с ЮАР тоже никакого равенства нет. Сейчас можно наблюдать апартеид по-черному, если можно так выразиться. Где идет дискриминация белого населения. Все это подается под соусом того, что, мол, это компенсация за годы угнетения и это справедливо. Например, официальная государственная политика государства — так называемое BEE (Black Economic Empowerment) — перевести это можно как Расширение Экономических прав Черного населения. Например, согласно BEE на предприятии, в котором работает более 50 сотрудников, не менее половины должно быть черными. Вот как хотите, пусть нет квалифицированных специалистов. При поступлении в университеты у черных (да, именно black, а не чернокожие или афроафриканцы) балы для поступления существенно ниже, чем у других. Им выдается масса субсидий для покупки жилья
Знакома ситуация со студентами, не правда ли? Я, например, общаясь с преподавателями в Южной Африке, слышала проблемы, которые близки нашей стране. Когда в ведущие ВУЗы страны попадают абсолютно безграмотные люди из регионов, например, из Кавказа. У меня неоднократно были студенты, которые с трудом говорили на русском, при том, что учились они бесплатно, т.е. прошли конкурс — и это в ведущем Медицинском Университете — РНИМУ им. Пирогова. Но у нас все дело в коррупции, а не в каких-то исключительных правах этнических групп. Безграмотными бывали и русские, попавшие за деньги или блат. В ЮАР проблема хуже — многие черные не желают учиться, и часто встает проблема, что если ты ставишь двойки, ты чуть ли не расист. Подобные заявления, я слышала, кстати, и у нас в университете. Нас специально собирали на заседания кафедры, чтобы сказать, как мы должны быть предельно внимательны и аккуратны с нерусскими, иначе засудить могут. И это не шутки.
Преподаватели ведущих южноафриканских университетов отмечают снижение уровня студентов, да и образования в целом. На уровне больниц квалификация врачей и медсестер сильно упала. Об этом мне в частности рассказал друг — врач из Украины, живущий уже много лет в Кейптауне. Постоянные истории о том, как ни в коем случае нельзя попадаться «черной» медсестре, а то вены продырявят, уже анекдотичны, а главное неприличны в обществе. Вам никто в лицо не скажет, что эта проблема есть. Равенство черных и белых. А как поживешь подольше и пообщаешься с местными, так только и слышишь «приятные» слова в адрес правящей партии, партии Манделы — АНК. Которая почему-то вызывает только аналогии с нашей Единой Россией.
Страна стала центом миграции всей Африки — Конго, Сьерра-Леоне — отовсюду толпы бегут в ЮАР. А она всем и рада. Только вот смертность и криминал растет.
Идея равенства прекрасна и хороша. Да только она почему-то выродилась в какую-то пародию. То, что белым стало хуже, и их притесняют — это ясно. Но стало ли лучше черным? Большой вопрос. Потому как отмена апартеида дала неравные возможности черному населению. Она обогатила племенную верхушку, включая, к слову, самого Манделу и его семью, и сделала нищей оставшееся черное населения. Вокруг городов выросли огромные тауншипы — клоаки с самодельными из подручных средств домами, жители которых воруют электричество с трасс, паразитируют на работоспособном населении, ведь деньги налогоплательщиков вливаются в новоявленные «резервации» — туда проводят бесплатную воду (которую они даже не выключают, поэтому с недавнего времени ее стали отключать на ночь)
По телевидению нам рассказывают, что Мандела поднял страну с колен. Он отменил чудовищную архаичную расовую сегрегацию и тем самым отменил эмбарго, которое закрывало многие возможности, в том числе и сбыта, для ЮАР. Это достижение. Это хорошо. Но какой ценой, и кому на самом деле стало лучше, кроме горсти людей у руля?
Никто не говорит почему-то о том, что когда-то гулять ночью по улицам Южной Африки, даже в районах, где жили черные, было безопасно, не было безработицы и такой преступности. Не было. Хоть и пытаются навязать во всех СМИ идею о том, что тогда жили хорошо только белые, а черные пребывали в рабстве. Поговорите хотя бы с черными, которые тогда жили и работали. Режимом они могут быть и не довольны, но вам никто не скажет, что он жил в скотских условиях, о которых пишут. Кстати, встречается и много из тех, кто с тоской вспоминает старый режим. А сейчас даже днем никто не застрахован от убийства за дешевый мобильный телефон. У черных не было равных прав, но у них все было — жилье, школы, больницы, свои университеты.
Но факт остается фактом — у них не было политических прав, это и был прокол режима — нельзя лишать прав большинство населения, оно рано или поздно поднимет вилы. Апартеид плохо? Да, ведь он проповедовал неравенство людей по расовому признаку. Стало лучше? — Нет. Но вывод, раз было лучше, не надо было менять — неправильный вывод. Силлогизм неправильный. Менять надо, но путей перемен всегда много.
Кстати, жизнь при апартеиде имела обратную сторону, которую никогда BBC не показало бы, и про которую никогда в Союзе не сказали бы — ведь они были наши идеологические противники. Когда рассказываешь про Союз юарцам — они удивляются, у них работала своя пропаганда, а когда они рассказывают про свою жизнь, мы не меньше удивляемся. Но это не значит, что этот режим был правильный. Даже с экономической точки зрения в изоляции он долго бы не просуществовал. Но вот то, каким образом произошли изменения, можно, пожалуй, сравнить с развалом СССР. Хотели как лучше, а получилось как всегда.
Хотели свободы, а получили распущенность. Хотели европейского спокойствия, получили тысячи беженцев из Сомали и других стран. Хотели равных заработных плат, а получили огромную безработицу и тысячи неквалифицированных кадров, плохо выполняющих свою работу. Хотели равных возможностей, получили то, что белые потихоньку уезжают, потому как найти работу все труднее и труднее для них, а тысячи черных вообще без работы и каких-либо средств к существованию.
По поводу того, что Мандела помешал кровопролитной войне и повторение Родезии, тоже все не так ясно и просто. Дело в том, что в Родезии белого населения было намного меньше, чем в ЮАР при отмене апартеида. Большинство белых бывшего Зимбабве — это фермеры, жившие далеко друг от друга, поэтому их легко было вырезать - да просто задавить массой. В ЮАР, и Мандела это тоже хорошо понимал, белые были в другом положении. Их было больше, и в случае кровопролитных столкновений, не факт, что ситуация с Зимбабве повторилась. И неизвестен был бы расклад в итоге. Еще раз подчеркиваю, эта статья, не о том, что Апартеид хорош, а стало хуже, верните страну-Лимонию. А о том, что идея, что Мандела — спаситель ЮАР, посланник мира, альфа-стерх и освободитель — навязана и сильно преувеличена. В связи с этим, кажется безумием инициатива некоторых депутатов по замене станции Войковская в Москве, именем этого человека, пусть и оставившего видный след в истории. Почему-то сейчас, если ты критикуешь этого реформатора — ты сразу расист, и за апартеид. Но это порочная логика — либо черное, либо белое. А жизнь строится не только на двоичной системе — истина или ложь.
Хотя, пожалуй, Нельсона скоро положат в хрустальный гроб и будут просить его заступничества при болезнях детей и несправедливости.