Главный принцип управления общественными животными известен давно — «Разделяй и властвуй»!
Не менее известна и дрессировочная техника «кнута и пряника», основанная на добротных, проверенных веками методах положительного и отрицательного подкрепления (кусочек сахара/шпоры — удила).
При желании и известной настойчивости практически любое живое существо можно довести до состояния полнейшей покорности, когда команды Хозяина будут выполняться беспрекословно, а его желания предупреждаться и стремительно исполняться. Все это хорошо знают опытные дрессировщики зверей и… людей.
Особенно эффективно избирательное подкрепление, когда вознаграждение за желаемое поведение дается иногда, время от времени, тогда как желаемое поведение повторяется постоянно.
В этих случаях жертва (подопытный) впадает в иступленное состояние, желая все больше угодить Хозяину. Дельфин все прыгает и прыгает, все выше и выше, но рыба достается только иногда. Так в дрессировке достигаются наилучшие результаты.
Государство — это дрессировщик масс и отдельных индивидуумов. Чем оно авторитарнее, жестче, тем массированнее используются отработанные практики дрессировки, в особенности отрицательное подкрепление — немедленная и неминуемая кара за нежелательное поведение. «Мы вас отучим лимонами в ОМОН кидаться», и вправду, отучают.
Мало кому уже хочется выходить на улицы, видя изнуренного Кривова в судебном «аквариуме», плотно набитом разными «рыбками» — другими обвиняемыми по «Болотному делу».
Зато отсидев десять лет и придерживаясь мягкой, «конструктивной» позиции, отказавшись от политических амбиций и имущественных претензий, можно получить ссыльную свободу. А если еще и похвалить власть, выйдя на волю, то может быть, и товарищей выпустят, оставив одного в заложниках.
Но, Удальцов под домашним арестом, а Константинов в «Матросской тишине». Ну, что же, поделом смутьянам!
Я никого не критикую. Просто надо понимать, как отлажено и эффективно работает репрессивный механизм, премированный частичными амнистиями и избирательными помилованиями.
Пульсирующим сгустком, Стокгольмский синдром неизбежно проникает в сознание заложников полицейской системы. Веди себя хорошо, подпрыгивай все выше и выше и тогда, возможно, тюремный кнут обойдет тебя стороной. А если даже и затронет, то впереди всегда маячит надеждой лакомый кусочек — свобода.
В преддверии Олимпиады, в условиях растущей изоляции России и углубляющегося экономического кризиса, правящая верхушка опять пытается нас разделить, чтобы самой властвовать.
Разделить на сидящих и прощенных, на системных и внесистемных, умеренных и радикалов.
Даже в очень цельных группах, таких как «болотники», происходит разделение по принципу: «метал ли ты фрукты, или просто стоял», хотя очевидно, что все произошедшее было банальной полицейской провокацией, а граждане действовали в рамках своих конституционных прав.
Такому делению подыгрывают отдельные правозащитные организации, такие как «Эмнисти Интернешнл», которым достаточно брошенного апельсина, чтобы отвернуться от политзаключенного.
Кого-то они объявляют «узником совести», кого-то нет, действуя как будто в унисон с российскими властями, санкционируя тем самым практику выборочных политических амнистий.
А вы говорите: «Вашингтонский обком»! Обком-то у нас, похоже, один.
Так быть не должно.
Конституция не должна превращаться в пустую формальность. Реализация наших законных прав и интересов не может ставиться в зависимость от прихоти отдельных, пусть даже и очень крупных чиновников.
Разве мы забыли, что действовали в рамках своих законных прав? Ступив на зыбкую почву уличного протеста, мы робко пытались заявить о себе, зачитывая резолюции на разрешенных митингах.
А под давлением репрессий тут же сдались, отказались от массовых акций, распустили Координационный Совет оппозиции.
Полная капитуляция.
А потом сами стали выискивать, кто из нас больше соответствует авторитарно-репрессивному ГОСТу. Зачем нам лишняя свобода?
Что толку быть на воле, скованным бесчисленными полицейскими запретами и ограничениями, под надзором Центра «Э», в ожидании очередного удара шпор?
Может быть, пора прекратить действовать в рамках навязанных схем?
«Полуполета не бывает». Свобода нужна нам вся, целиком, полностью. Свобода политическая, личная, экономическая.
Добиться этого можно только упорно выстраивая и приводя в действие широкое гражданское движение. Пусть это кажется нам абсурдным сейчас, в условиях политического застоя.
Но, по крайней мере, одна общая и актуальная тема у всех у нас есть — защита политзаключенных. Скоро нам представится возможность продемонстрировать свою солидарность с ними.
Впереди — приговор по «Болотному делу» и я призываю ВСЕХ прийти в этот день в суд и оказать ребятам поддержку.
Это не пустые слова и не уход в правозащиту (что, тоже, дело благородное).
Способность «отбить» своих товарищей и добиться соблюдения Закона — это проявление силы, а вовсе не скудость оппозиционного дискурса (как некоторые думают).
Участвуя в протестной компании 2011−2012 годов, мы принципиально отказались от насилия и действовали подчеркнуто в правовых рамках. А получили в ответ пакет уголовных дел различной степени тяжести и пошлости.
«Болотный процесс», в действительности, — это одно из самых значительных событий политической жизни России.
Я понимаю, скучно стоять на митинге и слушать надоевших ораторов.
Тогда, приходите в суды!
Резонансные процессы уже и так становятся формой настоящего политического перфоманса.
Так что, давайте, соберемся с силами и превратим приговор по «Болотному делу» из проходного мероприятия в грандиозную политическую акцию!
Даниил Константинов, политический заключенный, СИЗО «Матросская тишина»
28 января 2014 гг.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Денис Вышинский