
Говорят, в СССР не было такого ужасающего разрыва между бедными и богатыми.
Боюсь, что это — заблуждение.
Да, разрыв в номинальных зарплатах был гораздо меньше. Официально министры получали не более 800 руб., а мелкие клерки — 120. Но реально разрыв был гигантским, именно в силу статусно-распределительного характера всей советской жизни.
Человек, принадлежащий к «номенклатуре» имел бесплатную большую квартиру (на которую не распространялись нормы типа 12 кв.м. на человека), государственную дачу (иногда с прислугой), машину с шофером. Высшая номенклатура — две: машину для «самого» и машину «для обслуживания семьи»; иногда такие машины предоставлялись круглосуточно, то есть постоянно работали как минимум три водителя. Помню, один деятель искусства рассказал мне, как зазвал к себе на Новый год «товарищей из ЦК», а их шоферы всю новогоднюю ночь сидели внизу в машинах, ждали господ; данный деятель искусства говорил об этом со смесью смущения и гордости…
То есть цену автомобилей, аренду дачи и «сверхнормативной» квартиры, зарплату для шоферов и для дачной прислуги тоже надо посчитать.
Не забудем путевки в санатории и дома отдыха — высшего в стране качества и по льготной цене. Не забудем спецмедобслуживание — тоже высшего в стране качества; для этого работало специальное «Четвертое главное управление Минздрава СССР», на правах министерства (во всяком разе, его начальник ездил на «Чайке» — официальной «машине министра»). И этот начальник также имел все привилегии — говоря по-нынешнему, «бонусы» высшей номенклатуры.
Не забудем — для высшей номенклатуры — продуктовые пайки по весьма льготным ценам, с продуктами особо высокого качества. А также промтоварные магазины, где импортные товары продавались по весьма щадящим ценам — заметно ниже цен, которые рядовая советская модница платила фарцовщикам.
То же самое было с дефицитными книгами. Работала так называемая «Специальная книжная экспедиция», списки новых изданий привозили на дом, номенклатурщик (а чаще его дети) ставили галочки, и через пару дней курьер привозил книги.
Я не буду говорить о т.н. «конвертах» — доплатах наличными. Может быть, это легенда. Не знаю. Я этих «конвертов» не видел. А остальное видел. И этого «остального» — более чем достаточно, чтоб уравнять тогдашнего высшего номенклатурщика с нынешним топ-менеджером успешной компании или даже олигархом — с поправкой на эпоху, разумеется.
Поэтому всерьез говорить, что советский министр получал 800 рублей (по нынешним ценам, около 100.000, кажется) — это, извините, смешно.
Это я к чему?
Это я к тому, что ужасающие социальные разрывы были всегда.
И в СССР, где провозглашалось всеобщее равенство и чуть ли не диктатура пролетариата, эти разрывы были еще оскорбительнее, чем при нынешнем олигархическом капитализме.
Потому что оскорбительна наглая, бесстыжая ложь.
Фото: ИТАР-ТАСС.