Представления о политике, которые Олег Кашин излагает на примере «ЯБЛОКА», легко можно пояснить, обратившись на примере самого Олега Кашина к российской журналистике.
Если кто-то желает добиться в ней успеха, то вместо «невероятного позора, тоски и безысходности» оппозиционной журналистики, в которой волей случая оказался Олег Кашин, следует взять за образец путь Дмитрия Киселёва, Владимира Соловьёва или приятного во всех отношениях и успешного при любых властях Владимира Познера.
Вот где находится территория «жизненного успеха» и удобный аэродром на груди, на который благодарный хозяин приземлит тайным указом орден за освещение захвата Крыма или за что-нибудь столь же масштабно-подлое, овеянное национализмом, за который исключили из «ЯБЛОКА» Алексея Навального.
Если в российской журналистике «нужно именно ехать, а не любоваться шашечками», годами сочиняя статьи для тех, кого ни в чём убеждать не нужно, то следовало бы предпочесть отличный от кашинского путь.
И, тем не менее, находятся в журналистике люди, которые не превращаются в пропагандистов, предпочитая, на худой конец, уход из профессии, но не службу главному хозяину.
Так устроен мир российской журналистики. Но ровно так же устроен мир российской политики.
Здесь тоже есть партии и люди, которые могли бы, наверное, и желании стать подошвами на ботинках властей, но всё же годами отстаивают ценности свободы, демократии, прав человека и силы закона.
Олег Кашин неправ фактически, когда пытается создать впечатление, что у «ЯБЛОКА» нет избранных депутатов. Они есть в законодательных собраниях Санкт-Петербурга, Псковской области, Карелии. Есть положительные результаты и на местных выборах, причём совсем не «в пределах Садового кольца».
Кроме того, гражданская политика устроена иначе, чем бюрократическая — здесь главное не достижение должности, а выражение интересов людей и, наверное, у тех, кому Сергей Митрохин и «ЯБЛОКО» помогли в Москве, слова «как Митрохин» вызывают ассоциации отличные от тех, которые они вызывают у Олега Кашина.
«Уж лучше Кушнирович (близкий к власти крупный бизнесмен — А.М.), чем какой-нибудь гражданский активист», — пишет Олег Кашин. Кому лучше? Околоолигархической обслуге из числа журналистов? Чтобы заработать на избирательной кампании хвалебными статьями?
Допустим. Но что от этого гражданам? Мало что ли в законодательных учреждениях России заседает тех, кто, по словам Олега Кашина, «лучше … чем какой-нибудь гражданский активист». Мысль эту можно продолжить — пусть уж лучше правят те, кто есть во власти и рядом с властью — с деньгами и влиянием, чем представители гражданского общества.
Вот так, кружным путём, задними дворами к апологии того, что есть. По стилю и успеху более скромно, чем на госТВ, но предлагаемая читателям мысль всё та же — ничего у вас, «гражданских активистов» не выйдет.
Фото: Андрей Стенин/Коммерсантъ.