Мнения

Экзамен со скидкой

Сергей Морозов о результатах проведения ЕГЭ в этом году

  
30541
Экзамен со скидкой

Прошлогодний ЕГЭ прошел под знаком демонстрации достижений современных информационных технологий. Экзаменационная кампания этого года, отметившаяся понижением проходных баллов по русскому и математике, больше напоминает сезонную распродажу с традиционными для нее скидками на товар лежалый, бракованный, неходовой.

Чем порадует бессмысленный и беспощадный ЕГЭ в следующем году трудно даже и представить.

Министерство образования и Рособрнадзор спешат проставить себе пятерки за организацию процедуры сдачи ЕГЭ и похваляются на каждом печатном углу «честными экзаменами». Может быть и так. Тем, кто сдавал, и тем, кто принимал, виднее.

Но во всех этих победных реляциях о том, что вот, наконец-то «заработало!» чудится что-то подзабытое, чуровское. «Честные экзамены» немножко отдают «честными выборами». Собственно, и технология та же — видеокамеры, онлайн-трансляции, место то же, да и многие действующие лица, отвечающие за проведение процедуры итоговой аттестации, люди не чужие в избирательных комиссиях. Так же, как и для честных выборов, опущен порог регистрации. И так же, как на выборах, снижение порога не дает никаких гарантий для прохождения в следующий тур, не все счастливые обладатели аттестатов смогут попасть на порог вузовских избирательных комиссий. Аттестатом их одарили для поступления в колледжи и ПТУ.

Без конца упоминаемое слово «честный» навевает и другого рода ассоциации. «Честная сделка» — это устойчивое сочетание слов всплывает в памяти, когда наблюдаешь, с каким спокойствием общество проглотило смену правил игры по ходу самого экзамена. Налицо негласный, молчаливый сговор между общественностью и Рособрнадзором по поводу результатов ЕГЭ. Общая заинтересованность в массовой выдаче по существу «липовых» дипломов и аттестатов. Без шуму, без пыли, без скандалов, без взаимных обвинений. Родителей устраивает, что их нерадивое чадо получает документ об окончании школы с вожделенным сертификатом ЕГЭ, Минобраз устраивает, что критическое состояние всей системы образования прикрывается натянутой удовлетворительной оценкой и торжественной раздачей аттестатов. Все знают, что дело неладно, но вместо того, чтобы вскрыть нарыв и обозначить проблему, перейти к ее реальному, а не фиктивному решению, делают так, как обычно делают на уровнях образования пониже — что называется, «проставляют». Отличие нынешней ситуации, в том, что процедура «проставления» приобретает массовый, централизованный, системный характер и санкционируется уже не местными руководителями, директорами и самими педагогами, а самыми высокими федеральными органами. Действия Рособрнадзора — это пример нижестоящим, как, прибегая лишь к простой манипуляцией цифрами, можно легко получить массовую количественную успеваемость.

Впрочем, что бы ни говорили о честности, обман все равно присутствует. Потому что за всеми этими разговорами о гуманности по отношению к «детям» и «честности» стоит неудовлетворительная работа всего школьного образования, за ней разваленная методическая работа, безобразные учебники, катастрофическое падение уровня педагогических кадров и общее безразличие к конечному продукту обучения, к судьбе учащихся.

Нам говорят о честности для того чтобы отвлечь от очевидного — от того, что экзамен показал не столько прозрачность контроля, сколько банкротство всей системы среднего образования, которая в итоге многих лет реформы оказалась способна только к производству выпускников по ведущим, базовым предметам с объемом знаний «20+» и «28+» даже по формальной шкале ЕГЭ.

Понижение баллов демонстрирует не только низкий уровень подготовки, но и другую проблему, о которой все чаще говорят и преподаватели, и родители, и сами ученики — несоответствие ЕГЭ как формы проверки знаний реальному содержанию образовательного процесса. Грубо говоря, на ЕГЭ спрашивают не тому, чему учат, и не так, как учат, а тому, что хочется, и в той форме, какой хочется составителям заданий.

Полученный «честным путем» при помощи Рособрнадзора аттестат, тем не менее, вряд ли должен радовать выпускника, поскольку при имеющихся в нем низких баллах представляет собой дорогу в никуда.

На наших глазах ЕГЭ обессмысливается даже с формальной точки зрения. Он перестает быть как вступительным, так и выпускным. Но если выпускным он перестает быть с точки зрения понятия совершенно ничтожного — качества (что за знания могут быть у тех, кто недобирает 30 баллов по основным предметам? этот балл — оценка чего?), то вступительным он перестает быть уже с главной ныне, формальной точки зрения. Уже в настоящий момент ведется разработка положения, которое четко будет разграничивать количество баллов по ЕГЭ, нужных лишь для получения аттестата и необходимых для поступления в вуз.

Нынешний ЕГЭ превращается и в зону безответственности. Большим перегибом было превращать его в сферу прямой ответственности всех — от губернатора до учителя. Но ныне он разгружается вообще от всякой ответственности за результаты образовательной деятельности со стороны государства. Ответственность во всей полноте перелагается на самого сдающего и его родителей.

Занижая баллы, Минобраз занимается профанацией школьного обучения, понижает его планку, ухитряясь при этом ударить и по образованию вузовскому (низкие результаты ЕГЭ автоматически ударяют по показателям конкретного вуза в мониторинге, по так называемому среднему баллу поступающих), то есть выполняют задачу, обратную той, которая ему поручена. Минобраз и Рособрнадзор, призванные в идеале бороться за качество образования, на практике только тем и занимаются, что играют на понижение, продуцируют своей канцелярской и бухгалтерской политикой безграмотность и невежеством. ЕГЭ в его нынешнем виде становится апофеозом чиновничьего произвола и педагогической бессмыслицы. И все это под лозунгом «честности». Как у рыночных зазывал на распродаже.

Ныне уже с ужасом наблюдаешь за тем, как все становится честным вместо того, чтобы быть настоящим: честные выборы, честные СМИ, честный ЕГЭ. Что на очереди дальше?

Фото ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня