Мнения

Экзамен со скидкой

Сергей Морозов о результатах проведения ЕГЭ в этом году

  
30541
Экзамен со скидкой

Прошлогодний ЕГЭ прошел под знаком демонстрации достижений современных информационных технологий. Экзаменационная кампания этого года, отметившаяся понижением проходных баллов по русскому и математике, больше напоминает сезонную распродажу с традиционными для нее скидками на товар лежалый, бракованный, неходовой.

Чем порадует бессмысленный и беспощадный ЕГЭ в следующем году трудно даже и представить.

Министерство образования и Рособрнадзор спешат проставить себе пятерки за организацию процедуры сдачи ЕГЭ и похваляются на каждом печатном углу «честными экзаменами». Может быть и так. Тем, кто сдавал, и тем, кто принимал, виднее.

Но во всех этих победных реляциях о том, что вот, наконец-то «заработало!» чудится что-то подзабытое, чуровское. «Честные экзамены» немножко отдают «честными выборами». Собственно, и технология та же — видеокамеры, онлайн-трансляции, место то же, да и многие действующие лица, отвечающие за проведение процедуры итоговой аттестации, люди не чужие в избирательных комиссиях. Так же, как и для честных выборов, опущен порог регистрации. И так же, как на выборах, снижение порога не дает никаких гарантий для прохождения в следующий тур, не все счастливые обладатели аттестатов смогут попасть на порог вузовских избирательных комиссий. Аттестатом их одарили для поступления в колледжи и ПТУ.

Без конца упоминаемое слово «честный» навевает и другого рода ассоциации. «Честная сделка» — это устойчивое сочетание слов всплывает в памяти, когда наблюдаешь, с каким спокойствием общество проглотило смену правил игры по ходу самого экзамена. Налицо негласный, молчаливый сговор между общественностью и Рособрнадзором по поводу результатов ЕГЭ. Общая заинтересованность в массовой выдаче по существу «липовых» дипломов и аттестатов. Без шуму, без пыли, без скандалов, без взаимных обвинений. Родителей устраивает, что их нерадивое чадо получает документ об окончании школы с вожделенным сертификатом ЕГЭ, Минобраз устраивает, что критическое состояние всей системы образования прикрывается натянутой удовлетворительной оценкой и торжественной раздачей аттестатов. Все знают, что дело неладно, но вместо того, чтобы вскрыть нарыв и обозначить проблему, перейти к ее реальному, а не фиктивному решению, делают так, как обычно делают на уровнях образования пониже — что называется, «проставляют». Отличие нынешней ситуации, в том, что процедура «проставления» приобретает массовый, централизованный, системный характер и санкционируется уже не местными руководителями, директорами и самими педагогами, а самыми высокими федеральными органами. Действия Рособрнадзора — это пример нижестоящим, как, прибегая лишь к простой манипуляцией цифрами, можно легко получить массовую количественную успеваемость.

Впрочем, что бы ни говорили о честности, обман все равно присутствует. Потому что за всеми этими разговорами о гуманности по отношению к «детям» и «честности» стоит неудовлетворительная работа всего школьного образования, за ней разваленная методическая работа, безобразные учебники, катастрофическое падение уровня педагогических кадров и общее безразличие к конечному продукту обучения, к судьбе учащихся.

Нам говорят о честности для того чтобы отвлечь от очевидного — от того, что экзамен показал не столько прозрачность контроля, сколько банкротство всей системы среднего образования, которая в итоге многих лет реформы оказалась способна только к производству выпускников по ведущим, базовым предметам с объемом знаний «20+» и «28+» даже по формальной шкале ЕГЭ.

Понижение баллов демонстрирует не только низкий уровень подготовки, но и другую проблему, о которой все чаще говорят и преподаватели, и родители, и сами ученики — несоответствие ЕГЭ как формы проверки знаний реальному содержанию образовательного процесса. Грубо говоря, на ЕГЭ спрашивают не тому, чему учат, и не так, как учат, а тому, что хочется, и в той форме, какой хочется составителям заданий.

Полученный «честным путем» при помощи Рособрнадзора аттестат, тем не менее, вряд ли должен радовать выпускника, поскольку при имеющихся в нем низких баллах представляет собой дорогу в никуда.

На наших глазах ЕГЭ обессмысливается даже с формальной точки зрения. Он перестает быть как вступительным, так и выпускным. Но если выпускным он перестает быть с точки зрения понятия совершенно ничтожного — качества (что за знания могут быть у тех, кто недобирает 30 баллов по основным предметам? этот балл — оценка чего?), то вступительным он перестает быть уже с главной ныне, формальной точки зрения. Уже в настоящий момент ведется разработка положения, которое четко будет разграничивать количество баллов по ЕГЭ, нужных лишь для получения аттестата и необходимых для поступления в вуз.

Нынешний ЕГЭ превращается и в зону безответственности. Большим перегибом было превращать его в сферу прямой ответственности всех — от губернатора до учителя. Но ныне он разгружается вообще от всякой ответственности за результаты образовательной деятельности со стороны государства. Ответственность во всей полноте перелагается на самого сдающего и его родителей.

Занижая баллы, Минобраз занимается профанацией школьного обучения, понижает его планку, ухитряясь при этом ударить и по образованию вузовскому (низкие результаты ЕГЭ автоматически ударяют по показателям конкретного вуза в мониторинге, по так называемому среднему баллу поступающих), то есть выполняют задачу, обратную той, которая ему поручена. Минобраз и Рособрнадзор, призванные в идеале бороться за качество образования, на практике только тем и занимаются, что играют на понижение, продуцируют своей канцелярской и бухгалтерской политикой безграмотность и невежеством. ЕГЭ в его нынешнем виде становится апофеозом чиновничьего произвола и педагогической бессмыслицы. И все это под лозунгом «честности». Как у рыночных зазывал на распродаже.

Ныне уже с ужасом наблюдаешь за тем, как все становится честным вместо того, чтобы быть настоящим: честные выборы, честные СМИ, честный ЕГЭ. Что на очереди дальше?

Фото ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня