Юбилейный тур группы «Океан Эльзы», посвященный двадцатилетию творческой деятельности коллектива, нынче бьет рекорды посещаемости концертов на Украине. Семьдесят тысяч человек пришли послушать Вакарчука сотоварищи на «Олимпийском» в Киеве, пятьдесят тысяч были на стадионе «Черноморец» в Одессе. Эти весьма внушительные цифры для меня являются ярчайшими индикаторами нравственной деградации украинского городского населения Украины.
Сразу оговорюсь, что не буду касаться политических взглядов вокалиста группы Святослава Вакарчука. Всем известно о том, что у него майдан головного мозга в терминальной стадии еще с 2004 года. Он может голосовать за кого угодно и поддерживать кого хочет, это его личное дело. Речь пойдет о том, что он несёт пошлость в массы. Я абсолютно согласен с Фредериком Бегбедером, написавшим в одном из своих последних романов, что Элтон Джон периода 1969−1975 годов — это лучшее, что было в поп-музыке. И мне нет дела до того, с кем самый знаменитый собиратель очков в мире кувыркается в кровати. Дело в том, что Элтон Джон — гениальный музыкант, а «Океан Эльзы» — бесталанные кабацкие лабухи, ставшие иконами отсталой украинской культуры.
Я не могу дослушать до конца ни одну песню «Океана». Мне, с детства слушавшему множество разнообразной рок-музыки, сразу становится не по себе — то гитарный проигрыш один в один содран с четвертого альбома «Led Zeppelin», то вся мелодия целиком украдена у «Oasis». Никакой изюминки у Вакарчука нет. Я впервые увидел их клип «Тилькы там не дас нема» году эдак в 1998 и сразу записал их в дешевые подражатели находившихся тогда на пике популярности братьев Галлахеров. Но Лайам и Ноэль все-таки помечены печатью таланта и их сразу узнаешь, а вот Вакарчука обделил Всевышний с музыкальным дарованием. Сценический образ под Роберта Планта отторгает слепым копированием поведения.
Ладно, «Океан Эльзы» — это жуткая посредственность, но больше удивляет то, что они умудряются собирать стадионы в крупных городах. Я вижу в социальных сетях, как мои знакомые ровесники выкладывают фотографии с их концертов, и каждый раз огорчаюсь. Уже почти двадцать лет в Украине вещает канал «MTV», и за это время можно было познакомиться с творчеством таких групп как однояйцевые близнецы «Radiohead» и «Muse», «RHCP», «White Stripes», «Audioslave», «MGMT», «The Cure» и многих других. У украинской молодежи есть возможность за ночь добраться в Польшу или Венгрию, где на рок-фестивалях можно послушать все вышеперечисленные мной зарубежные коллективы, но они ходят на отечественного производителя музыкального шлака. Ценник на «Океан Эльзы» кстати, сопоставим с прейскурантом на «Depeche Mode», выступавших год назад в Киеве. Билеты на Вакарчука отнюдь не дешевые. За серьезный прайс украинцам «ОЭ» втюхивают второсортную советскую эстраду третьей свежести, припудренную псевдонациональным колоритом. «Океан Эльзы» не стоит и одной мелодии «Песняров». Вакарчук сотоварищи — это Роксана Бабаян под расстроенный баян и Надежда Чепрага подшофе в ресторане «Прага»!
Когда-то музыкальный критик всея Руси Артемий Троицкий назвал «Coldplay» самой вторичной и пустой группой в мире. Я с ним полностью согласен в оценке коллектива Криса Мартина, но «Океан Эльзы» будут гораздо никчемнее. У Мартина в активе хоть есть прекрасная песня «Clocks», а у Вакарчук сплошь жидкие девичьи сопли, названные по традиции одним глаголом — «Видчувай», «Видпусты», «Зачекай».
Украинский патриот Вакарчук как-то умалчивает, что большую часть своего состояния он заработал благодаря концертной деятельности на территории Российской Федерации. Украина небольшая, и платежеспособный спрос невелик. На гастролях по Тернополю и Луцку миллионером не станешь.
Владимир Набоков в свое время написал отличное эссе «Пошляки и пошлость», где говорил о том, что пошлость — это стремление к поддельной красоте. «Океан Эльзы» — это фальшак, залипуха и полова. И если Украина клюет на столь очевидную подделку как Вакарчук, то нет ничего удивительного в том, что населению запросто впаривают Майдан, «либеральные ценности», «демократические свободы» и прочие симулякры, за которыми на самом деле, лишь пустота и обнищание. Если стадо молодых украинских барашков можно за деньги заставить слушать этот захолустный поп-рок, то их можно запросто согнать забесплатно на любую политическую акцию. Есть правда в Украине популярная группа, которая еще противнее чем «ОЭ» — «Бумбокс», но они в последнее время не мозолят глаза и не царапают слух как вакарчуковские балалаечники.
Я знаю пытающуюся казаться модной молодую одесскую семью, назвавшую свою дочь Эльзой потому, что они познакомились на концерте Вакарчука. Узнав об этом выборе имени ребенка, я навсегда их занес в бесперспективных провинциалов. Свою двоюродную сестру я еще четыре года назад навсегда удалил из друзей за восторженные отзывы о концерте «ОЭ». Пошлость должна быть всегда под порицанием общества. Даже в примитивных песенках Стаса Михайлова есть душевные нотки, а вот в голосе Вакарчука есть только имитация переживаний.
Поклонники «ОЭ» и составляют бескрайний океан украинской пошлости. Украинские каргоевропейцы только и могут, что довольствоваться подделками из-за безвкусицы и безденежья: ездят во Львов вместо Праги, слушают «Океан Эльзы» вместо хотя бы «Kasabian». Страна, в которой столь популярен вакарчуковский вокально-инструментальный ансамбль при доме культуры имени Степана Бандеры львовского сельсовета, обречена еще долго прибывать в упадке. Слушатели Вакарчука не могут созидать. Они способны лишь хандрить, сопливить, ныть и пытаться завывать как старина Роберт Плант.
Фото: Коммерсантъ/Антон Белицкий.