Я тут вот что подумал. Когда у нас в стране было «болото», белоленточным какое-то время казалось, что само небо за них. Ведь «все нормальные люди так думают». А как же ещё?! А значит… Знакомый политолог в личных доверительных беседах по большому секрету каждые три месяца назначал «социальные взрывы». Когда очередной срок проходил, он назначал «социальный взрыв» на конец следующего квартала.
А мы, антибелоленточные, смотрели на них и радовались. «Во тупы-ы-ые!..» Народ безмолвствовал, позёвывая да почёсывая покусанную комарами и татуированную по последней моде лодыжку. «Мудрый народ, умничка, он за Путина», — говорили мы.
Хотя кто его знает. Может, и мудрый. А может, и дурак, — сразу не скажешь. Крайности бывают похожи. Может, отсутствие социального взрыва объяснялось просто тем, что народ был не в тренде.
Мы как-то демонизируем народ. Думаем, он всё лежит на печи, обрастая мхом и копя силушку для решительного вставания. А он, может, не на печке. В аптеке у прилавка стоит — выбирает средство для волос и ногтей. Мама с дочкой в одинаковых сарафанчиках с одинаковыми татуировками на покусанных комарами лодыжках. Только у дочки ещё по позвоночнику мелкими каллиграфическими буковками вытатуировано «My mom judge me», и слово «mom» татуировщик хотел было изобразить через «u», но спохватился и на «о» перекалякал.
Смотрю я на эту перекаляку, и сердце плачет. Был бы я депутатом Думы, вот ей-богу запретил бы бабам татуировки. Оставил бы — только для интеллигенции, для продвинутых. Равно как и мат. Интеллигентные люди, Татьяна Толстая, например, какая-нибудь или Ксения Собчак, они же матерятся осознанно, совершая, так сказать, волевой акт. А простой человек, извиняюсь, матерится как птичка какает, что, конечно же, подлежит запрету. Ибо какие уж там права у птички. А интеллигентным людям запрещать нельзя ничего.
Повторяю ещё раз. Что дозволено культурному человеку, то не дозволено быку. Не самые глупые люди поговорку придумали! Вот, допустим, Андрей Вадимович Макаревич в известном интервью своём неоднократно повторяет: «Это никого не должно волновать». (Ну, что базы НАТО могут появиться в Крыму.) Никого не должно — однако же сам Андрей Вадимович волнуется! Почему? Потому что он-то не никто! Ему можно. Как у нас в армии говорили, «положено». А ватнику, плебсу и закаляке — нет.
Логика, надеюсь, понятная. Но именно она и подвела российских революционеров в своё время. Оно ж было как… Деньги на революцию выделяли — и, говорят, хорошие. Но! Культурные люди, получатели денег, по привычке распределяли их… ну, не между собой, не надо пошлости. Всё (почти) честно расходовалось. Но расходовалось — на пропаганду и накаление обстановки среди самих себя. На пропаганду среди культурных людей, которым «положено». Автоматически. По привычке. Согласно инстинкту.
Ведь «бей по штабам» — а штаб кто? Кто ум нации? С кого всё закрутится?..
В результате получилось — фейсбук кипит, твиттер кипит, телевизор-дождь, проспект Сахарова, Татьяна Толстая, Ксения Собчак — все кипят! А социального взрыва нет. Слишком уж талантливая агитация была проведена за социальный взрыв. Очень уж со вкусом выполненная. Порядочность подвела. Ум. Честность. Красота души. Выдавливание из себя раба и вдавливание в себя господина. Всё лучшее в лучших людях.
За это деньги у чеховских интеллигентов отобраны и переданы иным альбатросам и буревестникам. Националистическим. Которые отлично справились с работой на Украине.
Приятно видеть, как большие корабли мысли, скрепя обшивкой, разворачиваются по ветру: взгляните на фейсбук Ольшанского. Готовый русский националист! Ща как киданёт кактель-молотова! А казалось бы…
Это не в том смысле, что Митя, мол, хочет деньги. Плевал он на них. Тут, как у Довлатова: женщины любят мужчин не за богатство, а за те качества, которые делают мужчин богатыми. Вот и Митя — любит не деньги, а качество. Многие считают его перевёртышем, часто меняющим политическую ориентацию. Ерунда. Он прям, как штык и не менялся ни разу. Просто у него очень чуткие мозги. Как стрелка компаса магнитный поток, ловят они Революцию. Откуда революция — туда Митя.
Оторванные ноги? Убитые дети? Хор-р-рошо!.. Смотрите, что наделал проклятый Путин. А всего-то надо было — быстренько победоносно ввести войска! Просили же… А если кто-то, поскребя затылок, удивится — как это: патриоты-националисты просят о том же, о чём просят американские партнёры и евроукры, ему этими телами кровавыми по сусалам — хрясь!.. И умоется. Совесть должна же быть… По крайней мере, делать вид надо…
И что симптоматично: если раньше совесть горела и мучительно чесалась от «нечестных выборов», попранья прав сироток, геев и пуссирот (что, конечно, в русских условиях поголовного несоблюдения правил дорожного движения есть некоторый идиотизм), то теперь она кровоточит от действительно убитых детей, а тут попробуй-ка отмахнись.
С этим материалом можно и необходимо работать!..
Недавно казалось — страна находится как никогда далеко от очередной революции. Олимпиаду взяли, Крым наш, вежливые люди, спасибо, я больше не кит. Пальчик покажи — и радость переполняет. «У нас появился флаг!»
Но уже сейчас так не кажется. Более того — понимаешь, что сам стал жертвой того же белоленточного искривления мозга, когда кажется, что все вокруг — «нормальные люди» и думают так же, как и ты. Ну, кроме Макаревича и ещё двух-трёх, словно созданных для того, чтоб на них изучать, чем лёгкие здорового человека отличаются от лёгких курильщика. Ан нет… Да откуда они ползут?
Недавно на площадке детской гуляем с сыном, там политинформация у клопов. «А в одной стгане, как, пап?.. на Укгаине… там пгоизошла геволюция, и они поделились на хороших и плохих. И те на этих напали… Пап, кто на кого напал?»
Папа — румяный, гладкий, успешный, но с лица явно не интеллигент, нашего приказчицкого сословия — похохатывает: «Это опасный политический вопрос, кто напал на Украину!..» И косится на меня. Испытующе, приглашающее. Тоже похохотать. И с удивлением понимаешь: да он же гнида! Тот, с чьим ребёнком играл твой сын!.. Вот он, живая, нефейсбучая гнида, стоит перед тобой… Гасить?
Да! Да! — с восторгом орут совесть и та часть организма, которая за всё хорошее. Мочи гниду! Будь мужчиной, введи войска…
А там, как у нас говорится, помоги Бог!..
Фото: ИТАР-ТАСС/EPA.