На прошлой неделе резко обострилась ситуация в зоне нагорно-карабахского конфликта. 31 июля на линии соприкосновения войск началась перестрелка, которая привела к крупнейшим потерям за все время соблюдения режима прекращения огня. По разным данным, потери Баку составили от 12 до 14 военнослужащих, представители НКР говорят, что погибли два солдата непризнанной республики.
При этом обе стороны обвинили друг друга в нарушении мирных договоренностей, закрепленных Бишкекским протоколом о прекращении огня 1994 года, и попытках сорвать усилия по урегулированию карабахского конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, заявляя, что стрельба велась не только из стрелкового оружия, но и из артиллерийских установок. По данным азербайджанской стороны, от обстрелов пострадало, в том числе, мирное население приграничного города Товуза.
В Баку убеждены, что первой жертвой инцидента стал азербайджанский солдат, «убитый снайпером с армянской стороны». По данным Минобороны Азербайджана, «только за одни сутки армянская сторона нарушила режим прекращения огня в зоне конфликта более 70 раз». Ереван в свою очередь настаивает на том, что все началось с «проникновения на территорию Карабаха азербайджанских диверсионных групп и обстрелов армянской территории из стрелкового и артиллерийского вооружения крупного калибра». В заявлении Минобороны Армении утверждается, что «число потерь с обеих сторон растет изо дня в день и грозит перерасти в масштабные военные действия».
По сообщению главы пресс-службы Минобороны Азербайджана Вагифа Дяргяхлы, на протяжении всей линии фронта сосредотачивается тяжелая техника. Боевые истребители начали полеты над линией соприкосновения азербайджанских и армянских войск в направлении Тертера и Агдама. При этом армянская сторона заявляет о своей готовности к войне. «Мы не боимся войны. Конечно, это не лучший путь, но, в случае если нам ее навяжут, мы будем вынуждены ее выиграть» — заявил премьер-министр Армении Овик Абрамян.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев обратился с просьбой о помощи лично к Бараку Обаме в поздравительном письме по случаю дня рождения президента США. В нем он выразил надежду на усилия лично Обамы, направленные на «освобождение от оккупации признанных международным сообществом территорий Азербайджана, справедливое урегулирование армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта мирным путем на основе норм международного права». Между тем, крайнюю обеспокоенность возможностью размораживания самого кровопролитного конфликта на постсоветском пространстве выразила Россия. МИД РФ призвал участников конфликта проявить сдержанность, отказаться от использования силы и предпринять незамедлительные меры, направленные на стабилизацию положения, расценивая обострение ситуации в зоне конфликта как серьезное нарушение договоренностей о прекращении огня и заявленных намерений достигнуть урегулирования политическими средствам.
При этом важную роль в деэскалации конфликта Россия может сыграть уже в ближайшее время. Как заявил журналистам премьер-министр Армении Овик Абрамян, президенты Армении и Азербайджана Серж Саргсян и Ильхам Алиев могут встретиться в Сочи на этой неделе для обсуждения карабахской проблемы. Источник газеты «Коммерсант» в Кремле подтвердил: встреча президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева запланирована на 8−9 августа.
Возможность размораживания карабахского конфликта, тем более на фоне украинских событий вызывает массу беспокойства. Многие эксперты поспешили заявить о том, что вокруг России замыкается «кольцо нестабильности», задача которого создать как можно больше конфликтов по периметру границ, на которые Россия просто не успевала бы реагировать.
Так политолог Анатолий Несмеян, известный как блогер el_murid, пишет у себя в Живом Журнале:
«К сожалению, затягивание вопроса с позицией России по Донецкой и Луганской республикам ведет не только к жертвам на Донбассе и Луганщине. Проблема носит системный и стратегический характер. Мы не сможем адекватно реагировать на все провокации, которые будут создаваться вокруг нас. Единственный способ — упреждение. Разгром украинских карателей и ликвидация киевского нацистского режима становится ключевой проблемой упреждающей стратегии.
На сегодня в сражении за Донбасс наступает точка перелома. В какой-то мере все могут решить тысяча человек, танковый батальон и два-три дивизиона артиллерии. Даже такого резерва будет достаточно, чтобы обрушить обстановку для карателей. Ясно, что сидящая в Москве партия «слива», как ее назвал Стрелков, делает все, чтобы не допустить такого развития событий. Цель этой партии — государственный переворот, и провал Новороссии становится важнейшей предпосылкой этого переворота.
Именно поэтому Стрелков не получает и не может получить никакой серьезной помощи. Умереть не дают, жить — тоже. Однако даже в столь ограниченном пространстве ополчение Донбасса переламывает обстановку в свою пользу. Нет смысла говорить, что требуется запасной вариант, причем для США надежда на Киев, как двигатель этого варианта, становится все менее перспективной — хунта демонстрирует полную импотенцию по всем направлениям, и дальше надеяться лишь на нее становится попросту опасным.
В такой ситуации создание новой локальной проблемы, а еще лучше катастрофы, становится для США залогом того, что внимание Москвы будет отвлечено еще одним кризисом. Приднестровье и Карабах — наиболее выгодные с этой точки зрения точки. Возможно, что именно Карабах будут пытаться раскачать именно сейчас".
Однако далеко не все разделяют подобные настроения. Так глава аналитического центра «Alte et Certe» политолог Андрей Епифанцев убежден, что новой карабахской войны не будет:
— Могу ошибаться, но я не верю в начало войны Азербайджана с Арменией за Карабах. Рассуждая логически, для Азербайджана из позитивных изменений имеется только международный фон, на котором из-за ряда текущих военных конфликтов его нападение на Карабах, теоретически, будет выглядеть не так вызывающе.
Все остальное осталось таким же: очень малая вероятность победы блицкригом и невозможность ведения долгой и полномасштабной войны ни в Карабахе, ни в Армении наряду с очень высокой ценой поражения как для Азербайджана, так и непосредственно для его высшей элиты.
При этом я не думаю, что он мог заручиться поддержкой США и Запада в целом — Азербайджан ведет с ними осторожную политику и не рвется к ним в объятья, как это делает Украина. Алиев встречается с Саргсяном, это тоже явный знак.
Нет, все указывает на то, что войны не будет…
Армянский журналист и политический обозреватель Айк Халатян в своем интервью украинскому телеканалу «112-Украина» также выразил сомнения том, что столкновения могут перерасти в полномасштабную войну между Арменией и Азербайджаном:
— Пользуясь тем, что в течение лета все внимание мирового сообщества и ключевых игроков — США, России и Евросоюза было отвлечено на Украину, Азербайджан нагнетал напряженность на линии соприкосновения, пытаясь таким путем получить преимущество в переговорном процессе.
Однако для войны нет никаких причин, потому что это не в интересах ни внешних игроков, которым сейчас не до новой войны на территории бывшего Советского Союза, ни внутренним. Азербайджанская сторона всегда напоминает о возможности силового решения карабахского конфликта. Но всем понятно, что для этого надо иметь хоть какое-то преимущество над армянскими войсками, а эти последние события показали, что такого преимущества у азербайджанских сил нет и не было.
Самое интересное, когда мы мониторим азербайджанские СМИ, очень многие азербайджнские журналисты уже задаются вопросом: если государственная пропаганда всегда заявляла о превосходстве азербайджанских вооруженных сил над армянскими, как так может быть, что убиты двое армянских и восемь наших солдат? Как это может быть, если у нас такое подавляющее преимущество?
Айк Халатян считает также, что Россию не удастся напрямую втянуть в конфликт:
— Российская военная база находится на границе с Турцией. При этом Россия как по линии ОДКБ, так и по линии двусторонних договоренностей обязана взять на себя защиту Армении, обеспечить безопасность именно Армении, я не говорю сейчас о Нагорном Карабахе. Поэтому все представители Минской группы ОБСЕ выступили со взвешенными заявлениями, призвав обе стороны снизить эскалацию на линии соприкосновения. Поэтому российский фактор тут играет ту роль, что он обеспечивает невмешательство Турции в конфликт и остужает некоторые «горячие головы» в Баку.
При этом руководство России все время подчеркивает, что речь идет о территории Армении: если будет нападение на территорию Армении, только тогда Россия выполнит все взятые на себя обязательства. Если же Азербайджан нападет на Нагорный Карабах, Россия будет вынуждена оказывать помощь Армении, так как не в ее интересах поражение ее единственного союзника на Южном Кавказе. Но все же я думаю, что Россия прямо в войну не вступит.
Фото ИТАР-ТАСС/ Антон Якунин.