Мнения / Кризис на Украине

Право Шевчука на самоопределение

Алексей Колобродов о затянувшейся эволюции Юры-музыканта

  
12136
Право Шевчука на самоопределение

Всю пятницу я прожил в ощущении скорой нечаянной радости. На уровне даже физиологическом — сердцебиение, тревога вперемежку с восторгом, почти пачку выкурил («Данхилл», синий, короткий).

И не вхолостую — это, оказывается, Юрий Юлианович Шевчук, наконец, определился. О чем и сообщил в блоге на «Эхо Москвы», который называется «Блаженны миротворцы».

А выбрал Шевчук «миру — мир», повторив это дважды.

Пост короткий, но в нем пропасть как забавного, так и загадочного.

Например, мне ужасно понравился оборот «ищут привычных врагов для своей извращенной эротики. Но это не любовь». (Эту «не любовь», по совести, надо бы взять в кавычки, поскольку здесь цитата из коллеги, покойного Виктора Робертовича Цоя).

А мои товарищи по фейсбуку проголосовали за другие фразы. За «в глазах многих сограждан на улицах вижу тайное, деликатное сопереживание». И впрямь недурно.

Или за «национал-социальную похоть». Хорошее название для порнофильма-реконструкции из довоенной жизни Третьего рейха.

С другой стороны, он же не писатель, он, согласно самоаттестации, Юра-музыкант. Однако другой какой юра-музыкант эдаких шедевров стиля отродясь не урежет. Ценим.

Чуть ли не треть короткого поста занимает четверостишие. Надо полагать — автоцитата. Судя по концентрации пошлости и символизма. Определившийся рок-стар разместил ее аккурат рядком с евангельским, от Матфея, стихом. Скромный такой монтаж.

Кстати, многие авторы бились над окончательным определением пошлости. Мне, после прочтения блога ЮЮШа, пришло в голову еще одно, на окончательность, естественно, не претендующее. Пошлость — это когда в тексте примерно поровну пафоса и эротических коннотаций.

Перейдем к загадочному.

«Нам говорят — война спасёт Россию. — пишет Юрий Юлианович. — Добры молодцы, накопившие за последние годы свою национал-социальную похоть, пишут об этом в блогах, выступают по радио и ТВ».

А, собственно, что это за агрессивно-похотливые «добры молодцы»? Имена, ссылки, цитаты, частоты, кнопки? Где классик услышал эти голоса проклюнувшихся вдруг милитаристов? Нет, можно допустить, что Шевчук, диггерствуя в сети, наткнулся на эдаких наследников Йозефа Швейка («что ж, повоюем!»), но никакого такого мейнстрима и консенсуса относительно войны как средства спасения России", разумеется, нету. (Легко догадаться, откуда прилетело к Шевчуку это «спасать Россию»).

Даже в самой ура-патриотической публицистике.

Что же до позиции российской власти (Кремля) трудно сейчас найти более заряженных миротворцев, хоть всю планету с концертами объедь.

Но голоса они, знаете, дело такое. Могут звучать где угодно и сколько угодно. Хоть целый нестройный хор внутри одного творческого человека. Психиатры в курсе.

Самое, впрочем, загадочное — а с чем определился на самом деле Юрий Юлианович? Он за Луну или за Солнце? За власть с 87-процентной поддержкой или за либеральную оппозицию? За Новороссию или киевскую АТО? Или вообще он про Ирак, Газу, лихорадку Эбола?

Думаю, в этой прекрасной абстракции превалирует не столько художественный метод отвлеченного артиста, но трезвый расчет. Шевчук (сужу, конечно, не по этому чудесному посту, а по всей совокупности творчества) замечательно глуп (для творца это если не комплимент, то уважительная констатация). Глупость же зачастую прекрасно уживается с хитростью. Точнее, хитрозадостью. ЮЮШ громогласно заявил, что, наконец, определился. Подпустил терминов. Наехал на кого-то безадресного. Собрал кучу лайков, комментариев и перепостов. По сути, однако, ничего конкретного. Зато каждая сторона может думать, что эдакая селебрити за нее, или, как минимум, за все хорошее и вечное, и ставить в пример, и никакой тебе отмены концертов, «шабаша, грязи и клеветы» (А. Макаревич).

Ведь и впрямь, шевчуковский «миру-мир» легко сопрягается и с перемирием в Донбассе, и с т. н. «маршем мира».

Либералы, однако, восприняли «миротворцев» Шевчука как «нашего полку прибыло», ну и них действительно острая необходимость в пополнении.

Альфред Кох написал одобрительно: «вот и Юрочка Шевчук высказался».

Реформатору-писателю, похоже, неведомо, что в некоторых тусовках Серебряного века «юрочками» называли мальчиков-зайчиков-бисексуалов — подведенные глаза, томность, вихляющаяся походка… Впрочем, один из них, Жоржик Иванов, дитя светского гламура в эмиграции вырос в мощного трагического русского поэта Георгия Иванова. Может, Альфред Рейнгольдович предполагает у Шевчука обратную эволюцию?

Сейчас некоторые зрелые умы размышляют, что же и всё же привело отдельных представителей т. н. «русского рока» к послекрымскому пониманию того, что «жизнь прожита зря». (Макаревич, конечно, процитировал здесь известную песню «По тундре» — «не видать нам свободы, жизнь прожита зазря», перепетую им для альбома «Пионерские блатные песни»). Еще больше народа просто удивляются столь причудливой причинно-следственной связи.

Ибо «рок-музыканты» — ребята, в общем, безусловно лояльные.

Это сейчас «Юру-музыканта», зовут оппозиционером, а в свое время…

(Из Шевчука, конечно, как из классиков марксизма, можно надрать цитат на любой вкус и цвет, что само по себе характеризует человека.)

Как вам такое его эзотерическое признание:

«Вижу квадратный нимб патриотизма над Путиным (не все, наверное, знают: круглый нимб — у людей умерших, квадратный — у живых). Никакого злого умысла у Путина нет, жажды обогащения тоже. Я убежден, он служит России».

Версий немало, но причин демарша две, и они, по-моему, просты.

Все предыдущие путинские годы витринных «рокеров» деятельно опекал и патронировал Владислав Ю. Сурков (возможно, по собственной инициативе) и чувствовали они себя на важной государевой службе.

А теперь, когда Владиславу Юрьевичу недосуг, остро ощутили себя бесхозным мозгом нации, и, будучи публикой крайне инфантильной, выбрали такую детскую тактику привлечения внимания — папе назло.

А второе и главное — люди эти на любом уровне, вплоть до подсознания, истовые западники (причина даже не в рок-н-ролльной ориентации, а в хиппово-мажорской). Пока власть была более-менее в ладу со всеми сообща и заодно с мировым правопорядком, юр-музыкантов всё устраивало и даже сверх того. Когда с Западом началась конфронтация (как они решили, надолго, да так оно и есть) пришлось выбирать. Наконец.

Но, собственно, даже здесь Шевчук — отдельная история. Никому не навязываю своего мнения: к рок-музыке ЮЮШ имеет косвенное отношение. Он сам по себе комбинированный жанр из комсомольской авторской песни и партийного шансона. По-своему интересный даже. И всегда перспективный.

Снимок в открытие статьи: Юрий Шевчук / Фото: EPA / ИТАР-ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Сергей Судаков

Политолог-американист, профессор Академии военных наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня