Мнения / Кризис на Украине

Право Шевчука на самоопределение

Алексей Колобродов о затянувшейся эволюции Юры-музыканта

  
12135
Право Шевчука на самоопределение

Всю пятницу я прожил в ощущении скорой нечаянной радости. На уровне даже физиологическом — сердцебиение, тревога вперемежку с восторгом, почти пачку выкурил («Данхилл», синий, короткий).

И не вхолостую — это, оказывается, Юрий Юлианович Шевчук, наконец, определился. О чем и сообщил в блоге на «Эхо Москвы», который называется «Блаженны миротворцы».

А выбрал Шевчук «миру — мир», повторив это дважды.

Пост короткий, но в нем пропасть как забавного, так и загадочного.

Например, мне ужасно понравился оборот «ищут привычных врагов для своей извращенной эротики. Но это не любовь». (Эту «не любовь», по совести, надо бы взять в кавычки, поскольку здесь цитата из коллеги, покойного Виктора Робертовича Цоя).

А мои товарищи по фейсбуку проголосовали за другие фразы. За «в глазах многих сограждан на улицах вижу тайное, деликатное сопереживание». И впрямь недурно.

Или за «национал-социальную похоть». Хорошее название для порнофильма-реконструкции из довоенной жизни Третьего рейха.

С другой стороны, он же не писатель, он, согласно самоаттестации, Юра-музыкант. Однако другой какой юра-музыкант эдаких шедевров стиля отродясь не урежет. Ценим.

Чуть ли не треть короткого поста занимает четверостишие. Надо полагать — автоцитата. Судя по концентрации пошлости и символизма. Определившийся рок-стар разместил ее аккурат рядком с евангельским, от Матфея, стихом. Скромный такой монтаж.

Кстати, многие авторы бились над окончательным определением пошлости. Мне, после прочтения блога ЮЮШа, пришло в голову еще одно, на окончательность, естественно, не претендующее. Пошлость — это когда в тексте примерно поровну пафоса и эротических коннотаций.

Перейдем к загадочному.

«Нам говорят — война спасёт Россию. — пишет Юрий Юлианович. — Добры молодцы, накопившие за последние годы свою национал-социальную похоть, пишут об этом в блогах, выступают по радио и ТВ».

А, собственно, что это за агрессивно-похотливые «добры молодцы»? Имена, ссылки, цитаты, частоты, кнопки? Где классик услышал эти голоса проклюнувшихся вдруг милитаристов? Нет, можно допустить, что Шевчук, диггерствуя в сети, наткнулся на эдаких наследников Йозефа Швейка («что ж, повоюем!»), но никакого такого мейнстрима и консенсуса относительно войны как средства спасения России", разумеется, нету. (Легко догадаться, откуда прилетело к Шевчуку это «спасать Россию»).

Даже в самой ура-патриотической публицистике.

Что же до позиции российской власти (Кремля) трудно сейчас найти более заряженных миротворцев, хоть всю планету с концертами объедь.

Но голоса они, знаете, дело такое. Могут звучать где угодно и сколько угодно. Хоть целый нестройный хор внутри одного творческого человека. Психиатры в курсе.

Самое, впрочем, загадочное — а с чем определился на самом деле Юрий Юлианович? Он за Луну или за Солнце? За власть с 87-процентной поддержкой или за либеральную оппозицию? За Новороссию или киевскую АТО? Или вообще он про Ирак, Газу, лихорадку Эбола?

Думаю, в этой прекрасной абстракции превалирует не столько художественный метод отвлеченного артиста, но трезвый расчет. Шевчук (сужу, конечно, не по этому чудесному посту, а по всей совокупности творчества) замечательно глуп (для творца это если не комплимент, то уважительная констатация). Глупость же зачастую прекрасно уживается с хитростью. Точнее, хитрозадостью. ЮЮШ громогласно заявил, что, наконец, определился. Подпустил терминов. Наехал на кого-то безадресного. Собрал кучу лайков, комментариев и перепостов. По сути, однако, ничего конкретного. Зато каждая сторона может думать, что эдакая селебрити за нее, или, как минимум, за все хорошее и вечное, и ставить в пример, и никакой тебе отмены концертов, «шабаша, грязи и клеветы» (А. Макаревич).

Ведь и впрямь, шевчуковский «миру-мир» легко сопрягается и с перемирием в Донбассе, и с т. н. «маршем мира».

Либералы, однако, восприняли «миротворцев» Шевчука как «нашего полку прибыло», ну и них действительно острая необходимость в пополнении.

Альфред Кох написал одобрительно: «вот и Юрочка Шевчук высказался».

Реформатору-писателю, похоже, неведомо, что в некоторых тусовках Серебряного века «юрочками» называли мальчиков-зайчиков-бисексуалов — подведенные глаза, томность, вихляющаяся походка… Впрочем, один из них, Жоржик Иванов, дитя светского гламура в эмиграции вырос в мощного трагического русского поэта Георгия Иванова. Может, Альфред Рейнгольдович предполагает у Шевчука обратную эволюцию?

Сейчас некоторые зрелые умы размышляют, что же и всё же привело отдельных представителей т. н. «русского рока» к послекрымскому пониманию того, что «жизнь прожита зря». (Макаревич, конечно, процитировал здесь известную песню «По тундре» — «не видать нам свободы, жизнь прожита зазря», перепетую им для альбома «Пионерские блатные песни»). Еще больше народа просто удивляются столь причудливой причинно-следственной связи.

Ибо «рок-музыканты» — ребята, в общем, безусловно лояльные.

Это сейчас «Юру-музыканта», зовут оппозиционером, а в свое время…

(Из Шевчука, конечно, как из классиков марксизма, можно надрать цитат на любой вкус и цвет, что само по себе характеризует человека.)

Как вам такое его эзотерическое признание:

«Вижу квадратный нимб патриотизма над Путиным (не все, наверное, знают: круглый нимб — у людей умерших, квадратный — у живых). Никакого злого умысла у Путина нет, жажды обогащения тоже. Я убежден, он служит России».

Версий немало, но причин демарша две, и они, по-моему, просты.

Все предыдущие путинские годы витринных «рокеров» деятельно опекал и патронировал Владислав Ю. Сурков (возможно, по собственной инициативе) и чувствовали они себя на важной государевой службе.

А теперь, когда Владиславу Юрьевичу недосуг, остро ощутили себя бесхозным мозгом нации, и, будучи публикой крайне инфантильной, выбрали такую детскую тактику привлечения внимания — папе назло.

А второе и главное — люди эти на любом уровне, вплоть до подсознания, истовые западники (причина даже не в рок-н-ролльной ориентации, а в хиппово-мажорской). Пока власть была более-менее в ладу со всеми сообща и заодно с мировым правопорядком, юр-музыкантов всё устраивало и даже сверх того. Когда с Западом началась конфронтация (как они решили, надолго, да так оно и есть) пришлось выбирать. Наконец.

Но, собственно, даже здесь Шевчук — отдельная история. Никому не навязываю своего мнения: к рок-музыке ЮЮШ имеет косвенное отношение. Он сам по себе комбинированный жанр из комсомольской авторской песни и партийного шансона. По-своему интересный даже. И всегда перспективный.

Снимок в открытие статьи: Юрий Шевчук / Фото: EPA / ИТАР-ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня