
Отечественные олигархи массово бегут из России. В рейтинге богатейших людей журнала «Форбс» 24 изначально «наших» миллиардера (да всё какие фамилии!) перестали упоминатьcя как российские бизнесмены. Обычно такие изменения в личные данные издание вносит по требованию представителей бизнесменов, указывает деловая пресса.
Так, Алишер Усманов стал бизнесменом из Ташкента, Узбекистан. Окончивший МГИМО, большую часть жизни проживший в России, разбогатевший здесь, некогда женатый на блистательной Ирине Виннер, возглавлявший федерацию фехтования РФ, предпочёл вернуться к корням.
Михаил Прохоров теперь в Швейцарии. Перебрался поближе к так любимому им Куршавелю? Или к тамошним банкам, бережно сохраняющим тайны своих клиентов? Прохорову, заполучившему на пару с Потаниным в ходе залоговых аукционов часть «Норникеля», вероятно, есть что прятать от пристальных взглядов соотечественников.
Леонид Федун «прописался» в Монако. Позабыт любимый ФК «Спартак», тем более в далёком прошлом осталась военная карьера. Доля в «Лукойле», когда-то представлявшем из себя изрядный кусок советской нефтяной отрасли, приватизированный затем ловким замминистра Алекперовым, обязывает бизнесмена Федуна соответствовать своей роли.
Сергей Мельниченко, ценитель импрессионистов и владелец крупнейшей в мире парусной яхты бросил якорь в так полюбившемся русским в последнее время «Дубайске». Хотя его угольный и трубный бизнес, а также принадлежащее магнату производство удобрений, экспортируемых на европейский рынок, с собой не вывезешь, он выбрал Эмираты.
Позаботилась о себе и Елена Батурина, представляющая теперь Британию. Основной актив вдовы московского мэра — средства, вырученные от продажи бизнеса. Злые языки утверждали, что без брака с Юрием Лужковым она никогда не смогла бы так развить своё дело, но какое это теперь имеет значение? Тратить в Лондоне, видимо, интереснее.
Баба с воза, кобыле легче, скажут обо всём этом циники, имея ввиду, конечно, не гендерный момент, а определённую никчемность, даже зловредность большинства олигархов, как класса, сколотивших свои состояния в основном бесстыдной приватизацией уже созданных до них сырьевых, как правило, производств и мало что добавивших от себя.
Несколько жаль перехода под чужое крыло только предпринимателей, причастных к высокотехнологичному бизнесу. Такому как Rambler Group или «Яндекс», или «Сколково». Большинство из них уже в Израиле (среди других локаций, выбранных богатеями в качестве тихой гавани, Кипр, Франция, Австралия, Латвия).
Хотя моральная деградация отдельных «технарей», того же Аркадия Воложа из «Яндекса», который попытался полностью перекраситься, беспощадно осудил СВО, бывшую Родину и стал представляться, минуя Россию, «израильским бизнесменом казахстанского происхождения» (родился в Гурьеве, ныне Атырау) выглядит малоприятно.
Совокупное состояние сменивших Родину (изменивших Родине?) 24-х крупнейших предпринимателей — около 110 млрд долларов. Много это или мало? Общее состояние всех 146 условно российских миллиардеров (их число выросло со 125-ти годом ранее) составляет 625,5 млрд долларов. То есть у сбежавших меньше одной пятой. Негусто, но и не пусто.
Причем, это не кэш и не ценности, которые можно погрузить в самолёт и вывезти из страны.
Скорее, приносящие прибыль активы: месторождения, заводы, экспортная инфраструктура, которые как были в России, так и остались. Переместились в забугорье лишь тела их владельцев, видимо, лучше чувствующих себя в лондонах и парижах.
(В этой связи намерение вполне российского, посконно-домотканного, всегда лояльного Кремлю владельца «Норникеля» Потанина перевести производство меди из России в Китай стратегически выглядит куда более опасным. Так как надолго, если не навсегда, лишает страну ценной индустрии, заставляя её зависеть от внешних рынков).
Нынешний «окончательный» побег самых известных олигархов из России — лишь развитие тенденции, которая наметилась гораздо раньше. На начало 2022 года (почти как роковой предвоенный 1913 год для статистики XX века) до ¾ миллиардеров России так или иначе связывали свою жизнь с другими юрисдикциями, подсчитало «Равенство. Медиа».
А именно, среди 117 рейтинговых предпринимателей 65 тогда проживали не только в России, но и за границей, у 78 там жили члены семьи, более 88 имели за рубежом недвижимость, а 46 — иностранное гражданство. Сидели сразу на нескольких стульях одновременно. Из такой позиции — с низкого старта, переместиться «туда» уже несложно.
Но даже те олигархи, кто формально оставался жить в России, имели такой послужной список, что клейма ставить негде. Из тех же 117 человек «81 — участвовали в приватизации, 85 — были чиновниками или неформально с ними связаны, 89 — использовали офшорные схемы, 78 — богатели в коррупционно уязвимых отраслях». Звучит как приговор.
Так что позиция миллиардеров, которые с началом СВО решили сами отказаться от российского гражданства даже застуживает некоторого уважения. Честные враги. Таковых набралось всего шестеро: Олег Тиньков, Рубен Варданян, Юрий Мильнер, Николай Сторонский, Тимур Турлов. При всём желании, их теперь «двузадыми» не назовёшь.
Получается, эти шестеро своим поступком опровергли набившую оскомину истину о том, что «капитал не имеет родины». Они же выбрали другую.
Так что это не истина, а всего лишь вольное обобщение. Финансовый капитал может и не имеет, а промышленный, привязанный к земле, должен иметь. Да и банкиров можно одомашнить при желании…
Загвоздка в том, что российские власти никогда не продемонстрировали по-настоящему твёрдого намерения «национализировать» если не активы, розданные олигархам во время приватизации, то хотя бы приносимые этими активами доходы. Призыв Путина «не выводить деньги в офшоры, а тратить их во благо народа», так и остался призывом.
Да, были сделаны некоторые практические шаги для возвращения капиталов. Созданы российские офшоры на Дальнем Востоке и в Калининградской области.
Некоторый бизнес туда перерегистрировался, но массового возвращения не случилось. Даже санкции и заморозка средств на Западе не отвадили наших нуворишей. Там для них мёдом намазано.
Закон, подготовленный депутатом Госдумы и колумнистом «СП» Михаилом Делягиным о жесткой деофшоризации российской экономики под угрозой национализации активов правящая партия «зарубила». Не по своей же инициативе? Таким образом была подтверждена политическая линия на подержание зависимого положения страны.
Но если даже в Кремле не готовы оторваться от Запада, а лишь стараются выгадать условия зависимости получше, то почему олигархи будут или должны вести себя иначе? Вот они и рвутся за бугор.
Тем более возможности у них для этого имеются — никто ничего отнимать в интересах народа, всего общества, не собирался и не собирается.
Однажды они убегут все и Кремль останется с народом один на один.