«Субсидии банкам по льготной ипотеке больше, чем бюджет получит от повышения НДС…»
Татьяна Куликова

Транспортная отрасль республик Балтии пробивает очередное дно. Охвативший ее кризис уже давно принял комплексный характер. Страдает все — от международного транзита грузов по железной дороге до состояния проложенных между хуторами «грунтовок». Плохие новости сыплются, как из рога изобилия.
«В целом на железной дороге и в портах у нас крайне печальная ситуация. Фактически объем грузов сейчас достиг исторически нижайшего уровня: так мало грузов на железной дороге и в портах у нас еще не было», — цитируют прибалтийские СМИ экономиста Банка Латвии Яниса Мауриса.
Если до 2014 года по железной дороге в стране перевозили 40−50 млн тонн грузов, то в 2024-м — всего 11,5 млн тонн. Текущий год обещает быть еще хуже.
Так, в январе 2025-го объем железнодорожных грузоперевозок в республике упал в годовом измерении на 27,3% и составил 815 тыс. тонн, причем на международные маршруты из них приходится всего 674 тыс. тонн (на 32,5% меньше, чем годом ранее). Железнодорожный транзит грузов через порты снизился на 42,9%. Экспортные перевозки рухнули на 40,3%, а импортные — на 35,7%.
В Баку решили пощекотать нервы дагестанскому Дербенту, выступив в «защиту соотечественников»
В самом древнем городе России — треть населения азербайджанцы, и кто-то хочет разыграть эту карту
Аналогичные тенденции наблюдались и в латвийских портах. Перевалка грузов в них упала на 11,2%. За 2024 год она снизилась на 6,8%, а по сравнению с 2014-м — вполовину.
«Российские, белорусские грузы составляли приблизительно 95% иностранных грузов — тех, которые не прямые балтийские перевозки… Подсанкционные товары по нашей инфраструктуре не перемещаются.
Доля грузов из РФ и Беларуси в прошлом году сохранялась в районе 50%. В этом году видим, что эта доля снизилась, где-то трети от всего перевозимого", — поделился с прибалтийскими СМИ член правления ГАО Latvijas dzelzceļš Риналд Плявниекс.
По его словам, латвийские железнодорожники ищут альтернативы сотрудничеству с Россией и Беларусью — пытаются договариваться о перевозках зерна из Казахстана, сахара из Узбекистана и стройматериалов местного производства. Но поверить в то, что это компенсирует российско-белорусский транзит, может только, мягко говоря, очень наивный человек.
В Литве — та же история. Количество перевезенных грузов по железным дорогам республики достигло минимум за последние шесть лет. В годовом измерении оно упало на 5,8% — до 25,7 млн тонн. Если транзит грузов через Клайпедский порт ранее составлял около 40% от общего грузопотока, то теперь — лишь 5%.
Критические проблемы с грузооборотом констатируют и в Эстонии. Перевалка в портах по сравнению с 2021 годом упала вдвое.
У транспортных бед Прибалтики есть и другое измерение. В условиях острой нехватки средств загибается внутренняя инфраструктура.
Почти 49% дорог местного значения в Латвии, по информации Latvijas valsts ceļi, находятся в плохом или очень плохом состоянии.
Согласно соцопросам, резко падает оценка населением качества дорог в Литве. Плохом или очень плохим его называет 31% жителей республики, а удовлетворительным — 39%.
Для сравнения, всего год назад «двойку» литовским дорогам ставило 15% населения. Сегодня их состояние входит в десятку самых болезненных проблем для граждан страны.
При этом, 45% жителей республики называют качество дорог главным фактором региональной изоляции.
«Плохое сообщение с крупными городами ограничивает доступ к работе, образованию и основным услугам. Хорошие дороги нужны не только для комфортных поездок — они важны для качества жизни людей, экономики регионов и даже национальной безопасности», — приводят прибалтийские СМИ «признание» министра транспорта Литвы Эугениюса Сабутиса.
29% жителей Эстонии утверждают, что за последние два года состояние дорог у них в стране ухудшилось, еще 42% — что оно осталось без изменения. Власти утверждают, что на поддержание дорожного покрытия в рабочем состоянии в ближайший год им нужно, как минимум, 220 млн евро. Однако найти на эти цели удалось только половину необходимой суммы.
Дорожная инфраструктура в Прибалтике попала в порочный круг. Нехватка финансирования на фоне общего падения экономики приводит к ухудшению качества дорог.
Это, в свою очередь усложняет логистику и приводит к ее удорожанию, что еще сильнее бьет по экономике. Корреспондент «Свободной Прессы» поинтересовался у главного научного сотрудника Института Европы РАН, доктора экономических наук Николая Межевича, есть ли у балтийских республик шанс вырваться из этой губительной спирали
«С точки зрения экономической географии абсолютно всем очевидно, что находиться „посередине“ большого транзитного проекта — хорошо, а „сбоку“ от него — плохо. Раньше по Нарвскому железнодорожному мосту беспрерывно гремели грузовые поезда, теперь же движение замерло. Власти балтийских республик своими руками уничтожили собственный транзитный потенциал, введя санкции против России и Беларуси», — отметил ученый.
Европе хоть разорвись: И чтобы газ был, и «зеленую повестку» продвигать
Катар пригрозил перестать поставлять в ЕС газ, возмутившись экологическими требованиями Брюсселя
Причем, никакой альтернативы транспортному сотрудничеству с восточными соседями у прибалтов нет.
«Даже если лет через 20−25 будет достроена Rail Baltic, это ничего в плане развития транспортной инфраструктуры принципиально не изменит. Возникнет вопрос: а что по ней возить? Ликер „Старый Таллин“ и „Рижский бальзам“? Но для перевозки такого груза хватит и обычной фуры. Это же не тоннель под Ла-Маншем, соединяющий многомиллионные мегаполисы, и не трасса Берлин-Мюнхен. Без России Прибалтика находится в логистическом тупике», — констатирует эксперт.
По его мнению, развитие любой транспортной инфраструктуры в республиках Балтии сегодня утратило экономический смысл.
«Это огромные затраты при нулевой прибыли. В свое время, при вступлении прибалтийских стран в ЕС, Брюссель неплохо вложился в развитие транспортной сети. Но теперь это выглядит абсурдно. Населенные пункты, к которым вели новые дороги, уже успели обезлюдеть. Поголовье медведей выросло, но они, вот беда, дорогами не пользуются. Если серьезно, на то количество население и предприятий, которое осталось в Прибалтике, транспортную инфраструктуру развивать просто нерентабельно. У Брюсселя на такие авантюры лишних денег уже нет. Поэтому спасение утопающих — дело рук самих утопающих, и перспективы в этом смысле самые мрачные», — резюмировал Николай Межевич.