
На Урале обострился кадровый дефицит. Крупные предприятия готовы брать на работу людей даже без опыта.
Например, очередное такое объявление пару дней назад выложил в соцсети «ВКонтакте» (тюменская группа «Отдел кадров») Североуральский бокситовый рудник. Предприятие, в частности, приглашает на работу проходчиков и горных рабочих в возрасте с 18 до 40 лет. При отсутствии опыта будет организовано обучение.
Оплата труда впечатляет — 219−325 тыс. рублей в месяц. Казалось бы, на такие зарплатные предложения должна очередь вставать. Однако очередь собирать не из кого. Просто нет людей. Об этой проблеме говорят многие работодатели и представители власти в разных регионах страны.
В отношении Североуральского рудника дошло до того, что врио губернатора Свердловской области Денис Паслер, который сам когда-то начинал работать именно здесь, предложил в своем телеграмм-канале привлечь 500 семей шахтеров из других регионов России: «Обратить внимание на регионы, где освобождаются профильные кадры: там есть люди, которые остались или остаются без работы, а раньше трудились в шахтах… Урал — прекрасное место для работы, нам есть что предложить опытным специалистам». Глава региона также посоветовал руководству рудника пересмотреть зарплатную политику: «Поднимите, наконец, зарплату, на заводах платят больше».
С учетом того, что угольные предприятия в России массово закрываются, возможно, и удастся найти нужные кадры. Осталось понять, где именно: в Кузбассе, Донбассе или где-то еще.
Нужны люди и на других крупных предприятиях Свердловской области. Уральский завод тяжелого машиностроения, например, предлагает 40 вакансий: оператор станков с ПУ, логист, маляр по металлу, электрогазосварщик, контролер ОТК, другие. На заводе «Эльмаш-УЭТМ» 45 вакансий, на Уральском турбинном — 62, на машзаводе им. Калинина — 74.
В Челябинской области тоже остро стоит кадровый вопрос на крупных предприятиях. Судя по данным ресурса hh.ru, на Челябинском трактором заводе не закрыты 17 вакансий, на Челябинском электро-металлургическом комбинате 18.
А на кузнечно-прессовом заводе вакансий аж в 10 раз больше: 179. Список длинный: транспортировщик, фосфатировщик, маляр, контролер ОТК, оператор станка с ЧПУ, даже директор по качеству. В группе компаний «Мечел» на Урале 177 вакансий.
В сервисных компаниях тоже нужны люди. Например, один из челябинских работодателей, возглавляющий филиал федеральной компании, признал в разговоре с «СП»:
— Кадровые проблемы есть всегда и везде.
«СП»: Может, москвичи пригодятся? Кажется, на них в Челябинске есть спрос.
— Москвичи не нужны. Мы инфоцыганством не занимаемся!
«СП»: Кто-то из тех, кто уходил с вашей компании на заводы в поисках более высокой зарплаты, вернулся?
— С заводов хотели вернуться, да. Но обратной дороги к нам нет. Это политика компании.
Хорошим показателем остроты проблемы является соотношение количества вакансий и безработных. Например, в Челябинской области по состоянию на 5 августа насчитывалось 7450 безработных (это, кстати, на несколько сот безработных больше, чем было в мае).
При этом число вакансий превышает 36 тысяч. То есть на одного безработного приходится 5−6 вакансий. Когда еще был такой шикарный выбор вариантов трудоустройства?
Регионы все активнее ведут борьбу за одних и тех же специалистов, переманивая их друг у друга. Тюменские работодатели активнее всего приглашают иногородних кандидатов из Москвы, ХМАО и Свердловской области. Курганские работодатели зовут челябинцев, тюменцев, свердловчан и опять же москвичей.
Оренбургская область буквально задыхается от нехватки рабочих рук. Сюда нужно 145 тысяч специалистов разного профиля на ближайшие пять лет.
Башкирия в этом году открывает еще 18 обновленных кадровых центров, рассказал в телеграм-канале глава республики Радий Хабиров. В Башкирии сейчас более 70 тысяч незакрытых вакансий.
Пермь в сентябре примет федеральный этап конкурса «Лучший по профессии» (номинация «Сварщик»). Глава Пермского края Дмитрий Махонин сообщил в телеграмм-канале, что в регионе открываются программы ускоренной подготовки по рабочим профессиям.
Запускаются дополнительные кадровые проекты в здравоохранении, образовании, агропромышленном комплексе, транспортной отрасли.
Министерство образования и науки края совместно с работодателями прорабатывает дополнительные меры поддержки студентов и молодых специалистов, приезжающих учиться в Прикамье.
Руководитель уральского делового союза в беседе с корреспондентом «Свободной Прессы» обратил внимание, где кадры нужнее всего:
— Это в основном большие заводы или новые заводы (цеха, линии). Там большие деньги, там и федеральное финансирование, да и федеральные заказы большие.
«СП»: А остальные предприятия области?
— Остальные находят недостающие кадры на местных уральских рынках.
«СП»: Москвичей больше не ищут?
— Не потянут уральские предприятия малого и среднего бизнеса московские запросы на зарплаты.
«СП»: Сказывается, наверное, разница в уровне жизни? А если посмотреть на другие регионы?
— Уровень жизни в регионах России — понятие усредненное. Выделяется главным образом Татарстан и еще, пожалуй, Тюменская область. А остальные примерно близки: Челябинская, Свердловская, Нижегородская, Самарская области, Башкирия, Пермский край, другие — примерно равны. Чуть пониже Оренбургская область и Курганская область. Но последняя, кстати, быстро растет.
«СП»: Какие крупные проекты, где остро нужны кадры, можно назвать? Например, в той же Челябинской области.
— «Завод роботов», УралАЗ (новый цех), машиностроительный цех в Усть-Катаве, «ДСТ-Урал» (строят новый завод), троллейбусный завод в Челябинске развивается. Там будут электробусы делать. Одни предприятия расширяют производство, другие запускают новые цеха. На новые производства требуются соответствующие специалисты.
«СП»: Одно время говорили, что из Челябинской области уезжали. Потом тренд сменился.
— Однозначно больше теперь возвращаются в Челябинскую область, чем уезжают.
«СП»: Почему? Регион стал настолько привлекательнее в сравнении с другими?
— И регион стал привлекательнее (например, если сравнивать с соседней Башкирией), и атаки беспилотников на регионы в западной части страны сказываются.
Там то и дело авиарейсы отменяют, есть проблемы с мобильной связью. И не только приграничные территории страдают, но и те, что намного дальше от зоны СВО.
На бытовом уровне Челябинская область гораздо комфортнее теперь. Даже из Сочи бывшие челябинцы жалуются.
«СП»: На беспилотники?
— Да. Кто-то яхты там держит. Они теперь в море боятся выходить, особенно ночью. Летящие беспилотники видят то и дело. И теперь эти свежеиспеченные сочинцы думают, что пора снова делать бизнес в Челябинске. Здесь же спокойнее. Но при этом, хочу отметить, падение ВВП самое большое именно в Челябинской области.
«СП»: Почему же?
— Понятно, что повлияла ситуация в металлургии. Падают объемы в отрасли. Видимо, сказалась и национализация крупных заводов, которые перерегистрировали в Москву.
«СП»: Падение сырьевых отраслей тоже сказывается?
— Конечно. Смотрел статистику по регионам по нефтедобыче за первое полугодие, идет резкое сокращение. Нефтяные регионы точно подсядут. В целом наблюдается заметное падение добычи полезных ископаемых в России. Это влияет на трудовую миграцию.
Другие материалы Уральского Федерального округа читайте в разделе СП-Урал