Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

А может собственных «икеев» земля российская рожать?

Маркетплейс «сделано в России» запускается при поддержке Минпромторга, но непонятно, надолго ли

1660
А может собственных «икеев» земля российская рожать?
Фото: Global Look Press
Материал комментируют:

В России уже очень скоро заработает новый маркетплейс «IDIкея», где будут представлены исключительно товары отечественного производства для дома.

Запуск большой онлайн-площадки, где можно найти товары разных категорий и от разных продавцов, намечен на 25 сентября 2025 года. На электронной платформе, сводящей продавцов и покупателей, можно будет купить посуду, кухонные принадлежности, текстиль, хозяйственные товары, декор, растения и аксессуары для хранения — продукцию, которую найти в обычных магазинах или на других маркетплейсах можно, но сложно.

Название IDIкея образовано от бренда Idiland и по ассоциации с IKEA. По словам руководителя проекта Ольги Бурлуцкой, к площадке уже присоединились около двухсот российских производителей.

Собственных пунктов выдачи у IDIкея не будет — доставку обеспечат через сервисы «СДЭК» и 5Post. Все продажи пойдут напрямую от производителей по агентской схеме с единой комиссией 10%. Цена на товары формируется самим маркетплейсом с учётом стоимости от продавца, комиссии и расходов на безналичные платежи и доставку.

Читайте также
Русские и украинцы – пока один народ. Надолго? Русские и украинцы — пока один народ. Надолго? Опыт Северной и Южной Корей показывает, что сделать из одного народа два разных — задача вполне решаемая

Проект реализуется при поддержке Минпромторга РФ. Инвестиции не раскрываются, но известно, что на создание сайта и приложений было потрачено более 100 млн рублей. Основатели признают, что конкурировать с крупными площадками вроде Ozon и Wildberries будет сложно, так как потребителей придется ещё убедить перейти на нишевой сервис с ограниченной специализацией.

Но возникает вопрос — ИКЕА никогда не заморачивалась с продажами товаров, произведенных в одной стране. Более того — ставка всегда делалась на широту ассортимента: мебель, бытовая техника, текстиль, кухонная утварь… Понятно, что «русской ИКЕА» не будет — так зачем такие отсылки в названии? Да и вообще насколько жизнеспособна идея — при том, что большинство мелочевки в России родом из Китая…

Независимый эксперт, кандидат экономических наук Александр Калинин (ФЗП) уверен, что у нового начинания что-то должно получится:

— Другое дело, что это будет не ИКЕА. Но кто сказал ИКЕА — это идеал? Не припомню, чтобы у кого-то из моих знакомых в доме что-то стояло «из ИКЕИ». Товары для дома делают и в Москве, и в Муроме, Владимирской области, и в самом Владимире, и во многих других российских городах.

Если вы сейчас откроете интернет, то увидите, сколько таких производств. На их базе, скоординировав усилия, можно организовывать шоурумы, и это уже происходит. Эти шоурумы выполняют свои, специфические посреднические и иные функции. Я думаю, что и у нового проекта всё должно получиться.

«СП»: Но ведь когда IKEA появлялась у нас 25 лет назад, Ozone в нынешнем виде не было, не было Wildberries. Сейчас с этими новыми маркетплейсами трудностей не избежать.

— Маркетплейсы — это благо для потребителей. Все там покупают.

«СП»: Но прорвется ли IDIкея сквозь строй конкурентов? Даже на мировом уровне бывали провалы, взять хотя бы Google Shopper.

— Если будет торговать чем-то стоящим, качественным, тем, что пользуется спросом, то обязательно прорвётся.

А конкуренция есть и будет. Главное, чтобы она оставалось добросовестной, тогда это нормально. Но порой начинается конкуренция агрессивная, это уже никуда не годится.

К счастью, производств изделий из дерева, пластика и других материалов у нас налажено много, ассортимент широкой. Думаю, старт дан и старт позитивный. Но пока в воздух чепчики бросать, наверное, рано. Поживем — увидим, считает эксперт…

Мы тоже от души желаем проекту IDIкея больших успехов, но совершенно очевидно, что начинание может столкнутся с рядом вызовов, как стратегических, так и операционных. Основной уже назван самими основателями — конкуренция с гигантами маркетплейса, которые уже имеют свою аудиторию, выстроенную логистику, программы лояльности и огромный ассортимент.

Мировой опыт свидетельствует, что успех нишевых маркетплейсов возможен только при наличии сильного, неоспоримого торгового предложения: эксклюзив, премиум-качество, сверхудобство и значительные долгосрочные инвестиции.

Пока проект больше похож на попытку заместить ушедшую IKEA российским контентом, но без ключевых элементов её успеха: глобальных цепочек поставок, культового дизайна, собственной эффективной логистика, всемирного бренда.

Узкая ниша товаров для дома и только от российских производителей — дело конечно благое, нужное и важное, но принцип «за все хорошее против всего плохого» может и не оправдать ожиданий покупателей, конкретно привыкших к широкому выбору.

Крупные же площадки могут и расширить свои разделы «Товары для дома» и перетянуть аудиторию. Ограниченный ассортимент, даже при двух сотнях производителях рискует показаться скромным по сравнению с конкурентами.

Агентская схема с фиксированной комиссией в 10% выглядит привлекательной для производителей, но финальная цена всё равно может оказаться выше, чем на других площадках.

Добавление расходов на доставку и безналичные платежи может сделать товары менее конкурентоспособными. Будет ли гибкое ценообразование? Опять же «поживем увидим».

Отсутствие собственных пунктов выдачи заказов (ПВЗ) явно снизит удобство пользования, покупатели привыкли к быстрой и дешёвой доставке в знакомых им пунктах.

«СДЭК» и 5Post — это конечно хорошо, но обеспечат ли они тот же масштаб и гибкость, что у конкурентов? Не посыплются ли жалобы на сроки и стоимость доставки?

Читайте также
Дмитрий Аграновский: «Антимигрантские законы» будут пустышкой, пока наверху не поймут, что проблема перезрела Дмитрий Аграновский: «Антимигрантские законы» будут пустышкой, пока наверху не поймут, что проблема перезрела Гастарбайтерам предлагают пересекать границу России без семьи, но с чувством глубокого удовлетворения

Ну и само название «IDIкея» может вызвать не те ассоциации, назовут «плагиатом» и даже, кто его знает, начнутся юридические претензии?

Хотя IKEA формально ушла из России, но торговая марка, скорее всего, по-прежнему охраняется. Во всяком случае, придется ещё убедить потребителей, что это не дешёвая копия, а самостоятельный интересный проект. Привлечение покупателей с нуля — потребует колоссальных вложений в рекламу, SMM и всё прочее.

Важен также так называемый «опыт пользователей» или UX, а также UI — пользовательский интерфейс. У крупных игроков приложения и сайты уже «отточены» годами.

Если интерфейс IDIкея окажется медленным или неудобным, пользователи быстро уйдут. Вложения в IT 100 млн рублей ещё не гарантируют высокого качества, особенно без постоянной поддержки и обновлений.

Ну и вообще доверие к бренду и сервису. Если продавцы малоизвестные, то у покупателей могут быть сомнения в качестве и надежности. Не возникнут ли проблемы с возвратами, браком, что способно сильно подорвать репутацию? Вопросов больше, чем ответов.

Да, имеется государственная поддержка, но это, с одной стороны, плюс, а с другой — минус. PR, финансирование, внимание СМИ — это конечно здорово. Но увы «имидж госпроекта» нынче может отпугнуть часть аудитории, которая ассоциирует такие начинания с низким качеством и формальностью.

В общем и целом, главные риски для IDIкея — это недостаточный ассортимент и качество по сравнению с конкурентами, высокая цена из-за схемы с комиссией и доставкой и слабая логистика без собственных ПВЗ, сложность в завоевании доверия у массового потребителя.

Наиболее реалистичный сценарий — проект запустится с ограниченным ассортиментом и скромными продажами, сильно зависящими от господдержки и PR.

Он может столкнутся с покупательским негативом по качеству товаров, по срокам и стоимости доставки и ценам. Хроническая нехватка трафика и объемов продаж не позволят выйти на окупаемость.

В итоге через пару тройку лет высока вероятность либо тихого угасания проекта, работающего больше, как витрина для Минпромторга, с минимальным оборотом, либо его поглощения одним из крупных игроков для пополнения своего ассортимента нишевыми российскими товарами.

Последние новости
Цитаты
Михаил Гинзбург

Диетолог, психотерапевт, доктор медицинских наук

Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня