
В Госдуме наблюдается редкий случай: не прошло и двух недель с принятия нового закона, а депутаты уже просят его притормозить.
Народные избранники из межфракционной группы по таксомоторным перевозкам решили встретиться вечером 7 октября с чиновниками Минтранса, чтобы обсудить применение принятых в конце сентября поправок в закон о такси, а также тех ужесточений, что были внесены в законодательство несколько раньше.
Совещание проходит в закрытом режиме, но перед его началом народные представители ответили на вопросы журналистов на площадке РИА «Новости». Причём из общения стало понятно: депутаты сами не довольны своим законотворческим детищем.
На вопрос «Свободной Прессы» о последствиях заложенной в законе мине ответил заместитель председателя Комитета Государственной Думы по защите конкуренции Сергей Лисовский.
«СП»: С 1 марта 2026 года, когда вступит в силу новелла о локализации такси, в реестр такси можно будет включать только машины шести отечественных марок. Закон обратной силы не имеет, поэтому иномарки, которые уже числились в реестре, в нём и останутся, но если такая машина «временно» выбывает из реестра при выкупе из лизинга, то заново в него уже не попадёт. И куда пойдёт самозанятый таксист со своей машиной, а кто придёт ему на смену?
— Закон о локализации такси был нужен, замечу: в большинстве ведущих стран мира такси — это только отечественные машины. Но я бы разделял: есть такси профессиональное (таксопарки), а есть — самозанятые на своих машинах. И к самозанятым нельзя предъявлять те же требования.
Самозанятые не будут покупать отдельную машину только для перевозки пассажиров, потому что у них семьи, у них дачи, основная работа. Если взять Уральский федеральный округ и Западную Сибирь (регионы этих территорий представляет Лисовский в Госдуме, — «СП»), то у нас дороги сложные и большие переезды, поэтому самозанятые таксуют, в основном, на классе джипов.
Я уверен, что для самозанятых необходимо оставить возможность подрабатывать на тех машинах, на которых им удобно. К сожалению, принимая закон о локализации, это мы не учли.
«СП»: Локализация такси делается ради поддержки отечественного автопрома. А сам-то он готов к тому, чтобы обеспечить потребности автопарков?
— Смотрите, что происходит. Вот я сейчас в полной мере понял, что такое машина LADA Vesta — теперь депутаты Госдумы ездят на ней.
И дело не в том, что я регулярно бьюсь об потолок головой, можно как-то приноровиться. Но для семьи — папа, мама, и двое детей такое такси слишком маленькое. Трудно усесться.
В основном, у нас люди среднего достатка на такси часто не ездят, а берут его для каких-то переездов, поездки на дачу или на вокзал и с вокзала. Багажник маленький.
Мы обязали всех таксистов иметь детские кресла. А значит, в багажник больше одного чемодана уже не влезет.
Поэтому если мы хотим, чтобы таксопарки покупали машины у завода «АвтоВАЗ», то мы должны заставить этот завод сделать специальную модель для такси.
Для семейного такси. Мы говорим, что у нас должно быть много детей, но в машину LADA семья не влезает, не говоря уже про багаж. К сожалению, в законе о локализации удобство автомобиля тоже не было учтено.
И, конечно же, нужно, чтобы сами производители гарантировали нам, что предприятия через год-два начнут выпускать модели для такси в необходимом количестве. Пусть даже через три года. Но желательно, чтобы мы заранее, за эти год-два или три, знали, сколько такой автомобиль будет стоить.
А пока договор получается односторонний: граждане России должны выполнять закон о локализации такси, а производители никому ничего не должны. Руководство автозаводов тоже должно взять на себя обязательства, а если оно их не выполнит в указанный срок — тогда уйти в отставку.
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Станислав Наумов посмотрел на проблему с точки зрения оттока самозанятых из такси в нелегальный сектор в случае, если их интересы не будут учтены законом:
— Мы уже наблюдаем, что из-за недопродуманности закона о такси начинается отток людей из «белой» части отрасли.
(Речь идёт пока ещё не о сентябрьских поправках, а о том, что ранее ужесточились требования для подключения к агрегатору, которые предъявляются к самозанятым, окраске их машин
И это очень опасно, потому что сопряжено не только с нелегальной занятостью, но и с криминализацией пассажирских перевозок.
Мы рискуем вернуться в советские времена, когда сфера такси была ещё и сферой теневой торговли, куда ребята с чёрного рынка приносили водку и прочее. Нам не нужно туда возвращаться.
Поэтому вопрос не в том, что закон неправильный. Но нам нужно убедить правительство: документ не должен вступать в силу с 1 марта 2026 года, как это предусматривается сейчас.
Не нужно жить иллюзией, что за оставшиеся пять неполных месяцев все проблемы решатся, а необходимо установить нормальный переходный период.
Я уже не говорю о том, что сегодня весь отечественный автопром производит меньше машин, чем количество такси, которые работают в стране.
Есть города, где существуют собственные автозаводы. Они своих пассажиров худо-бедно обеспечат по договорённости с региональными властями. Но в большинстве регионов таких заводов нет, и где они будут брать локализованные такси?
Соответственно, регионам нужно дать право, чтобы их заксобрания принимали свои законы о такси на основе Федерально закона, но с учётом местных возможностей, — уверен депутат Госдумы.
Отдельно Станислав Наумов остановился на вопросе о лизинге для самозанятых:
— Мы не должны допускать такую парадоксальную и несправедливую ситуацию, когда машина одной и той же модели остаётся в реестре такси, если она не в лизинге, но когда она находится в лизинге — то из этого реестра выпадает.