«Жадность наших олигархов не оставляет государству другого выхода...»
Юрий Афонин
Цены на огурцы и не думают останавливаться. Еще десять дней назад мы рассказывали о фантастических ценниках — до 1000 рублей за кило, как подоспела свежая информация. Огурцы оказались самым быстро дорожающим товаром за неделю (27 января-2 февраля), цены на них выросли на 6,27%, заметно ускорившись к неделе 20−26 января (4,59%). Это следует из данных Росстата.
Конечно, сейчас дорожают все овощи — и картошка, и капуста, и свекла, и тепличные помидоры, но то, как прет вверх тепличный же огурец, вызывает изумление.
Если сравнивать динамику стоимости огурцов в январе 2025 года с текущим январем, то тогда она была значительно ниже, хотя тоже значительно опережала все категории товаров, которые включает Росстат в таблицу индекса потребительских цен.
Зимняя реальность России: Огурцы до 1000 за кило, и это не в Магадане или Якутске
Экс-замминистра сельского хозяйства: «У нас в стране, как известно, регулирование рыночное»
Эксперты говорят, что в марте ситуация всегда приходит в норму. Так будет и на этот раз, иначе по заоблачным ценам огурцы просто не будут покупать, народ массово перейдет на соленья, благо с этим у нас проблем нет.
И все же: что происходит с ценами? Может, у людей больше денег завелось? НДС подняли? Или торговля накручивает? С этими вопросами «Свободная Пресса» обратилась к председателю правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Андрею Карпову.
— Ситуация выглядит вполне традиционно для зимы. В этот период преобладает продукция, которая произведена в парниках, теплицах. В нынешнем январе и начале февраля погода была достаточно холодной по сравнению с аналогичными периодами предыдущих зим. Это отразилось на росте затрат на электроэнергию и другие ресурсы.
При этом с точки зрения хранения огурцы и другие овощи из борщевого набора сильно отличаются. Лук, капуста и свекла хранятся достаточно долго (6−8, 4−6 и 4−6 месяцев соответственно при соблюдении условий — «СП»), их всегда можно собрать и положить на относительно длительный период на склад.
Стоимость продукции, которая была заложена осенью на хранение, идет из расчета в том числе затрат на хранение, логистику и доступных объемов предложения на рынке. Если его много, то цены ниже, если предложения меньше, — то выше.
С огурцами так не работает. У них, как и у томатов, короткий срок годности (10−14 суток и 10 суток соответственно, огурцы и помидоры уступают другим овощам из-за тонкой кожицы и высокого содержания воды— «СП»).
Их после производства сразу упаковывают и развозят по торговым сетям. Поэтому цены на них формируются исходя из себестоимости затрат на производство данной продукции в конкретный момент.
Если на улице в два раза холоднее, чем в среднем за аналогичный период прошлых лет, то затраты на отопление вырастают более заметно. Поэтому то же увеличение НДС на 2 процентных пункта все же не является столь значимым фактором по сравнению с климатическим.
В кино не ходить, одежду не покупать, на такси не ездить: Минфин Карелии предложил жителям сыграть в «голодайку»
Народ чудачества чиновников не оценил, экономисты тоже, пришлось врубать заднюю
«СП»: Почему все же цены так быстро меняются?
— В целом это регулярные качели, которые происходят в течение года. Зимой плодоовощная продукция всегда дорогая. При первом созревании грунтовых культур данные товары начинают резко дешеветь, и это продолжается до осени.
Потом плодоовощная продукция снова начинает заметно дорожать, когда стоимость производства увеличивается на фоне ввода в продажу парниковых культур.
«СП»: Ожидает ли нас более затяжной кризис с огурцами, как это происходило с картофелем?
— С последним была совсем другая история, взлеты цен на него отличаются от увеличения стоимости огурцов.
Постоянные качели с картофелем связаны с тем, что после сбора больших объемов картошки производители на следующий год сажают значительно меньше, если абстрагироваться от каких-то погодных явлений. Из-за этого урожай уменьшается, и цены растут в том числе в рознице.
Картофелеводам не выгодны низкие цены на картошку, но им не всегда получается добиться своего.
Когда государство обращает внимание на такие проблемы в связи с плохим урожаем или малым посевом, то на следующий год в землю всегда закладывается больше картофеля (после падения сбора картофеля в 2024 году на почти 12%, до 17,8 млн тонн, на 2025 год посевные площади были увеличены на 10 тыс. гектаров — «СП»). Картофелеводы зарабатывают меньше, и потом они снова стараются посадить меньше.