Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
18 октября 2014 12:30

«Стихи сейчас читают не в журналах, а в социальных сетях»

Алексей Караковский рассказал «СП» о современной поэзии и литературном процессе

1906

В активе Алексея Караковского, как организатора, журнал «Пролог» при СП Москвы, литературные проекты «Точка зрения», «Исчезнувшие города» и «Современная литература в Интернете». А в этом году Алексей учредил литературную премию «Северная земля»…

«СП»: — Алексей, а что сейчас творится с поэзией в сети? Там повторяется ситуация с бумажными изданиями? Ведь публика-то одна и та же. В чем отличие?

— По моим ощущениям, стихи сейчас читаются не в литературных журналах, а в социальных сетях, куда проникают случайно, посредством перепостов. Естественно, выбор стихов совершенно хаотичен, они не всегда качественны с редакторской точки зрения. Испытание временем обычно одерживают либо любовная лирика, либо юмор — чаще всего грубый. Что касается бумажных изданий, я думаю, смерть их аудитории можно было констатировать уже лет десять назад. Люди если и читают журналы, то только их сетевые версии.

«СП»: — Поэзия, считаете вы, в чистом виде лишена всякого смысла. Что вы имели ввиду?

— Поэзия, как и любая сфера человеческой деятельности, мне не кажется самодостаточной. Скажем, изобретению электролампочки сопутствует миф о том, как это происходило. Открытию силы тяготения сопутствует миф. Основанию московского университета сопутствует миф. Поэзию, мне кажется, тоже должен сопровождать миф, это её только обогащает и встраивает в окружающую жизнь, социализирует. Если миф сводится к напряжённо мыслящему творцу, то такой штамп не вызывает интереса у людей. А я бы очень хотел, чтобы хорошая поэзия вызывала интерес, отвечала человеческим потребностям. Этого сейчас почти не происходит.

«СП»: — Литераторов стало больше, чем читателей, признаетесь вы, — из-за того, что некоторые их произведения слишком уж заумные. Что же делать с этой ситуацией?

— Просто авторы реализуют в текстах свои личные амбиции, хотят показать, какие они эрудированные и интеллектуальные. Это эгоистическая позиция — поэтому и читателей немного. Что делать? Ничего. Естественный отбор ещё никто не отменял. Ну, разве что, в моём случае, раз уж я формирую редакционную политику СМИ, можно создать режим благоприятствования поэзии, написанной для людей (я имею в виду, разумеется, не попсу и не ширпотреб).

«СП»: — В этом году вы создали литературную премию «Северная земля» и книжную серию на ее базе. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.

— Нас мало кто идентифицировал под новым названием, и надо было как-то обратить на себя внимание. К тому же мне страшно хотелось заявить о своих взглядах на книгоиздание. Дело в том, что я считаю, что книга — это сувенир или даже, скорее, визитка. Источником информации книга уже не является, она, скорее, рекламирует интернет-ресурс и, естественно, автора. Можно, конечно, продолжать делать из книги культ в наше время, но это должен быть какой-то другой культ, не такой, как раньше. Ну, и, во-вторых, я надеялся, что премия «Северная земля» станет механизмом естественного отбора поэтов, о котором я говорил ранее. Пока, вроде бы, так оно и есть — критерии оценки текстов у нас работают довольно надёжно. Хорошо бы к этому добавить ещё аналитику, но пока с этим сложно. Зато проект вызвал интерес у любителей поэзии, и поэтому дискуссии на сайте премии — обычное дело. Это, конечно, радует — значит, удалось раскачать полезное дело. Ну и, кстати, победителю мы планируем издать книгу. А всем участникам лонг-листа гарантируем участие в премиальной книжной серии.

«СП»: — В вашем творчестве литература, поэзия неотделимы от музыки. И, насколько я понимаю, одно органично дополняет другое. В чем секрет этого союза двух искусств в вашем представлении?

— Ой, это очень сложно. Дело в том, что я считаю стихи и песенные тексты двумя разными жанрами — с точки зрения их бытования, критериев оценки и даже особенностей редактуры. Жизнь показала, что жанр стихов лично мне близок не настолько, чтобы я мог писать нечто ценное — в отличие от жанра песенных текстов. Но эти нюансы моими читателями и коллегами не всегда признаются. Так что в литературных журналах проскальзывали несколько раз публикации с песенными текстами, хотя с моей точки зрения это не поэзия. Или, во всяком случае, не только поэзия.

«СП»: — Вы — создатель литературного журнала «Контрабанда», функция которого, как вы сами определяете, «просвещение из подполья». Что же это на самом деле за издание? Что оно призвано нести в массы?

— Литературным журналом мы были только в первое время. Сейчас «Контрабанда» освещает новости неформальной городской культуры. Под этой самой неформальной культурой мы понимаем инициативу ярких личностей, которые создают творческие проекты на свой страх и риск, не требуя государственной поддержки. Или если они работают в рамках системы, то каким-то образом «рвут шаблоны» относительно творчества. То есть, тематика невероятно широка, но в целом сводится к тому, что каждый человек может сделать нечто реально ценное для российской культуры, хоть и вряд ли будет за это вознаграждён. Кстати, о вознаграждении: в «Контрабанде» работают только волонтёры. Включая главного редактора. И мы постоянно ищем единомышленников. Что касается литературы — у нас есть литературное приложение, где мы публикуем достойные этого художественные тексты.

«СП»: — Я даже слышал, что некоторые идеи журнала перекликаются с такими понятиями, как контркультура. Так и до контрпропаганды нетрудно дойти…

— Я не знаю, что такое «контрпропаганда», но в контркультуре разбираюсь и не вижу в ней ничего особо страшного. Любой системе для своего развития требуется встряска, иначе наступает эпоха застоя и затем распад. По мне уж лучше пробегающая мимо меня толпа весёлых пьяных панков, чем Леонид Ильич в телевизоре — нон-стоп 24 часа.

«СП»: — А что сейчас с «Современной литературой в интернете»?

— Мы сейчас работаем под другим названием — «Алькор Паблишерс». Старое название было признано неактуальным, а новая вывеска пришла с моими партнёрами по бизнесу — если это можно назвать бизнесом. Как вы понимаете, книги — довольно дорогостоящее развлечение, и прибыли в этой сфере очень мало. Мы просто любим возиться с литературой, поэтому продолжаем заниматься изданием поэзии и прозы. Для тех, кому это важно так же, как и нам.

«СП»: — Поэтический фестиваль «Пересечение границ», который вы организовали, стал удачным, но за счет тех, кто не имеет отношения к литературе: поэты, мол, сами по себе оказались людьми интересными. Это как в том анекдоте: «Какой талантливый художник!». «О ком это вы?». «Да об Андрее Губине». «Так это ж певец». «Так он еще и поет?! Какой талантливый художник!!!». При чем же здесь литература и поэзия?

— А это как раз была попытка создать ситуацию, когда во главе угла оказывается мифология. Стихи и проза о путешествиях (путешествия были темой фестиваля) при таком раскладе звучали очень романтично, да и вообще, по-моему, привлекали внимание большей аудитории, чем обычно. Вы не удивляйтесь, что я оперирую такими категориями в отношении литературы. Я правда хочу, чтобы хорошие стихи читались как можно большим количеством людей. Но для этого надо работать. Нужна грамотная рекламная стратегия, не всегда дорогостоящая, но эффективная. Мы с коллегами работаем именно в этом направлении.

«СП»: — Насколько я понял, созданная вами группа «Происшествие» сама по себе постоянно является катализатором литературно-музыкальной жизни. Расскажите о коллективе.

— Так уж получилось, что это самый неубиваемый мой творческий проект. За двадцать лет мы написали несколько сотен песен, пару раз распадались и вновь собирались, объездили с концертами всю страну, записали четыре альбома (их можно услышать на Kroogi.com) — и верим, что это ещё только начало. Жизнь подарила мне надёжных друзей, которые понимают моё творчество едва ли не лучше, чем я сам. Это басист Михаил Гусман — в другой жизни он художник-реставратор — с которым мы создали этот коллектив в 1994 году. Это талантливая десятилетняя девочка Арина Филипенкова, играющая на флейте и валторне, профессиональный музыкант. Клавишница Катя Гервагина и скрипачка Катя Артемьева. На ударных у нас играют Саша Баранов и Алексей Старчихин. Для меня очень важно, что мы все единомышленники. Я пишу иногда довольно непростые вещи: наши сюжеты разворачиваются на страницах истории, наши герои — писатели, поэты, музыканты, политики, простые люди. Это было бы невозможно осознать и подать, если бы каждый из нас не был мотивирован и открыт на сцене, перед слушателями. Что касается литературно-музыкальной жизни, то её катализатором выступает, скорее агентство новостей «Контрабанда», выпускающее серию дисков под названием «Андеграунд: современная история» и проводящее ряд литературно-музыкальных фестивалей — «Противофаза», «День контрабандиста» и др. «Происшествие» всегда участвует в этих проектах и старается внести как можно больше нового и интересного.

А участвовать во всех этих проектах можно и нужно. «Контрабанда» постоянно принимает заявки от музыкантов (для участия в фестивалях, дисках и интернет-радио), литераторов (для публикации в журнале), от начинающих и опытных журналистов (для публикации в агентстве новостей). Есть такое понятие — DIY-культура — «do it yourself» (в приблизительном переводе «сделай это сам для себя»). Так вот мы к ней как раз и относимся. Потому что если мы — то есть, я, вы, они и все, кто меня сейчас читают, — если мы ничего не сделаем, никто ничего не сделает, и ничего в мире не поменяется. Если это кого-то и устраивает, то точно не меня и моих товарищей. Жизнь надо двигать вперёд!

Снимок в открытие статьи: Алексей Караковский/ Фото: страница vk

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня