Культура

Русский «Титаник»: что говорят критики и деятели культуры о «Солнечном ударе»

Одни видят в нем фильм-предупреждение, другие — соблазняющий гедонизмом fiction

  
1475
Русский «Титаник»: что говорят критики и деятели культуры о «Солнечном ударе»

Новая эпическая картина Никиты Михалкова «Солнечный удар», снятая по мотивам произведений Ивана Бунина, произвела в среде российских кинокритиков и деятелей культуры эффект разорвавшейся бомбы. Фильм, который едва успел выйти на большой экран, уже называют одним из лучших творений известного режиссера, ставя его в один ряд с его же оскароносными «Утомленными солнцем».

Критики, режиссеры, писатели, эксперты киноотрасли в один голос отмечают: Никита Сергеевич если и не превзошел сам себя в своем новом фильме, то точно показал, что способен снимать кино высочайшего класса. В конечном итоге «Солнечному удару» отдали дань уважения даже «заклятые друзья» Михалкова из хедлайнера либеральной прессы — «Сноба» (того самого издания, на страницах которого с режиссером жестко дискутирует Ксения Собчак и где ведет свой блог опальный Андрей Макаревич). Тем примечательнее, что на днях там вышла рецензия, где перечисляются как минимум 8 причин посмотреть новый фильм одного из самых титулованных кинематографистов России.

Автор рецензии «Сноба» Вадим Рутковский сравнивает Михалкова с Тарантино времен «Криминального чтива» — в их манере вольно обращаться с временным континуумом он видит признак величия обоих режиссеров. По его словам, Михалков, оживляя прошлое сразу в двух временных пластах и создавая два мифологических пространства — блаженной России до 1913-го и растерзанной двумя войнами после 1917-го, — умело играет в бога. «Солнечный удар» — не историческое исследование, но соблазняющий гедонизмом fiction (хоть и основанный на реальных событиях) — пусть это будет первой причиной для похода в кино", — призывает он читателей в кинозалы.

«Мало кто из режиссеров так же свободен в обращении с материалом — любым, сколь угодно трагическим. Михалков озорничает и шалит, даже с наступлением на экране окаянных дней, а уж на речном пароходе 1907 года хулиганит от души. Никто бы больше не решился на такой отчаянный и сентиментальный эпизод, как погоня за шарфом, унесенным ветром-разбойником, у Михалкова же выходит легко и бесстыдно», — пишет Рутковский, упоминая, что на просмотре «Солнечного удара» он провел «три счастливейших часа» в своей жизни.

Судя по этому и другим откликам, новый фильм Михалкова никого не оставил равнодушным. Реакция на него давно уже выплеснулась за пределы колонок «Культура» в прессе и перекочевала в соцсети и блоги. Там даже скупые на лестные отзывы (а уж тем более о российском кино) критики не смогли удержаться от похвалы в адрес «Солнечного удара».

«Если у художника есть свой стиль и язык (у Михалкова они есть), то он к старости имеет полное право на самоповторы и самоцитаты», — пишет на своей странице в Фейсбуке кинокритик Антон Долин. «Восклицания о „трех часах пустоты“ и „о чем все это?“ говорят об элементарной неспособности к анализу, извините. Суть фильма проста и прозрачна, она формулируется в двух словах: русский „Титаник“. История мимолетной любви на корабле и кораблекрушение в финале, означающее всемирный потоп, конец света и наказание за грехи. Цельная внятная структура и мысль, с которой трудно поспорить», — продолжает он, подчеркивая, что «Солнечный удар» — лучший фильм Михалкова со времен первых «Утомленных солнцем».

Слова про особую, узнаваемую манеру съемок Михалкова здесь вовсе не пустой звук. Эту особенность отмечают поголовно все, кто пишет о фильме. «Стиль и взгляд Михалкова опознаются по одному кадру, одной фразе — тоже примета того авторства, что почти утрачено в цифровую эру», — не без восхищения пишет все тот же «снобист» Рутковский. «Это очень михалковский фильм. Именно поэтому мне кажется, что он удался. Потому что сохранить свой стиль, свою интонацию — очень сложно. „Солнечный удар“ — это тот случай, когда знаешь, что даже если убрать титры, будет понятно, кто автор этого произведения», — вторит ему директор «Мосфильма», режиссер Карен Шахназаров.

«Тем, кто хочет снимать достойное кино, а не просто заработать на обывательском лохотроне, надо учиться у таких режиссеров, как Михалков», — в свою очередь замечает писатель и сатирик Михаил Задорнов. В «Солнечном ударе» он увидел и предзнаменование грядущих событий, и одновременно, в ужасе гражданской войны — параллель с нынешними украинскими событиями.

«Солнечный удар» современен и сейчас, и будет современен в будущем. А главное — герой в конце ясно дает понять, что виноваты не красноармейцы и не белогвардейцы, а лень нетворчества, желание веселиться, а также превращение истинной веры в Бога во внешние религиозные проявления. Это фильм еще и предупреждение — вот так и мы можем потонуть, как потонула баржа с белогвардейскими офицерами", — трактует писатель в своем блоге кинематографический эпос Михалкова.

При этом «Солнечный удар» Задорнов однозначно трактует как творческую удачу режиссера. «Поздравляю Никиту Сергеевича с новой прекрасной работой, которая заставляет зрителей в зале не просто сочувствовать, а работать — думать. Кстати, зал на эту „работу“ очень оказался отзывчив. Три часа необычайного внимания к экрану. Это и есть настоящее искусство кино», — заключает он.

Фото: Зураб Джавахадзе/ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Владимир Шаповалов

Историк, политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня