Культура

Русский «Титаник»: что говорят критики и деятели культуры о «Солнечном ударе»

Одни видят в нем фильм-предупреждение, другие — соблазняющий гедонизмом fiction

  
1471
Русский «Титаник»: что говорят критики и деятели культуры о «Солнечном ударе»

Новая эпическая картина Никиты Михалкова «Солнечный удар», снятая по мотивам произведений Ивана Бунина, произвела в среде российских кинокритиков и деятелей культуры эффект разорвавшейся бомбы. Фильм, который едва успел выйти на большой экран, уже называют одним из лучших творений известного режиссера, ставя его в один ряд с его же оскароносными «Утомленными солнцем».

Критики, режиссеры, писатели, эксперты киноотрасли в один голос отмечают: Никита Сергеевич если и не превзошел сам себя в своем новом фильме, то точно показал, что способен снимать кино высочайшего класса. В конечном итоге «Солнечному удару» отдали дань уважения даже «заклятые друзья» Михалкова из хедлайнера либеральной прессы — «Сноба» (того самого издания, на страницах которого с режиссером жестко дискутирует Ксения Собчак и где ведет свой блог опальный Андрей Макаревич). Тем примечательнее, что на днях там вышла рецензия, где перечисляются как минимум 8 причин посмотреть новый фильм одного из самых титулованных кинематографистов России.

Автор рецензии «Сноба» Вадим Рутковский сравнивает Михалкова с Тарантино времен «Криминального чтива» — в их манере вольно обращаться с временным континуумом он видит признак величия обоих режиссеров. По его словам, Михалков, оживляя прошлое сразу в двух временных пластах и создавая два мифологических пространства — блаженной России до 1913-го и растерзанной двумя войнами после 1917-го, — умело играет в бога. «Солнечный удар» — не историческое исследование, но соблазняющий гедонизмом fiction (хоть и основанный на реальных событиях) — пусть это будет первой причиной для похода в кино", — призывает он читателей в кинозалы.

«Мало кто из режиссеров так же свободен в обращении с материалом — любым, сколь угодно трагическим. Михалков озорничает и шалит, даже с наступлением на экране окаянных дней, а уж на речном пароходе 1907 года хулиганит от души. Никто бы больше не решился на такой отчаянный и сентиментальный эпизод, как погоня за шарфом, унесенным ветром-разбойником, у Михалкова же выходит легко и бесстыдно», — пишет Рутковский, упоминая, что на просмотре «Солнечного удара» он провел «три счастливейших часа» в своей жизни.

Судя по этому и другим откликам, новый фильм Михалкова никого не оставил равнодушным. Реакция на него давно уже выплеснулась за пределы колонок «Культура» в прессе и перекочевала в соцсети и блоги. Там даже скупые на лестные отзывы (а уж тем более о российском кино) критики не смогли удержаться от похвалы в адрес «Солнечного удара».

«Если у художника есть свой стиль и язык (у Михалкова они есть), то он к старости имеет полное право на самоповторы и самоцитаты», — пишет на своей странице в Фейсбуке кинокритик Антон Долин. «Восклицания о „трех часах пустоты“ и „о чем все это?“ говорят об элементарной неспособности к анализу, извините. Суть фильма проста и прозрачна, она формулируется в двух словах: русский „Титаник“. История мимолетной любви на корабле и кораблекрушение в финале, означающее всемирный потоп, конец света и наказание за грехи. Цельная внятная структура и мысль, с которой трудно поспорить», — продолжает он, подчеркивая, что «Солнечный удар» — лучший фильм Михалкова со времен первых «Утомленных солнцем».

Слова про особую, узнаваемую манеру съемок Михалкова здесь вовсе не пустой звук. Эту особенность отмечают поголовно все, кто пишет о фильме. «Стиль и взгляд Михалкова опознаются по одному кадру, одной фразе — тоже примета того авторства, что почти утрачено в цифровую эру», — не без восхищения пишет все тот же «снобист» Рутковский. «Это очень михалковский фильм. Именно поэтому мне кажется, что он удался. Потому что сохранить свой стиль, свою интонацию — очень сложно. „Солнечный удар“ — это тот случай, когда знаешь, что даже если убрать титры, будет понятно, кто автор этого произведения», — вторит ему директор «Мосфильма», режиссер Карен Шахназаров.

«Тем, кто хочет снимать достойное кино, а не просто заработать на обывательском лохотроне, надо учиться у таких режиссеров, как Михалков», — в свою очередь замечает писатель и сатирик Михаил Задорнов. В «Солнечном ударе» он увидел и предзнаменование грядущих событий, и одновременно, в ужасе гражданской войны — параллель с нынешними украинскими событиями.

«Солнечный удар» современен и сейчас, и будет современен в будущем. А главное — герой в конце ясно дает понять, что виноваты не красноармейцы и не белогвардейцы, а лень нетворчества, желание веселиться, а также превращение истинной веры в Бога во внешние религиозные проявления. Это фильм еще и предупреждение — вот так и мы можем потонуть, как потонула баржа с белогвардейскими офицерами", — трактует писатель в своем блоге кинематографический эпос Михалкова.

При этом «Солнечный удар» Задорнов однозначно трактует как творческую удачу режиссера. «Поздравляю Никиту Сергеевича с новой прекрасной работой, которая заставляет зрителей в зале не просто сочувствовать, а работать — думать. Кстати, зал на эту „работу“ очень оказался отзывчив. Три часа необычайного внимания к экрану. Это и есть настоящее искусство кино», — заключает он.

Фото: Зураб Джавахадзе/ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня