Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
21 декабря 2014 13:03

Литература-2014

Владимир Бондаренко выделяет десятку лучших книг уходящего года

4156

Будущий год назвали - годом литературы. Но можно ли назначать литературу сверху? Будет ли достойная литература в будущем, 2015 году, никто не скажет. А вот уходящий 2014 год явно стал достойным Годом Русской литературы.

Если смотреть широко, планетарно, то главным литературным событием 2014 года стал юбилей великого русского поэта, мистика, пророка Михаила Лермонтова. Нашему классику исполнилось 200 лет. К юбилею я сумел издать в серии ЖЗЛ свою версию судьбы русского гения «Михаил Лермонтов. Мистический гений», в течение года проходили конференции и фестивали, в Пятигорске, в Тарханах, в Москве и Шотландии, в Китае и в США. Рад, что нашел время и посетил Тарханы в день юбилея великого поэта Владимир Путин.

Думаю, в современной художественной литературе главным событием года стал роман Захара Прилепина «Обитель». Захар уже достаточно известный писатель, и входил в число лидеров современной русской словесности со своими повестями «Восьмерка», сборником рассказов «Грех», коротким, но емким романом «Санькя», но роман «Обитель» стал и для него откровением, резким рывком вверх, и для всей нашей литературы — событием. Казалось бы, что можно написать о Соловецком лагере, и вообще о лагерях, после Александра Солженицына, Бориса Ширяева, Ивана Солоневича, Варлама Шаламова, тем более, человеку, пока еще нигде не отсидевшему (к счастью)? Но и по характерам героев, и по сюжету, и по глубине видения этот роман стал одним из сокровенных для истории ХХ века. Он счастливо проплыл между Сциллой и Харибдой, между влиянием соловецких просоветских очерков Максима Горького и оголтело антисоветским «Архипелагом ГУЛАГ» Александра Солженицына, а где-то и счастливо соединил их. Это еще один осколок «Серебряного века». Я рад, что в конце 2014 года этот роман получил и «Большую книгу». Заслуженно. Хотел бы отметить и беспокойную для него самого «Теллурию» Владимира Сорокина, постепенно становящегося остросоциальным писателем, заглядывающим в будущее. Впрочем, все по порядку.

О первом номере года я уже сказал, это Захар Прилепин, роман «Обитель». И далее по списку.

2. Владимир Сорокин — «Теллурия». Я немало в свое время покритиковал этого автора за его явно фекальную прозу, и сейчас к этим книгам отношения не меняю. Но, к счастью, менялся сам Владимир Сорокин. Его фантасмагория сейчас стала носить явно социальный характер. Само начало притягивает: «Пора трясти стены кремлевские!». Один лилипут призывает трясти стены, другой лилипут уточняет: «Не трясти, а сокрушать… И не стены, а головы гнилые». Сорокин отправляет нас одновременно и в будущее, и в прошлое, и везде видит средневековье. Может, он и прав?!

3. Александр Проханов, роман «Крым». Этот роман — еще одно имперское предчувствие писателя. Писатель не отправляет нас в Крым, не переносит действие на вновь обретенную Россией территорию, скорее, все державное развитие событий в романе, жизнь его героя Евгения Лемехова, подводит к неизбежности русского Крыма. Этот Крым, Небесный Крым возникает у писателя и в Якутии, и в Аркаиме, и даже в воюющей Сирии. Крым — как главный итог возрождения былой исторической России.

4. Алексей Варламов, роман «Мысленный волк». Проза нынешнего года явно носит исторический характер, даже в своих утопиях и гротесках, от Проханова до Сорокина, она прозревает целые столетия. Что уж тут говорить о таком мастере биографических романов, как Алексей Варламов. Его «Мысленный волк» как бы предваряет Прилепинскую «Обитель», заканчивается преддверием «Обители». Среди героев мы узнаем и Михаила Пришвина, и Василия Розанова, и Зинаиду Гиппиус, и Григория Распутина, и многих других персонажей из Серебряного века. Что за страшный зверь этот мысленный волк, и сумеем ли мы его одолеть?

5. Сергей Лукьяненко, «Шестой дозор». Это последний роман из знаменитой серии автора о ночных и дневных дозорах. Вроде бы самая крутая фантастика, но на самом деле все тот же вечный спор между силами Тьмы и Света. А поле битвы — сердца людей. Да и в жизни Сергей Лукьяненко давно уже держит свой дозор, оказываясь среди самых верных и мужественных борцов за Россию. Это наш дозорный!

6. Эдуард Лимонов, роман «Дед». Если говорить о нашей современности, о нашей самой новейшей истории, я назову книгу моего давнего друга Эдуарда Лимонова «Дед». Это и на самом деле «дед» нацболов и молодых патриотов, крутой политик, революционер, патриот. Роман «Дед» — итог его жизни последних лет, его стычек и с ментами, и с либералами, в результате которых оказывается, что сегодня ему менты гораздо ближе, чем либералы. Хроника живой истории, хроника его последних лет жизни, с любовницами и политиками, с друзьями и врагами. Написано по-лимоновски энергично и художественно убедительно.

Далее я назову четыре важнейших для нашего литературного процесса историко-литературных биографии. Лет десять назад и года не проходило, чтобы биографии писателей не получали самые высокие премии, вспомним и Павла Басинского с его Львом Толстым, Дмитрия Быкова с Пастернаком, Людмилу Сараскину с Солженицыным, Льва Данилкина с Прохановым. Все это и впрямь были добротные качественные книги. Потом критиков потеснили, а зря. В этом году вышли целых четыре заслуживающих внимания писательских биографии. Начну с Сергея Куняева, работавшего над своей книгой добрых пять лет.

7. Сергей Куняев, «Николай Клюев». Пожалуй, это самая серьезная работа младшего Куняева. Да и работал над книгой Сергей лет пять, не меньше. Конечно, много лет занимаясь Сергеем Есениным, он не мог пройти мимо его старшего товарища и наставника, прекрасного русского поэта Николая Клюева. Интересно, что в своей биографии автор, разбирая сложные временами взаимоотношения между Клюевым и Есениным, всегда становится на сторону Клюева, особенно в период Москвы кабацкой, в период Есенина в цилиндре. Это первая по-настоящему серьезная биография выдающегося национального поэта России.

8. Вячеслав Курицын, «Набоков без Лолиты». Одно время Курицын был самым модным критиком, а ныне о нем слегка подзабыли, но своей книгой он заставил всех вспомнить о себе. Еще бы, крайне оригинальная, ярко написанная, абсолютно нетрадиционная книга о Владимире Набокове. Именно таким и должен быть критик такого писателя. Да и писал ее Вячеслав добрых двадцать лет, не спеша перелистывая страницы набоковских шедевров. Это дневник Курицына, путешествующего по творческим маршрутам писателя и его героев. Он пишет свой путеводитель и по биографии писателя, и по его книгам, а заодно и по русской литературе, и по собственной жизни. Книга о Набокове также нестандартна, как и сам Набоков. Думаю, это лучшее, что написано об этом русском писателе и у нас, и за рубежом.

9. Валерий Шубинский, «Зодчий. Жизнь Николая Гумилева». О Николае Гумилеве за последнее время вышло сразу несколько интересных книг. Среди них — биография известного питерского историка литературы Валерия Шубинского. Первое издание его исследования вышло десять лет назад, в 2004 году. За десять лет автор, по сути, переписал свою книгу, создал цельный образ легендарного русского поэта. Это на самом деле самое полное жизнеописание Николая Гумилева, легенды, перетекающие в реальность, бытие, растворяющееся в мифах. Огромная масса документального материала, из которого при желании можно выстроить образ поэта и воина, путешественника и исследователя. Биография Гумилева вплетена в контекст героической и трагической истории России.

10. Валерий Фатеев, «Жизнеописание Василия Розанова». Точно также спустя десять лет после первого издания, вышла уникальная биография Василия Розанова, написанная Валерием Александровичем Фатеевым. Как и в случае с Николаем Гумилевым, после длительного запрета даже на упоминание его имени, читатели наконец-то получают полнейшую и подробнейшую биографию ярчайшего писателя Серебряного века, философа, мыслителя. В книге представлены все этапы его жизни, показаны все его противоречия и крайности. Не обойдены ни «дело Бейлиса», ни его христоборческий бунт.

Так получилось, что за один год читатель получил четыре великолепных исследования четырех великих русских писателя первой половины ХХ века.

В целом, год 2014 для русской литературы был хорошим. Я понимаю, что другие критики напишут про другие десятки лучших книг года, куда войдут и Ксения Букша, и Владимир Шаров, и Виктор Пелевин, Наталья Громова и Виктор Ремизов, но при всем разнообразии и разночтении, будет заметен общий уклон современной литературы в осмысление истории, прошлой и нынешней. Россия на уроке отечественной истории.

Фото: Кирилл Каллиников/РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня