Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Культура
25 января 2015 10:21

Жестокие мультфильмы

Какую опасность представляет зарубежный кинематограф для российских детей

9545

Совсем недавно ученые из Университетского колледжа Лондона, просмотрев и проанализировав десятки западных мультфильмов, пришли к выводу, что те невероятно жестоки даже в сравнении с фильмами ужасов и триллерами. Уровень насилия, несомненно, выше во взрослых фильмах, но и шансов выжить у героев взрослых кинопроизведений значительно больше. В частности, главные герои мультиков умирают в 2,5 раза чаще, чем в фильмах для взрослых. А некоторые диснеевские киноленты, вроде «Ледникового периода», демонстрируют совершенно несоответствующий возрасту юмор с сексуальным подтекстом.

В мультфильмах в основном погибают родители главных героев — это есть в произведениях «Бэмби», «В поисках Немо», «Король Лев», «Легенда о Тарзане» и некоторых других. Как пишут на родительских форумах, дети после просмотра таких мультиков переживают — для неподготовленной детской психики происходящее на экране производит угнетающий эффект. Невинное развлечение оказывается не таким безобидным, как принято считать — уже в раннем возрасте у детей развиваются психозы, которые при взрослении не пропадают, а накладываются друг на друга и переходят в иное качество, причем со знаком «минус».

У меня у самого четырехлетний сын, и постоянно встает вопрос: какой мультфильм показывать ребенку? Приходится останавливаться на проверенных советских кинопроизведениях, которые по демонстрируемым ценностям дружбы, честности и справедливости дают фору большинству диснеевских произведений. Особенно на фоне появления совершенно уродливых киногероев, вроде Шрека, заполонивших в последнее десятилетие детские экраны.

Помочь разобраться с детскими мультфильмами мы попросили руководителя Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Елену Смирнову.

«СП»: — Елена Олеговна, что делать родителям во избежание появления психологических травм у детей из-за просмотра мультфильмов с негативной информацией?

— Проблема в том, что большинство мультфильмов, которые смотрят дети, для них не предназначены. Мультфильмы воспринимаются как детский жанр, а на самом деле настоящих детских фильмов очень мало. Мы в нашем Центре очень долго занимались анализом этих мультфильмов, восприятием их детьми, и даже разработали методику отбора мультфильмов в соответствии с возрастами. Особенно нас интересовали маленькие дети дошкольного возраста, которые смотрят много фильмов в то время, когда у них только формируется психика, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому подбирать фильмы для них надо с особой тщательностью. Родителям мы рекомендуем не просто усаживать ребенка перед телевизором или компьютером, чтобы он сам выбирал эти мультфильмы. Взрослые должны предлагать мультфильмы детям, которые соответствуют возрасту и имеют определенный развивающий эффект. Кстати, список рекомендованных мультиков можно найти на сайте нашего Центра.

Мы вообще за то, чтобы выпускались диски с мультфильмами для детей разного возраста, а государство показывало на телевидении лучшие образцы.

«СП»: — Стоит ли смотреть мультфильмы вместе с детьми?

— Конечно, это имеет смысл — чтобы облегчить понимание, научить сопереживать героям, что-то объяснить. Правда, у родителей для этого не всегда находится время.

Дело в том, что многие зарубежные фильмы не только жестоки. Они про совершенно потустороннюю реальность. Там какие-то чудища инопланетные, агрессивные пришельцы, механизмы, которые превращают человека то в одно, то в другое. Даже взрослый не всегда поймёт. Ребёнок не улавливает логики, причинно-следственных связей. И просмотр таких мультфильмов превращается в бессмысленную и даже вредную потерю времени. Ребенок «прилипает» к экрану, не может оторваться, привыкает к бешеному темпу, быстрой смене кадров. Хорошие мультфильмы после этого смотреть он уже не хочет.

«СП»: — Если кратко сформулировать, чего обычно не учитывают создатели детских мультфильмов?

— Детской психологии. Какие интересы у детей того или иного возраста, возможности их понимания, детскую эстетику — обычно всё это не учитывают, так как режиссеры мультфильмов не являются детскими психологами. Большинство отечественных фестивальных фильмов у нас хорошего качества, но очень мало детских — на тридцать от силы один-два.

«СП»: — Не лучше ли сохранять верность советским мультфильмам, ведь в них жестокости на порядок меньше?

— Большинство хороших детских фильмов оттуда. Но мы не можем пользоваться заслугами прошлого, ведь большинство из них архаичные и устарелые. Современные дети их не очень хорошо воспринимают. Надо снимать современные качественные мультфильмы.

«СП»: — Может ли современный российский детский кинематограф предложить альтернативу западным блокбастерам?

— По потенциалу — конечно, может, так как у нас много талантливых мультипликаторов. Но они стремятся к самовыражению и плохо подстраиваются под детскую аудиторию. Там есть блестящие произведения, но они слишком взрослые, немного мрачноватые и с недетским юмором. Для дошкольников, к сожалению, это не подходит.

«СП»: — Не несут ли какой-либо угрозы для юных зрителей отечественные мультсериалы вроде «Лунтика» или «Смешариков»? Того же героя Лунтика некоторые психологи из-за его фиолетового цвета обвиняли в формировании у детей депрессивного состояния и даже предрасположенности к наркомании?

— Про цвета Лунтика — это глупость. Тем не менее, это странный персонаж, который слишком прямолинейный: «надо быть добрым», «надо любить красоту». Такими средствами никогда ничего не воспитаешь.

Мультипликационный кинематограф — это та сфера, в которой регулирующее воздействие государства просто необходимо. О государственной политике, предпринимаемой в данном направлении, нам рассказал директор департамента кинематографии Минкультуры РФ Вячеслав Тельнов.

— Ежегодно мы выделяем средства на производство национальных анимационных фильмов в виде субсидий. Все анимационные проекты, прежде чем получить государственную финансовую поддержку, проходят тщательный отбор Экспертным советом по анимационному кино. Государственную поддержку получают фильмы, предназначенные для детей разной возрастной категории, начиная от 0+. Все фильмы несут в себе воспитательный, развивающий и познавательный характер, рассказывают детям о добре и зле, о дружбе, о взаимовыручке.

«СП»: — А сколько денег выделяется государством на производство детского анимационного кино?

— В 2014 году сумма субсидии, выделенной на производство анимационных фильмов, составила 376 000 000 руб.

«СП»: — Есть ли к детским мультфильмам определенные требования? Какого они рода?

— Мультфильмы должны соответствовать возрастной категории тех зрителей, на которых они рассчитаны. Не должны нести в себе негатива, воспитывать страхи, развивать отрицательные качества.

«СП»: — На воспитание каких ценностей должны быть направлены мультфильмы?

— Истории могут быть самые разные, но они обязательно должны знакомить детей с положительными и отрицательными героями, рассказывать о том, что такое хорошо и что такое плохо. Демонстрировать победу добра над злом. Говорить о любви, о смелости, об уважении, о взаимовыручке. Учить не стесняться своих слабых сторон и преодолевать свои страхи. О том, для чего существуют мультфильмы, можно говорить бесконечно.

«СП»: — Сколько мультиков в год в-среднем выпускается в России?

— В среднем ежегодно выпускается 150−160 анимационных фильмов.

«СП»: — Ставится ли задача создания конкурентоспособного российского мультипликационного кинематографа, увеличения его проката?

— Наша мультипликация абсолютно конкурентоспособна. Школа советской анимации никуда не пропала. На ней воспитаны современные режиссеры, художники, продюсеры. На российские мультфильмы с удовольствием ходят в кино и дети, и их родители. А детские мультсериалы на телевидении имеют отличные рейтинги. Если говорить об увеличении проката, то это зависит не только от желания Министерства культуры, но и от качества сценарных заявок. Если будет заявлено больше хороших интересных историй (чему мы будем только рады) вырастет и доля их проката.

Иллюстрация в открытие статьи: кадр из мультфильма «В поисках Немо».

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня