Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
21 февраля 2015 15:02

Первый. Женский. Бессмертный

Батальон смерти Марии Бочкаревой вошел в историю России как несгибаемый

12147

В канун Дня защитников Отечества в Петербурге прошла презентация фильма «Батальонъ», посвященного Первой мировой войне и — русским женщинам, на той войне сражавшимся. В частности, в составе единственного на тот момент в мире женского «батальона смерти».

Он был создан в 1917 году по решению главы Временного правительства России Александра Керенского. Возглавляла его крестьянка Мария Бочкарева, добровольно отправившаяся на фронт ещё в 1914 году и дослужившаяся до офицерского чина.

Об этом батальоне в прежние десятилетия у нас в стране практически не упоминалось. Трагическая судьба его бойцов оставалась неизвестной большинству россиян. Что и вдохновило на съёмки фильма известного кинопродюсера, актера, режиссера, сценариста Игоря Угольникова и его коллегу Сергея Бондарчука.

Проходили съёмки в прошлом году в Петербурге, где был создан женский батальон и откуда летом 1917-го года отправился на фронт, а также в Псковской области.

Предполагалось, что выйдет «Батальонъ» на экраны страны к 100-летней годовщине Великой войны. То есть, к августу 2014 года. Но по разным причинам сроки были несколько сдвинуты. А теперь ради этого фильма пришлось, как говорят, «подвинуть» на пару месяцев с выходом «в свет» не менее интригующую приключенческую ленту «Территория» с Григорием Добрыгиным, Евгением Цыгановым и Константином Лавроненко в главных ролях по одноименному роману Олега Куваева.

Несколько изменилось и название. Из рабочего «Батальон смерти» убрано второе слово. Чтобы, как говорят создатели, не пугать людей. Итак, мол, жизнь сейчас непростая.

─ Наш фильм — патриотический, жизнеутверждающий, несмотря на то, что речь в нем идет о войне, - объяснял мне прошлой весной Игорь Угольников. —  На таких художественных лентах воспитывается молодежь. Как человек, который вкладывает средства в создание фильма (свои и бюджетные), я очень переживаю за все, что происходит на съёмках и вокруг них. Впрочем, деньги никогда не были для меня самоцелью. Они существуют лишь для того, чтобы решать ту или иную задачу.

«СП»: — По ходу работы бюджет картины вырос до 10 миллионов долларов. Из них ровно половину выделило Министерство культуры РФ. Говорят, министр Владимир Мединский лично курировал съёмки, давал указания…

─ Это не так. Никакой цензуры, если вы намекаете на неё, не было. Мы старались следовать исторической правде. Абсолютно для всех участников работа над фильмом стала важным этапом в жизни. Особенно учитывая сегодняшнюю обостренную ситуацию в мире. По эмоциональности те давние и нынешние геополитические события схожи. Поскольку фильм военный, он должен выполнять, прежде всего, патриотическую миссию, влиять на людей, чтобы те понимали: война — это всегда очень плохо. Даже, когда она необходима для защиты своей земли.

«СП»: — А из-за чего, простите, «поплыл» бюджет?

─ Я не смог просчитать всех рисков батальной части. Не мог предположить, что забеременеет исполнительница одной из главных ролей (Мария Кожевникова — авт.). Из-за чего нам на какое-то время пришлось вообще остановить съёмку. К чести Маши, она недолго пребывала в декрете, меньше чем через месяц после родов, вернулась в киногруппу.

«СП»: — Воевали реальные солдатки Бочкаревой у городка Сморгонь в нынешней Гродненской области Белоруссии. А вы снимали батальные сцены в Псковской области. Почему?

─ Лучше бы было, конечно, снимать в Беларуси. Дешевле. Но не смогли найти там подходящего места. У них все поля вспаханы, засеваются. В Псковской области такой проблемы нет — к счастью для нас и, к сожалению, видимо, для сельского хозяйства.

«СП»: — Говорят, вы вырыли там полтора километра окопов…

─ Да, вырыли — и русские окопы, и немецкие. Всё сами сделали. Работала большая бригада рабочих совместно с художниками. Российские окопы сделали с деревянным накатом, а немецкие основательные, из бетона, как всё в действительности и было.

«СП»: — Что потом с этими окопами стало?

─ Законсервировали их после окончания съёмок. Может быть, ещё пригодятся кому-то из «киношников». Не дай Бог, для чего другого!..

В подзаголовке фильма «Батальонъ» значится: «Первый. Женский. Бессмертный». Он действительно стал первым в своем роде в мире. Когда на фронте в рядах русских войск начались разброд и шатание, а германские войска всё чаще стали переходить в наступление, то поддержать армию, прежде всего, её боевой дух взялись женщины. В батальон, создаваемый Бочкаревой, записывались дамы всех возрастов и сословий. Были в нем крестьянки, мещанки, служащие, купчихи, потомственные дворянки. Среди последних — решившая послужить Отечеству графиня Татищева. Привыкнув к тому, что у неё есть прислуга, которая при необходимости зашьет, сварит, постирает, она и в батальон пришла записываться вместе с ней. Её роль играет Мария Кожевникова, в самом начале съёмок без колебаний решившаяся обрить голову наголо, как это требовалось по сценарию.

Впрочем, все девушки, снявшиеся в фильме, а, помимо, исполнительниц главных ролей, это триста человек массовки (собственно батальон), стриглись наголо по первому требованию режиссера Дмитрия Месхиева. Среди них и кавалер двух Георгиевских крестов командирша Бочкарева — актриса Мария Аронова.

Поинтересовалась у неё, как долго пришлось ей отрабатывать командный голос, и насколько тяжела была для неё сама военная наука?

─ Командный голос отрабатывать не пришлось, глотка у меня луженная, спасибо папе, - засмеялась в ответ Мария Валерьевна. —  Перед съемками нас специально обучали правильным командам и их выполнению. Ведь большинство из трехсот девчонок, играющих в фильме женщин-солдаток, ничего не понимают в армии. А вообще играем не только про войну. Акцент авторы сделали на человеческие отношения и на переосмысление того, что важно, а что нет в жизни. Например, ради чего была та их жертва — грязные окопы, бомбы.

«СП»: — И для чего же?

─ Речь в фильме идет о трагической для России Первой мировой войне. Мы о ней так мало знали все эти годы! Готовясь к съёмкам в «Батальоне», я много прочитала о своей героине. Как любила она Родину! Вот что важно было для меня донести до зрителей — любовь к стране, в которой родился, вырос, живешь.

«СП»: — Сами способны были бы возглавить такой батальон?

─ В принципе, да. Но предварительно бы сорок раз подумала, соглашаться или нет, имея на руках сына и дочь. Важнее детей нет ничего в жизни. Вот если бы требовалось их защищать, то встала бы в строй без сомнений.

«СП»: — Стрелять вас тоже учили?

─ Да, пришлось научиться. Я даже к пиротехнике в какой-то степени привыкла. Для меня это серьезный шаг, потому что очень боюсь ее. Месхиев любит правдивое существование в кадре. Долго берег всех нас, а потом (как мы узнали не сразу) договорился с пиротехниками, и в какой-то момент загрохотало так, что возникло ощущение, будто попали на настоящую войну, не приведи, конечно, Господь! И добился-таки нужного выражения на наших лицах.

«СП»: — На ваш взгляд, женщина на войне остается женщиной или?..

─ Я убеждена, что женщину на войну может отправить только личное горе. Если говорить про реальную командиршу Бочкареву, то с моей точки зрения, она была несчастным человеком. Дважды побывала замужем, но осталась бездетной. Думаю, если бы у неё были детки, то она, скорей всего, в армию бы не пошла. Ну а если женщине нечего терять, то она становится страшной силой. Так и случилось в действительности. Мария была очень строгим человеком. Исключала любые любовные интриги в батальоне. Одну свою солдатку лично заколола штыком, застав с мужчиной…

Вообще, моя задача в данном фильме состояла в том, чтобы показать полную бессмысленность всей этой затеи с женскими батальонами. Что, конечно, не умаляет героизма воевавших в них девушек.

После премьеры в Петербурге и Москве, съёмочная группа отправится на презентацию «Батальона» в Сербию. Туда, где начиналась когда-то Первая мировая война. Планируют создатели показать свой фильм и в Германии, во Франции. «Обязательно надо показывать наш „Батальонъ“ за рубежом, особенно в тех странах, где явно стали забывать об уроках двух мировых войн ХХ столетия» — уверен режиссер Дмитрий Месхиев.

Корреспонденту «СП» он рассказал, как работалось ему над этой четырехсерийной художественной лентой.

─ Работалось очень непросто, но чрезвычайно увлекательно, — сказал Дмитрий Дмитриевич. -В моей жизни это, наверное, самое важное и интересное кино из всех снятых.

«СП»: — Что было самым сложным во время съёмок?

─ Снимать бои. Как бы героически мои артистки не шли, например, в штыковую атаку, понятно, что давалось им это непросто. В жутких условиях непогоды, под дождем и холодным ветром, в грязи, с оружием в руках, к которому они никак не могли привыкнуть, в тоненьких шинельках и сдуваемых ветром фуражках, на ногах — обмотки… Трудно пойти на всё это, не испытывая, уверен, патриотических чувств к Родине. Я им как-то в шутку сказал: ну, что, мокните за гонорар? Обиделись: причем тут деньги, нельзя все ими мерить.

«СП»: — Говорят, что со съёмок батальных сцен под Псковом уехало, не выдержав, несколько мужчин…

─ Было такое, сбегали мужики со съемок. Из артисток, в том числе, массовки, ни одна! У меня после этого фильма сильно изменилось мнение о наших российских женщинах. В самую лучшую сторону!

Обычная «патриотическая агитка» или действительно историческая драма? Фильм-зрелище, вроде тех, что без устали «крутят» на наших телеканалах — с узнаваемыми лицами, спецэффектами, компьютерной графикой? Или фильм-размышление, заставляющий не только (и не столько) вспомнить, сколько осмыслить, понять? Узнаем уже скоро — в марте «Батальонъ» выходит на большой экран. А к концу года его обещают переформатировать для телепоказа.

Справка «СП»

Первый женский батальон смерти был образован Временным правительством 19 июня 1917 года. Спустя два дня на Исаакиевской площади Петрограда состоялась торжественная церемония вручения новой воинской части знамени с надписью «Первая женская военная команда смерти Марии Бочкаревой». Главной целью считалось оказание патриотического воздействия на солдат-мужчин. Боевое крещение батальон принял 9 июля 1917 года. Женщины попали под сильный артиллерийский и пулеметный обстрел. После боя в строю из 300 солдаток осталось 200 (30 человек были убиты, 70 ранены).

В январе 1918 года женские батальоны были распущены, но многие их участницы продолжили службу в частях белогвардейских армий. Мария Бочкарева приняла активное участие в Белом движении. По поручению генерала Корнилова ездила в США просить помощи для борьбы с большевиками. По возвращении домой в ноябре 1919 года встретилась с адмиралом Колчаком и по его поручению оперативно сформировала женский санитарный отряд в 200 человек. После взятия Омска Красной Армией в том же месяце была арестована и расстреляна.

Фото автора

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Александр Аверин

Экс-боец ополчения Луганской народной республики

Александр Ющенко

Руководитель пресс-службы ЦК КПРФ, депутат Госдумы РФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня