Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
11 апреля 2015 16:56

Новый зодчий биографии Зощенко

Олег Демидов о новой книге Валерия Попова

1032

Что самое важное в биографии? Новые сведения о человеке? Занимательный рассказ о жизни и судьбе его? Оригинальный язык описания? А, может быть, фигура маститого биографа ещё имеет значение?

Вопрос этот очень сложный. Разобраться в нём предлагаю с помощью последней новинки — биографии Михаила Зощенко, подготовленной Валерием Поповым для издательства «Молодая гвардия».

Сначала о биографе.

Это не первый труд Валерия Георгиевича в качестве исследователя чьей-то жизни и творческого пути. До этого уже выходили книги в той же серии ЖЗЛ: о Сергее Довлатове и о Дмитрии Лихачёве.

Вокруг первой скандал раздулся ещё при её зарождении. Рукопись не одобрили наследники Сергея Донатовича и отказали в праве на публикацию фотографий. Оттого-то и книга вышла со стикером на обложке: «Здесь должен был быть портрет С. Довлатова».

(В одной из своих книг имажинисты напечатали: «Здесь должны были быть наши портреты, но художник Якулов отмечал Новый год». А до них, я уверен, кто-нибудь ещё занимался подобным баловством. Словом, ход не шибко оригинальный, но действенный в безвыходной ситуации).

Вторая книга так и осталась незамеченной.

Что касается фигуры самого Михаила Зощенко, то его биографии уже появлялись на свет. Этому поспособствовали Юрий Томашевский, Бенедикт Сарнов и Бернгард Рубен.

Первый исследователь известен больше как популяризатор творчества Зощенко и его публикатор. Биографии как таковой Томашевский не написал, а ограничился статьями.

Сарнов отличался тем, что переводил с русского на русский, то есть брал заметную фигуру и писал о ней для широкой неподготовленной публики. И книга «Пришествие капитана Лебядкина. Случай Зощенко» — не исключение.

Рубен, пожалуй, сделал первый шаг к полноценной биографии.

Как видите, появление нового труда о Михаиле Михайловиче назрело и было строго необходимым. И появился Валерий Попов.

Перед новым биографом стояла непростая задача. Во-первых, необходимо было освоить всё творчество Зощенко, во-вторых, прочесть и труды своих предшественников, в-третьих, попытаться разыскать какие-то новые детали или найти новый подход.

В предисловии к книге сказано, что в отличие от своих коллег Попов пытается показать иного Зощенко — победителя, не сломленного и уверенного в себе человека.

Удалось ли? Давайте попробуем разобраться.

Новая книга получился донельзя спорной.

Что сразу отталкивает от неё? Постоянное втискивание Поповым собственного жизненного опыта. Валерий Георгиевич расположился в комфортабельном кресле своего положения и невзначай, пока рассказывает о Зощенко, травит байки и о себе. Если бы это происходило строго между мной, читателем, и им, биографом, в задушевной обстановке какого-нибудь питерского бара, это одно. Но такие вольности в книге не уместны. Вполне допустимы, если бы, например, Попов лично знал Зощенко, был его близким другом или был бесценным и, допустим, единственным источником информации. Ни одного из этих пунктов в наличии нет. Потому-то рассказы Валерия Георгиевича о своей молодости — просто-таки лишний элемент в книге.

Те места, где писатель Попов говорит о писателе Зощенко, читать невозможно. Листы переворачиваются сами собой. Зато те главы, где биограф Попов добросовестно уходит на тридесятый план и повествует нам о главном герое, завораживают.

Отдельно стоит сказать о пребывании Зощенко в Алма-Ате. У нас, по-моему, до сих не появилось серьёзных книг, которые бы в полной мере рассказывали об эвакуации во время Великой Отечественной войны. Единственное исключение — это книга Натальи Громовой «Эвакуация идет… 1941−1944. Писательская колония: Чистополь. Елабуга. Ташкент. Алма-Ата». Да и она далеко не полная: этой книге явно не хватает Молотова (Перми) и Кирова (Вятки).

Попов с этой темой справился безукоризненно. Весь алма-атинский быт прорисован детально. Положение Зощенко, его творчество в этот период, его связи и знакомства показаны максимально объёмно.

Зощенко как писатель нам известен. Его собрания сочинений украшают библиотеки. Отдельные издания появляются по несколько раз в год.

А вот Зощенко как человек — это до сих пор загадка. И приоткрыть завесу тайны попытался Валерий Попов и… у него это всё-таки получилось.

Помимо использования легкодоступного материала, Валерий Георгиевич обратился к сотрудникам государственного литературного музея «ХХ век», который базируется на последней квартире Михаила Михайловича, к коллекционеру А.А. Бессмертному, у которого нашёл литературные издания минувших лет, и к литератору А.И. Рубашкину, который застал не только те несколько эпох, прошедших тяжёлыми сапогами по судьбе Зощенко, но и многих поэтов и прозаиков тех лет.

То есть дополнительная работа проделана, что является безусловным плюсом.

И как же Попов распоряжается таким богатым материалом? Он после каждого важного описываемого эпизода подобно рафинированной студентке, сбежавшей из рассказов Чехова или Бунина, причитает: «Ах, гений!.. Ах, ах!..».

Смотрится это смешно.

Зощенко — конечно, передовой писатель. Один из значительнейших в ХХ веке. Но зачем буквально на каждой странице об этом нам напоминать?..

Ещё больше веселит историко-культурная позиция, которую занял биограф. Взобравшись на холмик XXI века, Попов покрикивает на современников Зощенко: «Что ж вы, дамы и господа, не разглядели рядом с собой такое чудо, а?!» или «Зачем вы, такие-сякие, травили гения, зачем прорабатывали, он вам не чета!».

Перейдём к маленьким декоративным деталям.

Отдельно пора бы сказать уже и об издании.

Подборка фотографий, представленная в книге, не выдерживает никакой критики. Из тридцати снимков хорошо, если половину занимает Зощенко. Да и этот худой десяточек ничем похвастать не может. Всё, что доступно праздному пользователю интернета, можно найти и в этой книге.

Но это можно пережить. Биография Довлатова, напомню, вышла совсем без фотографий.

А сам Попов интересен ещё и как житель Санкт-Ленинграда. Он, походя мимо, очень оригинально сплетничает о советских писателях. Толстой сплетничал о Карениной, как говорил ещё один великий советский писатель. Поэтому нет в этом ничего плохого. Это даже занимательно.

Удивляет только, что Валерий Георгиевич, расписывая город и его обитателей, ни слова не говорит о друзьях Зощенко. В начале книги всплыли «Серапионовы братья» и изредка появлялись по мере прочтения. А об остальных людях, окружавших его, нет ничего.

А Михаил Михайлович, напомню, жил в знаменитом доме на канале Грибоедова — в «писательской надстройке». Вот вам пригоршня имён: Михаил Козаков и Зоя Никитина, Борис и Раиса Эйхенбаумы (это из близких друзей), а также Борис Корнилов, Павел Медведев, Всеволод Рождественский и прочие, и прочие. Я уж не говорю об именитых и частых гостях этого дома.

Если кто-то и всплывает из них, то на пару секунд в качестве третьестепенных персонажей. А ведь если бы описать мимолётно (как это сделано в книге с «серапионами») их судьбу в отдельно взятый период времени, мы бы увидели, что Зощенко не единственный, кто был подвержен травле; что подобная история повторялась в той или иной степени со всеми. И эпизод, расписываемый Поповым, получился бы глубже и куда занимательней.

Но, наверное, Попову надо было показать лишний раз исключительность Зощенко.

Для этого же, видимо, Валерий Георгиевич постоянно цитирует Михаила Михайловича. Даже не цитирует, а перетаскивает рассказы главного героя в свою книгу. Именно затем, чтобы лишний раз показать пальцем и, томно вздохнув, прошептать: «Ах, гений!.. Ах, ах!..».

Всё это выглядит несерьёзно. Смех да и только.

Зато отношения Зощенко с женщинами показаны удивительно свежо и ярко. В этом плане Валерий Георгиевич оправдал все ожидания. Да и сам главный герой через окружающих его женщин, через отношения с ними, выходит из новой книги, как будто живой.

Как видите, наряду с явными удачами Попов допускает и оплошности, и ляпы, и неуместности. Если вычистить книгу, останется полторы или от силы две сотни страниц вместо отпечатанных пятисот. Пусть и две сотни — зато сильных.

Возвращаемся к первоначальному вопросу: что же всё-таки первостепенно в биографии? Отвечаю: биограф должен проделать колоссальную работу, накопать тонну материала, а потом сесть и… львиную долю выкинуть, что не разрушает ткань повествования и, наконец, после всего этого — самоустраниться.

Выходит, если Томашевский заложил фундамент зощенковедения, а Рубен своей биографией дополнил этот фундамент фасадом крепкого дома, то Попов максимум, что сделал, — худо-бедно облагородил территорию. Внутреннее убранство и так было — это сам Зощенко.

Кто займётся всем остальным?

Выходит, опять нужен новый зодчий биографии Зощенко?..

Последние новости
Цитаты
Борис Шмелев

Политолог

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня