В рамках мероприятий Года литературы в России 11 июля состоялось незаметное по форме, но грандиозное по смыслу событие: в Тарусе открыт первый в России памятник великому русскому поэту Николаю Заболоцкому.
Инициатор и организатор установки памятника философ, писатель, политолог Александр Щипков выступил на мероприятии с торжественной речью:
Дорогие друзья!
Разрешите мне начать церемонию открытия памятника выдающемуся русскому поэту Николаю Алексеевичу Заболоцкому, проведшему в Тарусе последние годы жизни.
Открытие памятника Заболоцкому включено в федеральный список мероприятий по увековечению памяти русских литераторов, приурочено к Дню города Тарусы и проводится в рамках проведения в Российской Федерации Года Литературы.
Что такое Заболоцкий? Это мегаявление в русской культуре, которое под давлением определённых политических обстоятельств оказалось в тени. Я не буду сейчас говорить, произошло ли это случайно или намеренно, — это не имеет значения. Репрессированный талант. При жизни репрессированный физически, а после смерти фактически вытесненный с литературной площадки.
А ведь Заболоцкий создал новое направление в поэзии. Литературоведы называют его «бронзовым веком» русской поэзии. «Золотой век» русской поэзии — пушкинский, лермонтовский — у всех на слуху. «Серебряный век», к которому Таруса имеет прямое отношение, тоже всем известен. К «Бронзовому веку» относятся поэты, которые родились во время войны, это дети фронтовиков.
Понятие «Бронзовый век русской поэзии» — устоявшееся литературное понятие. А принадлежит оно моему покойному другу ленинградскому поэту Олегу Охапкину. Именно он впервые, в 1975 году сформулировал это понятие в своей поэме, которая так и называется — «Бронзовый век».
После 1945 года, после крови, после страданий, после ленинградской Блокады, после победы над мировым злом игра в салонную поэзию становится неуместной. В русскую поэзию возвращается народная правда, народное страдание. После 45 года советская поэзия становится религиозной поэзией.
Послушайте Охапкина:
Красовицкий, Ерёмин, Уфлянд,
Глеб Горбовский, Соснора, Кушнер…
Макинтошами, помню, устлан
Путь Господень в живые души.
Рейн да Найман, Иосиф Бродский,
Дмитрий Бобышев да Охапкин
Наломали пред Ним березки,
Постилали цветов охапки.
Охапкин описывает Троицу, в храм несут березки. Это день схождения на апостолов Святого Духа. Аллегорическое сравнение. Новый дух сходит на поэтов. Дух искренности, нестяжательства, служения отечеству, а не декадентские игры в столичных салонах.
И пошли по домам поэты.
Те, кто Бога встречали — с миром,
А купцы разбрелись по свету
Золотому служить кумиру.
Разбрелися по всем дорогам.
Приступили ко всем порогам,
И на бронзовосерых лицах
Тихо бронзовый век горел.
И далее Охапкин делает переброску к Пушкину, к «Пророку», к пушкинскому Серафиму, к Золотому веку русской поэзии:
Но поэзии нашей бронза
Над машиною встанет грозно,
Серафически распластав
Огнецветный души состав
И снова про 45-ый год:
Мы стояли на тех гранитах.
Где священная речь убитых
Ваших пращуров, наших лир
Освятила грядущий мир.
Кровь и народная жертва освящают искусство, говорит Олег Охапкин. И заключает:
Эта бронза еще в расплаве.
Но ваятель отливку вправе
Совершить на хозяйский глаз.
Помяните, поймите нас!
Поэзия «бронзового века» была сформирована состоянием опалённости войной. До войны в поэзии было невероятное количество экспериментов, масса всевозможных направлений, игра с формой — дань этому отдал и Николай Заболоцкий, принадлежавший к движению «обэриутов». Но после войны его творчество — это уже совершенно иная поэзия.
Корней Иванович Чуковский, тончайшим образом чувствовавший стиль, язык, талант, сравнивал Заболоцкого с Державиным и Тютчевым. То есть он ставил его в первый ряд русских поэтов. Заболоцкий был одним из первых, кто в своей поэзии дал импульс появлению поэтов «Бронзового века». Это такие имена как Соснора, Горбовский, Кушнер, Кублановский, Бродский, Кривулин, Лён, Охапкин и другие. Николай Заболоцкий был намного старше названных поэтов, он был их учителем, их предтечей, о чем не раз говорил Иосиф Бродский.
Не только он участвовал в формировании поэзии «Бронзового века». Я бы сюда отнёс ещё блистательных Александра Твардовского и Давида Самойлова. Но надо честно признать: Заболоцкий — первый. Его отличительная черта — открытость, полное отсутствие игры в литературу, абсолютная искренность, и почти литургическая глубина. Заболоцкий открыл совершенно новую послевоенную страницу русской поэзии.
Таруса — так уж ей предначертано — имела непосредственное отношение к истокам «Серебряного века» и каким-то невероятным образом имеет прямое отношение и к «Бронзовому веку» русской поэзии — присутствием здесь Николая Заболоцкого.
Здесь, в Тарусе поэт-философ достиг поэтической вершины. Его письмо — абсолютно просто и совершенно. И наполнено евангельской глубиной:
Я сегодня в сообществе прачек,
Благодетельниц здешних мужей.
Эти люди не давят лежачих
И голодных не гонят взашей.
Натрудив вековые мозоли,
Побелевшие в мыльной воде,
Здесь не думают о хлебосолье,
Но зато не бросают в беде.
Это сказано о тарусянах. Это сказано о России.
Это третий памятник, которая наша семья дарит Тарусе. Первый памятник — государственному деятелю, Ивану Цветаеву, который в начале ХХ века фактически играл роль министра культуры, то есть формировал идеологию развития культуры и закладывал основы будущих смыслов России. Второй памятник — полководцу, защитнику отечества — красному командиру генералу Михаилу Ефремову. Третий памятник — поэту, определившему вектор развития русской литературы ХХ и ХХI веков. И не только литературы, потому что понятие «Бронзовый век» будет иметь и социальное и политическое измерение на путях возрождения России.
Мы обязаны вернуть имя Заболоцкого России в полном объеме и звучании. Мы обязаны воздать ему почести и прямо сказать, что это Заболоцкий — первый русский поэт ХХ века. Первый поэт «Бронзового века» России.
Вчера вечером ко мне пришли тарусяне и попросили озвучить их просьбу — присвоить тарусскому Киноконцертному комплексу имя Николая Заболоцкого. И тогда здесь мы откроем первый музей лучшего русского поэта XX века Николая Заболоцкого.
Дорогие тарусяне, мы передаем в ваше хранение этот памятник. Примите его под народное покровительство. Храните его и берегите.