Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Культура
19 июля 2015 17:05

«Прежде чем на тракторе разбиться…»

Олег Демидов о биографии Бориса Рыжего

7112

Издательство «Молодая Гвардия» выпустило книгу Ильи Фаликова о «последнем русском поэте».

Борис Рыжий — уникальное явление в русской литературе. Подобно метеориту, он вошёл в верхние слои русской поэзии и, падая на землю, срывая кожу, предельно обнажаясь, успел попасть прямо в яблочко — в вечность.

Его биография лишена головокружительных событий. Пацан со двора, зачитавшийся глупыми книжками, — не больше, но и не меньше. Но и о таком типаже пишутся книги. Видимо, дар действительно даётся от рождения, и никакая пагубная обстановка (Вторчермет, уголовники, махинации, 1990-е годы) не способна его вытравить, а наоборот — закаляет, через тернии доводит до совершенства.

И об этом поэтическом даре, в сущности, и написана книга Фаликова.

О Рыжем уже собирались книги — то книги интервью, то сборники его стихов, то иные мемуарные вещи, но биография — впервые. Тем и ценна.

Книга Ильи Фаликова написана быстро — за год-полтора. Из-за этого возникает несколько нюансов при её прочтении, о которых надо сказать.

Во-первых, биография Рыжего написана на одном дыхании, читается влёт, вдохновенна. Во-вторых, она перенасыщена цитацией, но так, наверное, и должно быть, когда речь заходит о русском поэте. В-третьих, автор не беспристрастен. Литературовед должен всё-таки вертеть головой на 360 градусов и видеть всю обстановку. А Фаликов о чём-то забывает, а чего-то попросту не замечает.

Попробуем это исправить. Для начала так — у Рыжего есть стихотворение «Воспоминание».

…просто так, не к Дню рожденья,

ни за что

мне купила мама зимнее пальто

в клетку серую,

с нашивкою «СОВШВЕЙ».

Даже лучше, чем у многих у друзей.

Ах ты, милое, красивое, до пят.

«Мама, папа, посмотрите — как солдат,

мне ремень ещё такой бы да ружьё

вот такое, да пистоны, да ещё…"

…В эту зиму было холодно, темно,

страшно, ветрено, бесчеловечно, но,

сын, родившийся под красною звездой, —

я укутан был Великою страной.

Но это же чистая лимоновщина, нет? Когда взрослый Эдуард, уже эмигрант, ходит по Парижу в советской военной шинели — всем назло, сталинист, панк, русский писатель. Фаликов где-то между делом бросает высказывание Евгения Рейна, что, да, лирический герой Рыжего очень похож на подростка Савенко. Но это информация всплывает нехотя, как что-то чужеродное. Сам Фаликов не спешит анализировать подобные нюансы.

Архитектура книги диспропорциональна, но этому есть одно простое объяснение. Рыжий не так долго прожил, как мог бы. Да и не тот это типаж, чтобы о нём писать биографии — он не уехал в Абхазию, как Бардодым; не поехал в Чечню, как Прилепин; не строил бизнес, как Рубанов; и так далее. Мы нарочно называем литераторов только его поколения.

О Рыжем попросту не так уж и много скажешь. Его биография практически неподвижна. Всё, что остаётся биографу, — медитация и размышления.

Зато в творчестве поэта много литературных связей — с предшественниками и с современниками — о них по большей части и идёт речь у Фаликова. Поэтому книга получается больше литературоведческой и литературоцентричной.

Но, ей Богу, нет в этом ничего страшного. И неподготовленный читатель через постоянные упоминания Пушкина, Мандельштама, Ахматовой, Рейна, Бродского, Кушнера, свердловских поэтов, петербургских поэтов и сотни других ваятелей слова придёт к герою книги.

Удивляет и коробит другое: Фаликов вываливает читателю процесс создания книги — переписка с людьми, знавшими Рыжего и участвовавшими в его судьбе; излишние комментарии о стихах не только главного героя книги, но и всей русской классики. Когда Пелевин использует такую вещь, как чат («Шлем ужаса»), — это технический приём. Когда Фаликов в ткань текста впихивает e-mail и прочее — это открытый перелом.

Роль автора в книге оказывается минимальной — собрать свод текстов самого Рыжего, выбрать самые интересные и значительные, попытаться их объяснить своими силами или огромными рецензиями других литераторов. Эти рецензии, конечно, тоже необходимо было сокращать, объяснять их своим языком. Цитация, как нам кажется, нужна только в двух случаях: дать слово герою книги и дать слово тому человеку, который объясняется получше автора. Иначе получается не биография, а копирайтинг чистой воды.

Удивляет ещё один момент: когда Фаликов заводит речь о барочных нотках в поэзии 1990-х годов, об игре в подпоручиков Ржевских, в галантный век, в кавалеров и дам — он перечисляет всех, кого только можно, и не говорит о самых главных изящных поэтах — об Ордене куртуазных маньеристов. Это как смотреть на небо, считать ворон, угадывать в облаках приятную ерунду — и не видеть солнца.

В итоге между невозможностью реализации и необходимостью существования и появляется биография Бориса Рыжего. Но к чести автора надо сказать, что он совершил ряд открытий. Так, например, принципиально важная вещь, которую сделал Фаликов, — вывел родословную поэта. Это большая работа: опросить родных, близких, друзей, копнуть исторических книг, зайти в архивы. Как отдельный итог: отрывки биографии матери Рыжего — 1930-е, Великая Отечественная война, остербайтеры в Лейпциге и т. д., — ценнейший материал.

К плюсами книги надо отнести и справочник песен, спектаклей и фильмов, снятых по стихам или биографии Рыжего. С этим Фаликов справился почти безукоризненно. Единственное, добавим ещё в список песен три трека Ричарда Семашкова (Рича) на стихи Рыжего — «В кварталах дальних и печальных», «Синий свет в коридоре больничном» и в «Сырой наркологической тюрьме». А ещё ведь поют «последнего русского поэта» Gipsy King и Наум Блик — из известных исполнителей, про неизвестных — и не говорим.

У Рыжего есть стихотворение, которое начинается такими строчками:

Прежде чем на тракторе разбиться,

застрелиться, утонуть в реке,

приходил лесник опохмелиться,

приносил мне вишни в кулаке…

И от Фаликова читатель ждал, что он хотя бы попытается объяснить, осмыслить, сделать какие-то выводы, в конце концов, о самоубийстве Рыжего. Но автор не передал нам той «вишни в кулаке» от «последнего русского поэта».

Биография вообще сложный и в некотором роде спорный жанр — тут сомнений нет.

И тем не менее, не смотря на все минусы, необходимо отдавать себе отчёт: книга первая и уникальная. К ней очень и очень много претензий технического и стилистического характера. Но и такая — худо-бедно деланная — она нужна. И для первого читателя, и для последующих биографов поэта.

Последние новости
Цитаты
Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня