Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Культура
22 августа 2015 15:04

Либерал и «колорад» в одном флаконе

Олег Демидов о биографии Андрея Вознесенского

2269

Игорь Вирабов сотворил чудо. Обычное рукотворное чудо — книгу-событие. Из всех биографий, созданных за последнее время, эта выделяется особо. И языком (что, конечно, самое примечательное и важное), и подходом Вирабова к составлению книги, и героем, и энергетикой.

700 страниц ядерной и ядрёной энергии. А героем стал Андрей Андреевич Вознесенский.

Тонкости литературоведения

Последней такой удачей, где в идеальных пропорциях стоят содержание, форма и язык повествования, в «Молодой гвардии» был «Луначарский» Юрия Борева. (Было ещё полтора десятка отличных книг, но в них всегда не хватало какого-то компонента).

Книга полна удивительных открытий.

Так, Вирабов в двух словах рассказывает об образе Елены Сергеевны, который сквозит в советской культуре весь ХХ век: то рядом с Михаилом Булгаковым мелькнёт, то у Андрея Вознесенского, то у Эльдара Рязанова, то ещё у кого.

Работу Вирабова следует относить к эпическим жанрам. Он не просто повествует о судьбе своего героя, но и до мельчайших деталей, тонов и полутонов выписывает эпоху, слом её, отдельные удивительные годы; биограф успевает рассказать не только о своём главном герое, но и затронуть пару десятков других великих людей.

Открытия Вирабов совершает на удивление легко. Почему? Потому что он мыслит шире «классического филолога»: ищет материал не только в книгах, в газетах, в журналах, но и не чурается блогосферы и интернета в принципе, радио и телепрограмм.

Советское литературоведение, да и сегодняшнее по большей части, тоже категорически исключают всё человеческое, что может быть в писателе: его слабости, пороки, радости, удачи. Отчего-то важно показать ту или иную сторону идейности, духовности, культурности. А увидеть за книгами живого человека никто не хочет.

Вирабов с помощью анекдотов, сплетен и, казалось бы, мелких историко-культурных фактов, которые он преимущественно приводит в начале каждой части книги и которыми разбавляет тугую ткань повествования, делает как раз видным человека в писателе. От главы к главе всплывает всё большее количество персонажей, как планеты несущихся вокруг главного героя. Очень важно, что и у них проступают человеческие черты.

В классики у нас записывают в том случае, если писатель нашёл какой-то новый элемент в мозаике жизни, который повторяется из года в год, из века в век, но — первым отразил его. Ну, или проще говоря — того, кто нанёс на литературную карту бытия новую деталь.

Если судить по горячим новостям о Дженнифер Фихтер, можно сказать, что поэзия Вознесенского живее всех живых. Ничего не стоит заменить Елену Сергеевну, тоже, кстати, учительницу английского языка, на американку — и получится: «Фихтер-хищница, Фихтер-мразь, / ты ребёнка втоптала в грязь» и далее по тексту.

На чьей стороне был бы Андрей Андреевич?..

О влиянии футуристов и имажинистов

Ещё о стихах.

Влияние Маяковского, Пастернака, Кручёных, Хлебникова — легко уловимо у Вознесенского. Арт-объекты его фантазий относительно судьбы и творчества Есенина тоже достаточно известны. В недавней книге Владимира Дроздкова о Шершеневиче появились доказательства приязни шестидесятника к имажинисту.

А вот вам ещё один интересный пример влияния.

Замечательное стихотворение Андрея Вознесенского «Замерли» (1965), начинающееся строкой «Заведи мне ладони за плечи», — ничто иное, как инверсия Анатолия Мариенгофа и его стихотворения «Руки галстуком» (1920).

«Обвяжите, скорей обвяжите, вокруг шеи / Белые руки галстуком». Галстук рук возлюбленной имажиниста опрокидывается на спину шестидесятника — и уже превращается в бабочку. Именно в бабочку же превращаются скрещенные ладони.

«Сейчас, сейчас же, / Извлеките квадратный корень из коэффициента / Встречи около чужого № в гостинице для приезжающих» — это же не Андрей Андреевич о гостиничном номере в Дубне, которой он разделил с Зоей Богуславской; это Анатолий Борисович о Сусанне Мар.

На ветру мировых клоунад

заслоняем своими плечами

возникающее меж нами —

как ладонями пламя хранят.

И вот опять лёгкая эротика Вознесенского новой волной молодого поколения омывает берег любовной лирики Мариенгофа:

Никнуть кривыми

Губами клоуна

К лицу белее, чем сливки.

Спутанной гривой

Волновой любви разлив

Топит маяками зажженные луны

И клоунские губы, и мировые клоунады — всё суть одно: молодое, задорное апашество 1920-х и 1960-х годов.

Совсем не уверен, что это образ пришёл к Вознесенскому от Мариенгофа. Последний оказал колоссальное влияние на своё окружение, на пролетарских поэтов, на будущие поколения. Только не все его принимают, воспринимают и понимают.

«Руки галстуком» были написаны в 1920-м году. В 1922-м появились стихи петроградского имажиниста Владимира Ричиотти, где уже пальцы любимой превращаются в узелки:

Ремешками любимых пальцев

Головы моей узел

Вязать

И уже много позже в августе 1925-го года с громкими криками о неприятии имажинизма Есенин написал тихое и лирическое стихотворение, в котором превратил руки любимой в пару лебедей:

Руки милой — пара лебедей

В золоте волос моих ныряют

И потом уже незримая бабочка ладоней оказалась у Вознесенского.

С кем вы, Андрей Андреевич?

Критика последних месяцев активно борется за каждого поэта: к какому литературному и гражданскому флангу тот принадлежал бы — к левым или правым, к государственникам или либералам, к «ватникам» или «укропам». Это началось в 1990-е вместе с государственным раздраем. Сегодня с новой волной внешней более-менее внятной политики продолжается. И сам биограф пунктиром через всё повествование пытается понять: что это за стихи о Донбассе и Краматорске — пророчество или нет? на чьей стороне оказался бы Вознесенский?

Казалось бы, что ответ очевиден. Но вот Борис Гребенщиков, один из друзей Андрея Андреевича, едет в Одессу к Саакашвили. Мыслимо ли было такое? Отнюдь. Может, и Вознесенский поехал бы вместе с ним?

Тем более что есть и другой друг — Евгений Александрович Евтушенко, написавший о жертвах на Востоке Украины:

Кусками схоронена я.

Я, Прохорова Людмила.

Из трёх автоматов струя

Меня рассекла, размочила.

Вполне же может быть, что Вознесенский вслед за Бродским сказал бы (про себя, не вслух): «Если Евтушенко против колхозов, тогда — я за». Чтобы тогда делали уважаемые критики? Молча смотрели бы, когда два старых друга, два великих поэта продолжают мериться славой?

Но более вероятно, конечно, отстранённость Вознесенского и от либеральной истерики, и от патриотических рукоплесканий с весёлой усмешкой. Поэт был и либерал, и «колорад» в одном флаконе.

Явление сложное. Почти и не встречающееся сегодня. Оттого и непонятное.

Итак, итог

Вознесенский обладал удивительным даром: превращать прозу жизни в стихи. Так, наверное, должен делать каждый поэт, да не у каждого получается. А вот Андрей Андреевич умел. И Игорь Вирабов нам это лишний раз показал.

Когда-то Велимир Хлебников пророчествовал «воскресение Есенина», вслед за ним хочется верить в «вознесение Вознесенского». Должные люди о нём память сохранят — об этом беспокоиться и не стоит. Я о другом: о памяти вещественной — таблички, памятники, новые издания и т. д.

А что касается биографа, хочется поддаться простым человеческим чувствам — разыскать Игоря Вирабова и пожать ему руку за «Вознесенского».

Последние новости
Цитаты
Владимир Оленченко

Старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН

Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Андрей Суздальцев

Заместитель декана факультета Мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня