18+
суббота, 25 марта
Культура

Лунгин упустил права на «Царя»

Корреспондент «СП» побывал на премьере фильма в рамках кинофорума «Экология души», который проходит в эти дни в Риге, и лишний раз убедился, что загадочная русская душа за многие века не стала более доступной для понимания

  
5

И не станет. Лунгин признался, что «Царем» он ставит жирную точку в эпопее изысканий на почве религиозной метафизики. Последний фильм Павла Лунгина о правлении Ивана Грозного еще не в прокате и доступен для просмотра только на крупных кинофестивалях. «Царя» пока видели только Канны и Москва. Пришла очередь Риги.

— Я слишком увлекся этой темой. Пора сделать смешной светлый фильм. «Царь» получился довольно тяжелым для восприятия.

Не просто тяжелым, а кровавым. С первых кадров экран алеет. Сначала петушиной кровью, затем без стеснения человеческой. Головы летят налево и направо. Но летят мастерски, со вкусом, без балабановского надрыва.

— Я очень долго учился делать кино и только сейчас понял, что стал профессиональным режиссером, — неожиданно признался «СП» Павел Семенович. — И еще я понял, что могу снимать только в России и только про Россию. Мне предлагали за хорошие деньги снимать за границей, но я отказался. Западный мир закрыт для меня, я его не чувствую. К сожалению, наше кино сейчас становится все более обособленным от мирового развития. Мы сильно отличаемся от общих тенденций на всех крупных кинофестивалях.

Тем не менее, русское кино, как никогда востребовано на профессиональном уровне.

— Я уже запутался в приглашениях на фестивали. Предлагают ехать в такие страны и города, о существовании которых я даже не догадывался. Вот на днях звали в Калькутту.

Иностранные отборщики ни на йоту не ошибутся, выбирая для представления России фильм Лунгина. Стандартный набор псевдорусской экзотики в полном комплекте. Снег, медведи, иконы, кулачные бои. Не хватает только матрешек. К чести Лунгина, лубок на национальную тему получился качественным.

Теперь об актерах. На удивление раздражает вторичностью Петр Мамонов, точно таким — только добрее — мы его уже видели в «Острове». Те же бормотания у образов в темной келье, то же юродствование. Все очень-очень знакомо и предсказуемо.

- Петя — сложный человек, он живет в своем мире. Говорят, это я вернул его из добровольного заточения в деревне. Хорошо, если так.

Но Мамонов верно отходит на второй план со своей предсказуемостью, потому что все внимание приковано к Олегу Янковскому. Видимо, тот предчувствовал, что оставляет после себя роль-наследие и выложился полностью. Такого Янковского вы не видели. Нет никаких сомнений, что роль митрополита Филиппа будет номинирована на всех национальных кинопремиях как лучшая мужская роль.

Но прежде «Царя» увидит простой зритель. Когда именно — не знает даже Лунгин.

— Я снял фильм, на этом мои полномочия закончились. Все права принадлежат «Банку Москвы», и они планируют будущее. К сожалению или к счастью, уже без меня.


У интеллигенции в кино осталось всего два приличных лица: Бероев и Хабенский

Третий день кинофорума «Экология души» в Риге, который эксклюзивно освещает «СП», обозначил глобальную проблему с актерскими кадрами. Типажей под братков и бизнесменов пруд пруди, а князя Мышкина играть некому!

Известный театральный режиссер Владимир Мирзоев, вливший когда-то свежую кровь в вахтанговские постановки, представил в Латвии свой второй полнометражный игровой фильм — интеллектуальный триллер «Человек, который знал все». В главных ролях снялись звезды первой величины: Егор Бероев, Екатерина Гусева, Максим Суханов.

К Суханову претензий ноль. Актерище! Десять месяцев в году трудится в театре, снимается всего в одном-двух кинопроектах за сезон. Не разменивается.

Сомнения у критиков вызывал замыленный сериалами и телешоу Бероев — исполнитель главной роли, прославившийся уже и как фигурист, и как конферансье, и как швец, и как жнец. Владимир Мирзоев с претензиями частично согласился, но:

— Вы думаете так просто найти сейчас в нашей стране умного интеллигентного рефлексирующего актера в возрасте от 30 до 35 лет? Только Хабенский. Но одного Хабенского на всю страну уже не хватает.

Почему-то вспомнилось, как в советское время киностудии специально высылали в провинцию агентов по поиску новых талантов. Так однажды был открыт Андрей Болтнев и многие другие. Увы, те времена прошли. Сейчас все упирается в рубль.

- Для того, чтобы попробовать актера из Новосибирска, к примеру, нужно оплатить ему проезд, проживание. Сколько стоит сейчас билет туда-обратно: двадцать-тридцать тысяч рублей? Плюс гостиница, питание. Не будем забывать, что сейчас кризис. Иногда и такие суммы играют роль.

Несмотря на кризис, многие театральные режиссеры уходят в кино и там остаются. Упомянутый Мирзоев, Вырыпаев, Звягинцев — все вышли из-за кулис.

— Увы, в последние 15 лет репертуарный театр начал вымирать. Идут постоянные эксперименты, поиск форм. Театралы давно делают оттуда ноги. Но это нормальное явление. Кино — логичное продолжение театра. В кинематографе места хватит всем!

Все бы хорошо, только в театр тоже тянет. Если все уйдут на кинопросторы, кто же останется на сцене? Ответа не прозвучало.

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
;