Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Культура
15 ноября 2015 15:51

Шанти, шанти, Буслов

Дмитрий Филиппов о фильме «Родина»

2811

Премьера «Родины» Петра Буслова предусмотрительно состоялась осенью, когда облетела с деревьев листва, зарядила бесконечная морось и непроходимая грязь налипла на обуви и на душе. Лица людей стали угрюмы и сосредоточены, в глазах прячется только одно желание: дотянуть до весны. Слякотная действительность усиливает художественный эффект, тем более что действие фильма происходит в солнечном Гоа, куда русские люди отправляются в поисках счастья, просветления, «трипов», новой жизни, новой Родины. Лет десять назад было модным сдавать свою квартиру в столице и на эти деньги, не работая, жить в Индии: солнце, фрукты, океан, гашиш, рэйв, тату… На всю эту сказку хватало пяти-семи долларов в день. Но в какой-то момент неизбежно вставал выбор: оставаться навсегда или уезжать обратно.

Фильм Буслова, несмотря на громкое название, конечно же, не о Родине в привычном для нас смысле. Ни подвига нет, ни березок. Тогда о чем? О чем эти два часа солнечных кадров без единой постельной сцены? И тут можно наговорить короб умных слов о свободе, о бегстве от самого себя, о просветлении и растревоженной русской душе, но все это будет мимо, потому что фильм «Родина» и об этом в том числе, но суть его, самое главное и правдивое не расшифровывается с кондачка.

В центре киноленты три сюжетных линии. Макар, студент из Новосибирска, набравший кредитов и сбежавший в Индию в поисках просветления; жена чиновника, узнавшая, что муж не любит ее и оставшаяся жить на Гоа; взаимоотношения олигарха со своей дочерью, которая прячется от отца в переулках прибрежного индийского городка, а тот, будучи смертельно больным, безуспешно ищет ее, подняв на уши всю местную полицию. Все это происходит на фоне доступных наркотиков, рэйв-вечеринок и счастливой индийской бедности. Родину герои фильма презрительно именуют «Рашкой», возвращаться не собираются и оценка самих себя, вложенная в уста Макара из Новосиба, звучит беспощадно: «Русские! Мы — говно!» Такой вполне себе прогрессивный мэсседж. И можно было бы долго не рассуждать над этим фильмом, а поставить его в один ряд с «Жить» Сигарева или «Левиафаном» Звягинцева, если бы не одно «но»: Буслов сохраняет героям душу, совесть и внутренние родовые связи, те самые, что сидят в подкорке и не выкорчевываются сменой географии. Мгновенно пропадает лобовой эффект послания, а сам фильм обретает художественную правду. Возникает непростой код отношения русского человека к Родине, к самому себе. Играет, наконец, всеми красками двойственность русской души, в которой от подлости до подвига один шаг, и весь этот нравственный космос может уживаться в одном человеке.

Космос — это еще один герой фильма. Эдакий старожил побережья, который продает наркотики сбежавшим от цивилизации людям, имеет договоренности с начальником местной полиции Дипаком и грамотно выживает с побережья всех конкурентов. Этот персонаж цементирует фильм, является системообразующим. Так или иначе, все вертится вокруг него. Космос — это Родина наоборот, вывернутое наизнанку чувство близости и родства с чем-то, что неизмеримо больше тебя самого.

Показателен диалог Космоса с Макаром:

«- Ты пойми, Макар, люди — овцы. Им можно втюхать идею про правильную жизнь, правильную войну, правильную семью… Всю эту правильную лажу: гимн, герб, флаг… И люди верят.

 — Зачем?

 — Потому что их обманывали за жизнь пятьдесят раз, а они все равно верят. И я такой же, и ты. Тупые, трусливые, в космос летали, Бога не видали: где-то, типа, кто-то есть, кто умней. Президент, Генсек, Папа Римский… Уж он-то точно знает, что истина, а что ложно… Чайку вон попей.

 — Что у тебя с глазами, Космос?

 — Военная тайна, Макар".

Испорченное зрение — это смысловая надстройка фильма, его подтекст и одновременно ключ для декодирования первичного визуального ряда. Зрение испорчено практически у всех героев кинокартины, и Буслов мастерски разбрасывает манки, предметные зацепки для зрителя. Это и очки олигарха, которые тот оставляет в пиджаке, а после теряет этот пиджак вместе с деньгами и документами, и галлюцинации Макара, который, находясь под воздействием наркотика, видит то, что ему хочется, но не то, что есть на самом деле, и больные глаза Космоса, буквально «сидящего» на Визине или на чем-то подобном… Свалившаяся на голову свобода смещает фокус восприятия действительности. Герои больны своеобразной булимией: жрут, жрут эту свободу и все никак не могут насытиться. И оттого простой и ясной оказывается мысль режиссера: бегство от самого себя приносит свободу, но не приносит покоя.

В какой-то момент картина выходит за привычные для нас рамки оценочных категорий и становится неважно, герои ли фильма потеряли Родину или Родина потеряла их, — важно, что дальше делать с этой пустотой внутри себя, которая вопреки всем мантрам просветленных болит, кровоточит и царапает тебя изнутри, разрывая ребра?

Возвращение домой подобно ломке от наркотика, но слезать-то с иглы все равно придется. Самым счастливым в конечном итоге оказывается олигарх, который в поисках дочери сходит с ума и становится местным попрошайкой. Этот обретенный покой или просветление (как хотите, так и называйте) чудесным образом помогает ему избавиться от смертельной болезни. Наверное, это и есть обретение Родины по замыслу Буслова.

У нас никто никогда не смотрит до конца титры. Но именно там Буслов спрятал главные кадры. Чиновник спустя несколько месяцев возвращается за женой и привозит ее на Родину. На вопрос женщины: «Зачем ты меня искал?», он отвечает: «Просто тебя не любить, когда ты рядом». Чтобы эта ясная мысль обросла мясом и плотью, нужен весь фильм с его взлетами и провалами, наркотиками и просветлением, Индией и Россией, которая только в титрах и появляется, но незримо присутствует в каждом кадре. И тогда каждый сможет для себя ответить, что есть Родина лично для него и с какой буквы писать это неудобное слово.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня