
Война, революция — эти явления практически всегда сопровождаются интересом к культуре. Сейчас в Донбассе создаётся совершенно новый пласт, охватывающий все жанры, и суть этого явления критикам и историкам ещё только предстоит оценить. После обретения независимости республиками Новороссии, возникшие на обломках старых структур Союзы писателей ДНР и ЛНР работают над художественным осознанием происходящего, и это касается не только войны, но и в целом — некой новой, творящейся здесь и сейчас реальности.
Донбасс стал центром притяжения для людей творчества и из России. Проходят концерты, презентации книг, творческие вечера. В частности, с 18 по 21 декабря 2015 года в Донецкой народной республике прошли презентации поэтического сборника члена Союза писателей РФ Натальи Макеевой «Векторный лотос». Книга была свёрстана и отпечатана в Донецке при поддержке Изборского клуба Новороссии и СП ДНР. На заднюю обложку новинки вынесено мнение о творчестве Макеевой писателя, главного редактора портала «Свободная пресса» Сергея Шаргунова.
Мероприятия прошли в трёх городах ДНР — Харцызске, Донецке и Горловке. Донецкую презентацию посетил лидер общественного движения «Донецкая республика», депутат Народного Совета ДНР Андрей Пургин. «Я очень уважаю этого человека. Наталья — очень многогранная личность. Это как раз доказывает то, что человек талантлив и талантлив во всём. Я рад, что она решилась раскрыть себя с этой стороны. Снимаю перед ней шляпу, она очень большая умница и молодец!», — заявил он в интервью военкору, главному редактору газеты «Голос Народа — Голос Республики» Геннадию Дубовому.
Культурные процессы в Новороссии идут, безусловно, не без проблем. Об этом с Андреем Пургиным пообщался журналист Дмитрий Павленко.
«СП»: — Что происходит в области культуры сейчас в Новороссии?
— Культурой у нас в основном занимается государство, которое сейчас очень сильно политизировано и фактически является однопартийным. Оно слишком системно. А художник, в широком смысле слова, — это человек в принципе не системный. Когда его впихивают в рамки, всё выглядит так, будто у нас всю культуру организовывают дальтоники. Системные художники-дальтоники организовывают выставки.
Это же чушь какая-то… Должно сложиться культурное сообщество. Культурой всё же должны заниматься профессионалы, а не «внутренняя политика». А у нас любое культурное мероприятие очень часто воспринимается населением как заведомо политическое. Многих это раздражает, поскольку попахивает поздним КПСС, «регионалами»
Сейчас деятели культуры — фактически статисты. Не они являются заказчиками, не они говорят государству: «Помогите нам провести выставку, концерт, ещё что-то…». Они получают по почте уведомление — «придите, посидите, мы разработали мероприятие, а вы поприсутствуйте и осветите всё это дело». Телега поставлена впереди лошади. С моей точки зрения, такие мероприятия народу не очень-то и нравятся, потому что организованы не теми, не так и как-то нечестно выглядят.
Конечно, есть и бомонд, какой бы он узкий ни был. Донецк всё-таки не такой столичный город, здесь рабочих больше, а культурная прослойка не такая уж большая. Но даже к этой прослойке не особо прислушиваются… Необходимо отдать ей инициативу. Это будет намного лучше! Каждым делом должны заниматься люди, которые в этом деле разбираются. Я, например, технолог, я очень мало понимаю в этих культурных мероприятиях. Для меня это вообще дикий лес какой-то, и если меня заставить их делать, я, скорее всего, откажусь, и это будет честно.
«СП»: — Вы были на презентации книги Макеевой. Как вам кажется, такого рода мероприятия нужны Донецку?
— В Донецке голод в плане таких мероприятий, честных, искренних и свободных. Когда нет какого-то чёткого плана — пришли, отсидели, выслушали, взяли и ушли. Это опять спор системщика и внесистемщика. Система у нас занимается внесистемными делами, в то время, как гуманитарные, культурные мероприятия они с рождения свободны. Я не знаю ни одного серьёзного культурного явления, рождённого в клетке, жёстко регламентированного и планированного. И когда всё свободно и спокойно — когда вопросы не написаны заранее и алгоритм заранее мероприятия не прописан, то оно проходит на «ура». Люди соскучились именно по этому.
Для Донецка это очень важно. Я понял после всех бомбёжек и остального, почему в Ленинграде в блокаду проходили концерты и культурные мероприятия, работали музеи