Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Не загоняйте художника в рамки

Андрей Пургин о культурных процессах в Донецке

1608

Война, революция — эти явления практически всегда сопровождаются интересом к культуре. Сейчас в Донбассе создаётся совершенно новый пласт, охватывающий все жанры, и суть этого явления критикам и историкам ещё только предстоит оценить. После обретения независимости республиками Новороссии, возникшие на обломках старых структур Союзы писателей ДНР и ЛНР работают над художественным осознанием происходящего, и это касается не только войны, но и в целом — некой новой, творящейся здесь и сейчас реальности.

Донбасс стал центром притяжения для людей творчества и из России. Проходят концерты, презентации книг, творческие вечера. В частности, с 18 по 21 декабря 2015 года в Донецкой народной республике прошли презентации поэтического сборника члена Союза писателей РФ Натальи Макеевой «Векторный лотос». Книга была свёрстана и отпечатана в Донецке при поддержке Изборского клуба Новороссии и СП ДНР. На заднюю обложку новинки вынесено мнение о творчестве Макеевой писателя, главного редактора портала «Свободная пресса» Сергея Шаргунова.

Мероприятия прошли в трёх городах ДНР — Харцызске, Донецке и Горловке. Донецкую презентацию посетил лидер общественного движения «Донецкая республика», депутат Народного Совета ДНР Андрей Пургин. «Я очень уважаю этого человека. Наталья — очень многогранная личность. Это как раз доказывает то, что человек талантлив и талантлив во всём. Я рад, что она решилась раскрыть себя с этой стороны. Снимаю перед ней шляпу, она очень большая умница и молодец!», — заявил он в интервью военкору, главному редактору газеты «Голос Народа — Голос Республики» Геннадию Дубовому.

Культурные процессы в Новороссии идут, безусловно, не без проблем. Об этом с Андреем Пургиным пообщался журналист Дмитрий Павленко.

«СП»: — Что происходит в области культуры сейчас в Новороссии?

— Культурой у нас в основном занимается государство, которое сейчас очень сильно политизировано и фактически является однопартийным. Оно слишком системно. А художник, в широком смысле слова, — это человек в принципе не системный. Когда его впихивают в рамки, всё выглядит так, будто у нас всю культуру организовывают дальтоники. Системные художники-дальтоники организовывают выставки.

Это же чушь какая-то… Должно сложиться культурное сообщество. Культурой всё же должны заниматься профессионалы, а не «внутренняя политика». А у нас любое культурное мероприятие очень часто воспринимается населением как заведомо политическое. Многих это раздражает, поскольку попахивает поздним КПСС, «регионалами» и т. д. Поэтому важно, чтобы культурные мероприятия организовывали люди, имеющие отношение, собственно, к культуре. Когда за дело берутся функционеры, мы в итоге получаем картины дальтоников.

Сейчас деятели культуры — фактически статисты. Не они являются заказчиками, не они говорят государству: «Помогите нам провести выставку, концерт, ещё что-то…». Они получают по почте уведомление — «придите, посидите, мы разработали мероприятие, а вы поприсутствуйте и осветите всё это дело». Телега поставлена впереди лошади. С моей точки зрения, такие мероприятия народу не очень-то и нравятся, потому что организованы не теми, не так и как-то нечестно выглядят.

Конечно, есть и бомонд, какой бы он узкий ни был. Донецк всё-таки не такой столичный город, здесь рабочих больше, а культурная прослойка не такая уж большая. Но даже к этой прослойке не особо прислушиваются… Необходимо отдать ей инициативу. Это будет намного лучше! Каждым делом должны заниматься люди, которые в этом деле разбираются. Я, например, технолог, я очень мало понимаю в этих культурных мероприятиях. Для меня это вообще дикий лес какой-то, и если меня заставить их делать, я, скорее всего, откажусь, и это будет честно.

«СП»: — Вы были на презентации книги Макеевой. Как вам кажется, такого рода мероприятия нужны Донецку?

— В Донецке голод в плане таких мероприятий, честных, искренних и свободных. Когда нет какого-то чёткого плана — пришли, отсидели, выслушали, взяли и ушли. Это опять спор системщика и внесистемщика. Система у нас занимается внесистемными делами, в то время, как гуманитарные, культурные мероприятия они с рождения свободны. Я не знаю ни одного серьёзного культурного явления, рождённого в клетке, жёстко регламентированного и планированного. И когда всё свободно и спокойно — когда вопросы не написаны заранее и алгоритм заранее мероприятия не прописан, то оно проходит на «ура». Люди соскучились именно по этому.

Для Донецка это очень важно. Я понял после всех бомбёжек и остального, почему в Ленинграде в блокаду проходили концерты и культурные мероприятия, работали музеи и т. д. То есть, с одной стороны, ситуация не располагает. Но с другой — человек находится постоянно в ситуации гнёта. Прилетит — не прилетит, война — не война, наступают — не наступают. Люди испытывают огромное давление на психику. И эти разгрузки, всплески, отдушины как раз в Донбассе будут намного искреннее и важнее. Те, кто приедут сюда, ощутят очень благодарного слушателя. Это людям здесь действительно нужно. Это не призыв пойти потусоваться в культурной тусовке. Наши люди хотят найти отдушину, которая им позволит немножко отвлечься от происходящего.

Последние новости
Цитаты
Константин Блохин

Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН

Тимофей Борисов

Политологу, германист

Александр Калинин (ФЗП)

Генеральный директор Национального фонда защиты потребителей

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня