Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
25 февраля 2016 17:26

Необычный взгляд на «Баядеру»

Знаменитое произведение Имре Кальмана возвращается на сцену «Московской оперетты»

879

Поклонники и знатоки оперетты, наверное, знают продолжение этих строк: «О, Баядера, светлый радостный сон…"Речь идет о знаменитой оперетте Имре Кальмана, которая вернулась на сцену «Московской оперетты» через 93 года. И снова театр ставит классику, и снова гениальный Кальман. Но… Вот с этого места, как говорится, поподробнее. Сначала немного истории.

В Москве «Баядера» шла уже с 1923 года, ровно через два года после её триумфального звучания в венском «Карлтеатре». А на сцене Московского театра оперетты она была поставлена в 1928 году. За эти годы где только не ставили знаменитую музыкальную историю про любовь индийского принца и французской актрисы! Под какими только переведенными названиями и на каких только языках она ни звучала! То «Баядера», то «Баядерка», и балет с таким же названием создан. Менялись имена героев и героинь, трансформировались образы в зависимости от эпохи и страны, за столько лет от первоначальной версии «Баядеры» Кальмана практически ни в одной стране ничего не осталось. Хотя нет, главное всё же осталось. В общем, с возвращением на московскую сцену, господин Кальман и его «Баядера».

Начинается постановка танцующим Шивой (Александр Бабенко). Полумрак на сцене и оживший индийский бог Шива, самый влиятельный и почитаемый в Индии. Однако индийских мотивов в новой постановке практически нет. Разве что декорации, несколько костюмов, да некоторые имена героев. Смотрю на танцующего Шиву, зал замер, ведь ждут вокала или хотя бы чего-то явно опереточного. Ловлю себя на мысли, что она далека от Индии, как и вся московская постановка «Баядеры». Знаете, кого я вспомнил во время танца Шивы? Великого танцора Махмуда Эсамбаева. Вот кто обожал индийские и другие восточные танцы, вижу похожие движения рук, уникальную гибкость и сказочно красивые костюмы.

Кстати, о костюмах. «Московская оперетта» в последнее время просто поражает зрителей роскошными костюмами. Что ни постановка, то игра красок и национальных мотивов. Представляю, как приятно актрисам хоть на сцене походить в прекрасных нарядах разных эпох. Возможно, в некоторых одеждах не всегда комфортно танцевать. Может, и петь нелегко. Но такова специфика жанра. Петь надо, как в опере, и в любом костюме. Танцевать — не хуже Эсамбаева. Но еще и говорить, мыслить, ощущать, любить, ненавидеть, заставляя зрителя радоваться и сопереживать, как в драматическом театре.

Вот и «Баядера» — не исключение, а весьма необычный авторский взгляд на классику автора русского текста Евгения Муравьева и режиссера Инары Гулиевой. Уж ей-то, знаменитой советской артистке оперетты, не знать, как по-новому должно звучать известное музыкальное произведение Имре Кальмана. А если к этому буйству красок добавить блестящую сценографию и хореографию, хор, интересные находки балетмейстера, порой весьма актуальные реплики героев — вот тогда и ощутим на одном сценическом пространстве и Францию, и Индию, и даже есть намеки на современность.

Если кто подзабыл сюжет, коротко напомню. Индийский принц и композитор (баритон Леонид Бахталин, хотя Кальман в этой партии предполагал лирический тенор) приезжает в Париж посмотреть, успешно ли идет его произведение на сцене. В главной роли «звезда» парижской сцены Одетта Даримонд (ведущая солистка оперетты Елена Зайцева), они не знакомы. Случайное или не очень знакомство, искра, из нее пламя, желание хотя бы в шутку обвенчаться, богатый соперник, любовный треугольник и даже обрученная индийская невеста Лакшми (Ольга Белохвостова), пышный яркий бал, шуточная свадьба, роли почти сыграны…

Пора вешать костюмы на вешалку. Здесь вспоминаются слова героини другой знаменитой оперетты Кальмана: «В сердце всем не хватит места, ждет тебя твоя невеста, к ней иди скорей, друг мой». Но наш друг — принц Раджами — к индийской невесте не спешит. Его сердце покорила Одетта. Но по закону невеста другая. Расставание, закрытие театра, воспоминания… Но чудо, как практически во всех опереттах Кальмана, случается ближе к финалу. Меценат и поклонник Одетты Луи Филипп (народный артист России Александр Маркелов со своим коронным восхитительным исполнением и танцем) выкупает театр, всё возрождается, любящие сердца соединяются.

Казалось бы, такой незатейливый сюжет вполне можно превратить в такую же веселенькую незатейливую оперетку. Это если идти по стандартному пути. Но Инара Гулиева не из этой породы артистов-режиссеров. В «Баядеру» стремительным танцем врывается знаменитый «Шимми». Прекрасно помню, как в 80-е годы сама Гулиева пела и зажигательно танцевала эту сцену с разными партнерами. Вот и в новой «Баядере» зрителям напомнили о том, что «Шимми — это самый модный танец, к нам его завез американец, а придумал сумасшедший, говорят».

Охотно верю. Особенно когда вижу великолепную троицу, танцующую шимми: Маркелов, Борисенко, Николаева. И другие не отставали. Было там еще танцевальное трио, совсем не индийское. И вообще с танцами, песнями, музыкой в «Баядере» всё в порядке. Даже слоны на сцене были. К счастью, не настоящие. Слонята, я бы сказал. Сидя на них, трогательно объяснялись в любви Раджами (Бахталин) и Одетта (Зайцева).

Ну и небольшая, десертная ложечка дёгтя. Куда же без неё.

Случайно услышала от сидящих рядом, что некоторые сцены получились немного затянутыми, за которыми теряется драматургия и сюжет. Индийский принц Раджами своим видом был похож, скорее, на лондонского денди или бюргера, хотя в чалме там кто-то бегал. Есть и спорная сцена с веревкой на шее, которую вместе с разными сортами мыла выбирал себе разорившийся директор парижского театра. Не волнуйтесь, всё обошлось. Но осадочек, как говорится, остался. Таков замысел режиссера. Мёда в московской «Баядере» было все же больше. Режиссер переживает, артисты не меньше, стараются все, а потому и возможно всё. Премьера все-таки, очень авторская, современная, рассчитанная на сегодняшнего зрителя, угодить которому весьма непросто. А надо ли угождать? Пусть каждый даже в давней оперетте увидит что-то своё, услышит какие-то особые ноты, и еще раз ощутит новое дыхание великого Кальмана.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня