Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
3 апреля 2016 17:55

Счастье неведомой свободы

Игорь Фунт о 35-летнем юбилее питерского рок-клуба

1755

…Никто не ведал тогда, кто гений, а кто нет. Или кого им в конце концов назначат.

Но приступим.

Тридцать с лишним лет прошло с тех пор, когда мы со товарищи шумною толпой усиленно искали, — светлыми невскими ночами, — где бы подешевле охристосоваться-разговеться за чужой счёт. Да ещё подкормиться заодно.

Одно из таких достопримечательных мест в Питере — квартира легендарного Коли Васина, дай бог здоровья и долгих лет жизни. Ведь ему, кто английский «выучил только за то, что им разговаривал Леннон», уже за семьдесят.

Мы были в полном смысле юнцами с нашими 20 — 25-тью. Пели дикие песни «Странных игр», невероятно популярных. Слушали исключительно западную музыку. Прикасаясь к нетленному, вечному. Трудно доставаемому из-под недоступного прилавка.

Молодая (и довольно смелая) американская певица и продюсер Джоанна Стингрей, безусловно, провернула в середине 80-х огромное, огромнейшее дело со своей (и за собственный счёт) двойной пластинкой «Красная волна». Пытаясь вытащить русский рок из коммунистической преисподней.

Пытаясь вытянуть «наверх», к берегам Гудзона Цоя, БГ, «Алису», всех! — кто хотел и мог. Кто жаждал славы и независимости. Кто не желал прозябать и вываливаться согбенным из кинотеатров, театральных залов, выхваченным-взятым под руки андроповскими «смотрящими» — за несуществующие прогулы в нерабочее время. Была тогда, в эпоху «охоты на ведьм», такая статья — «прогулы».

…Они старались жить свободно. Ведь Россию 80-х сделать свободной казалось нереально. Казалось всего лишь. Наряду с нехилой прослойкой «субкультов» типа Митьков, диссидентов, самиздата и, как ни странно, разномастных спи́кулей, — валютчиков и барыг, — советские рокеры толкали этот неповоротливый пелевинский навозный шар, прогнивший, коррупционный и неэффективный — в рыночный капитализм.

…Обернувшийся ещё большей иллюзией, чем СССР. Никто пока того не знал.

Они играли песни. И в них, — по-западному, с западной начинкой, но с русской идеей, — пели о новой прекрасной жизни. Но я не о том.

Был такой ритуал.

Брели гурьбой — после занятий, учёбы, репетиции в рок-клубе или подвале-студии.

Лично я шёл после удачно-перманентно-неудачной спекулятивно-«биржевой» деятельности по продаже страшно дефицитных примочек, барабанов, пайстовских тарелок — «железа»; синтезаторов, да и «по-простому», чессговоря, — валютки. На приснопамятном пятачке у Гостиного.

Будучи накоротке дружен с некоторыми музыкантами «Странных игр», «Секрета» и др. (вовсю гремевших в 80-х!), — я незатейливо вливался в их компашку.

К тому же, в кармане приятно хрустели бабки и неизменно имелась «пачка сигарет». Что горячо приветствовалось. Кстати добавлю, «Секреты» уже тогда ходили в «Ролексах». Но… ролексы-ролексами. А «наличман» есть «наличман».

Движение, ход весёлой шебутной братвы, в принципе, отработаны. Перво-наперво — Майк Науменко. Ежели нету — к БГ. Нету — к Заблудовскому. Нету — …и т.д. У них, питерских, это могло длиться бесконечно.

Мне же, — провинциальному заезжему вятскому лоху, — повезло побывать не очень уж чтоб во многих местах.

К примеру, так и с нереализованной, но подающей одно время надежды группой «Свинья» мы самозабвенно горланили-выпивали — наперевес с гитарами — на лавках во дворе. Недалеко от метро «Автово». Им ужасно приглянулись мои громкие незамысловатые песни-кричалки. Хотели даже взять меня в состав. Но я, к несчастью, улетел по «популярной» в творческой среде валютной статье — прямиком в Кресты.

Там же, в ресторане «Невский» напротив выхода из «Автово», познакомился с будущим флейтистом-саксофонистом из ДДТ Михаилом Черновым. Относительно немолодой (за сорокет), он поначалу совмещал несколько работ — ведь кабак давал действенный реальный доход. Затем же и вовсе ушёл к Шевчуку на постоянку.

Выпускник консерватории, — сессионный участник знаменитых джаз-оркестров Лундстрема, Голощёкина, Ванштейна, — Михаил, «дядя Миша», как его звали друзья-музыканты, записывался с доброй половиной рок-клубовских команд: «Зоопарк», «Мифы», «Аквариум».

Вообще по качеству материала кабаки, конечно, сильно отличались от доморощенных групп. Кабацкие лабухи профессионально сдирали отечественный и зарубежный репертуар — точь-в-точь. Имея сверхкачественную аппаратуру. Притом, что стабильно находились в прибыли, «карасе» и неустанном «теневом» поиске, — что позволяло регулярно обновлять техническую базу «фирмо́й» — фирменной забугорной электроникой. В отличие от рокеров, громко звенящих… старыми шестиструнками и стальными прибамбасами-побрякушками на фельдиперсовых косухах. Кое-кто, как вы знаете, за перепродажу этой злополучной «фирмы́» долгие годы провёл потом на нарах.

Когда забитые до отказа рестораны рубили пьяное бабло на «крышах дома», «мимино» и «всё могло бы быть совсем не так», — рокеры и иже с ними расползались по своим любимым винным «притонам» и хатам. Кто куда. Выбор был, впрочем, небольшой. От «Пушкаря» до «Сайгона». От «Жигулей» - до «Очков» на Грибоедова.

Однажды после насыщенно-непонятных пивных приключений мы с одним приятелем (в будущем известнейшим рок-музыкантом) очутились в вытрезвителе. Где на удивление нормально и спокойно провели ночь.

Наутро нам выдали конфискованную с вечера нераспечатанную «бомбу» — 0.7 портвейна. Которую мы тут же совместно и непременно кончили — по-философски из горла́ да с устатку. Не успев толком выйти за ментовско́й порог.

0.7 тёплого тягучего портвейна… возле общественной бани на Марата. Сказка, да и только!

…В итоге дома оказывался, как обычно, Коля Васин. Постарше нас, он был крайне начитан, чрезвычайно информирован о нынешней джаз-панк-рок-хард движухе, культуре. Поэтому пользовался огромным авторитетом у кичливого неспокойного народца. Дверь его квартиры никогда не закрывалась.

Но поскольку именно я был почему-то при деньгах, — то и бегал всё время «гениям» за водкой.

Хотя непреложным гением, по правде говоря, остаётся для меня историограф, коллекционер и писатель Николай Иванович Васин. Питерская легенда. Музыкальный провидец. Строитель фантастического храма Джона Леннона. Битл в натуре — или в натуре битл. Не суть.

Выпив «норму», точнее, сверх неё, Колины гости становились полновластными правителями его полногабаритного, сталинского, зата́ренного под завязку раритетом дома-музея. А посмотреть там было чего…

Леннон, Леннон, Леннон… Битлз. Роллинги. Безбрежные развалы пластинок, книг, рисунков. Безумное количество всего: и музыки в первую очередь.

Мягко потрескивал очередной винил, шипели-шуршали плёнки-бобины, звучала живая гитара под пристукивание ног, хлопанье рук. Под единое бит-дыхание, наполненное единственной целью — сделать, изобразить, слабать-забабахать что-то новое, свежее. Обязательно в разрез с общепринятым.

Редкую «эксклюзивную» фотку Пола Маккартни, подаренную Колей в пылу фантасмагорического угара, я, разумеется, куда-то выгодно задвинул. Не помню.

Помню другое: атмосферу настоящего человеческого братства. Феерически разливающегося от тех людей, друзей. Знакомых-незнакомых. Сочувствующих демагогов, попутчиков-юмористов, художников, поэтов, музыкантов, Коли Васина, Джоан, Цоя, Гриши Соллогуба, нескончаемого рок-н-ролла. (Цой постоянно ругал неуёмных коллег, мол, нельзя же так безбожно пить! «Так не получится стать звездой, суперстаром», — говорил он.)

Ведь никто не ведал тогда, кто гений, а кто нет. Или кого им в конце концов назначат. И рок-клуб, сам по себе, был только верхушкой айсберга, пристально окучиваемого неутомимой сапой с Литейного. Многие команды в рок-клубовских акциях и концертах не участвовали или попросту не допущены туда по указу надзорных ведомств.

Но то, что сам клуб как движение, организация нового, иного, нетрадиционного пространства жизни сыграл огромную роль в отдельно взятых человеческих судьбах — неоспоримо.

Гребенщиков, например, не особо нравился как композитор, исполнитель. По моему мнению, он более философ, чем музыкант. Это не умаляет того, что трепетно-жаркие задушевные беседы и пересуды не обходились без обсуждений Башлачёва, Майка, ДДТ, «Игр», «Поп-Механики», «Пикника», «АукцЫона», БГ, вопреки всему оставшегося-таки на вершине славы и почитания; мн. др. Их было много, очень. Подзабыл названия бригад, естественно.

Помню другое.

Это неведомое «другое» — не что иное, как безмерное ожидание счастья долгожданной свободы. Которую привнёс в беспросветную тоску унылого совкового бытия ленинградский рок-клуб. Пусть и под гэбэшным призором. Равно его российские собратья-близнецы: Волга, Вятка, Урал, Севера́, Дальний Восток.

Везде, от края до края, — от Украины до Сахалина, — мощно гремели фуззами гитары и рвал динамиками перепонки надсаженный голос нетерпеливой и ненасытной до свежих веяний молодёжи: «Перемен! Мы ждём перемен!»

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня