Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Культура
19 октября 2009 13:24

«В углах лицейских переходов, являться муза стала мне…»

Знаменитому Музею-лицею 19 октября исполняется ровно 60 лет

259

19 октября — лицейский день. В этот день Музею-лицею Александра Пушкина, открытому в Царском Селе в 1949 году, исполняется 60 лет. Прокомментировать это событие корреспондент «Свободной Прессы» попросил Элеонору Лебедеву, научного сотрудник Всероссийского музея А.С. Пушкина.

«СП»: — Элеонора Сергеевна, вы работаете в музее Пушкина более 40 лет, кому, как не вам рассказать о пушкинском Лицее?

— В Лицее, где учился будущий великий русский поэт, я впервые побывала еще школьницей, потом ходила туда студенткой пушкинского семинара, начинающей учительницей… Музей поначалу был скромный, фрагментарный и зажатый. Нельзя было вообразить ту свободу и красоту ампирных интерьеров, которая открылась всем в 1974 году после реставрации всего здания лицейского флигеля. Поистине оживали пушкинские образы: «В те дни во мгле дубравных сводов, близ вод, сиявших в тишине, в углах лицейских переходов, являться муза стала мне».

Полвека назад — странно вспомнить — я привела сюда пятерых восьмиклассников и подготовила с ними экскурсию, а потом они провели ее своему классу. Это был мой первый экскурсионно-методический опыт, весьма скромный.

«СП»: — Что особенного происходило в музее за минувшие 60 лет?

— В 60−70-х годах Пушкину повезло: среди многих старательных и опытных сотрудников в музея трудились два гения экспозиционного искусства. Да не обидятся на меня другие, которые есть, и иные, которых нет, и те, которые далече. Я имею ввиду отмеченных харизмой Семена Ланду и Марию Руденскую, которых можно назвать основателями музея, с головой погрузившихся в конкретную повседневность пушкинского детства, в лицейский быт, в ускользающую реальность далекого прошлого. Впрочем, время было беспощадно к этим людям.

«СП»: — Что вы имеете ввиду?

— Муж Марии Руденской стал узником ГУЛАГа. Его когда-то командировали в Германию на стажировку как талантливого киноактера и режиссера. Там он, в частности, играл в немецком фильме роль Распутина. Эта стажировка дорого обошлась. По доносу он был арестован как шпион: доносчику понравилась его жилплощадь. Сюжет эпохи! Мария Петровна с дочерью Светланой чувствовала себя придавленной судьбой долгие годы, и, несомненно, творчество, преданность труду были для нее, а позже и для Светланы способом противостоять чудовищной несправедливости, унижениям и нищете.

И все же Марии Петровне удалось невероятное — в разрозненных лоскутных свидетельствах, фрагментах и осколках давно ушедшей эпохи увидеть целостно образ Лицея! Многое делалось интуитивно, как будто неосознанно…

«СП»: — Разве это не присуще подлинному творчеству?

— В этом было что-то и от фанатизма. Помню, как она «доставала» два шерстяных одеялах для… воспитанников-лицеистов, то есть, для того, чтобы накрыть ими музейные кровати… Сотрудники посмеивались: «Мальчики могут замерзнуть?».

Между тем, в этом время замерзала ее любимая дочь Светлана, чье здоровье было принесено в жертву Лицею. Светлана целыми вечерами ждала свою мать из архива, лежа у керосинки в нетопленной комнате…

«СП»: — Видимо, в ту пору для Руденской существовали только лицеисты?

— Почему? И к первому директору Лицея, современнику Пушкина — Василию Федоровичу Малиновскому — Мария Петровна относилась, как к живому человеку, близкому другу, своему современнику. И так же — к другу поэта Ивану Пущину. Его «записки о Пушкине» — богатейший фактический материал, который ею вполне был учтен при создании Музея лицея. Она даже предлагала начинать экскурсию с четвертого этажа — с показа спального коридора, куда гувернер привел воспитанника Ивана Пущина, чтобы показать ему его комнату. Мы возражали, и она сдалась, согласившись, что Пущин здесь все же — второй голос, а первый — Пушкин. «Вы помните, когда возник лицей, и царь открыл для нас чертог царицын». «Чертог царицин» — этот образ явлен в интерьерах третьего этажа, и ярче всего в большом зале. С тех пор маршрут экскурсии, конечно, не менялся.

«СП»: — Жаль, что в самом Петербурге эти выдающиеся музейщики — Руденская и Ланду несправедливо забыты…

— Если бы Светлана Руденская не написала и не издала целую библиотеку книг о Лицее, то имя Марии Петровны Руденской, как создателя музея, осталось бы неведомо публике, ведь тогда было не принято персонифицировать авторство. Светлана совершила свой дочерний подвиг. Она сама с отроческих лет была погружена в тему, избранную матерью, но главным героем для нее был, конечно, Пушкин. О нем она размышляла, отыскивала родственное ей отношение к нему. У каждого, как известно, свой Пушкин. Однажды она спросила: «Как ты думаешь, почему Николай Гумилев отправился в Африку?» Мой ответ ее обрадовал: «Исполнил мечту Пушкина — «под небом Африки моей вздыхать о сумрачной России».

«СП»: — Как сложилась дальнейшая судьба Марии и Светланы Руденских?

— Мать и дочь, одаренные многими талантами, природные красавицы прошли через все испытания советской эпохи. После реабилитации мужа, Мария Петровна вступила в партию, но не для карьеры, куда уж там! Просто думала доказать свою лояльность и сохраниться на службе, а, может, и для того, чтобы определить свою дочь Светлану на работу в музей. Увы, партийный билет не помог достигнуть ни первой цели, ни второй. Позже, в 90-е годы Светлана намеревалась эмигрировать в Германию, где жил ее двоюродный брат. Тетка Светланы была известным немецким философом. Готовясь уехать в Германию, она продала свою квартиру, полученную после реабилитации отца, но нарвалась на мошенников, в результате, потеряла и квартиру, и деньги. Это резко сократило срок ее жизни…

«СП»: — Дочь и отец погибли из-за одной и той же квартиры? Какое страшное совпадение…

— Было время, я удивлялась совпадениям в жизни сотрудников музея с пушкинскими датами и персонажами: кто-то родился, как Пушкин — 6 июня, кто-то в один день с Натальей Николаевной. Была у нас музейная служительница по фамилии Малиновская, электрик Томашевский и т. д. Был даже рабочий, которого звали Александр Сергеевич Пушкин, и который постоянно ездил по хозяйственным надобностям на лошади, запряженной в телегу, между лицеем и Александровским дворцом. В 1949 году во дворце располагался огромный музей, посвященный жизни и творчеству великого поэта, вскоре выселенный оттуда. Одновременно исчез и рабочий. Вся такого рода символика увенчалась для Светланы Руденской вот каким образом: когда стали открываться архивы КГБ, в ответ на ее запрос сообщили, что ее отец был расстрелян 19 октября 1938 года — в этот день, спустя 11 лет, откроется музей. Мария Петровна Руденская тогда еще и не думала о нем, а музей уже был запрограммирован в ее судьбе.

Царское Село — Петербург

Последние новости
Цитаты
Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня