События Смутного времени или Смута (1598 — 1613) вошли в историю России как трагическое и вместе с тем героическое время. Политический и экономический кризис в стране, сопровождавшийся вторжением иноземных захватчиков и природными катаклизмами (ранние заморозки в течение нескольких лет и последующий голод), поставил под угрозу существование самой российской государственности. Социальные конфликты (восстание под предводительством Ивана Болотникова), недовольство практически всех сословий своим положением, политика самозванцев (Лжедмитрия I и Лжедмитрия II) привели к гражданской войне в стране.
Лишь в ноябре 1612 года Второе ополчение под предводительством посадского человека из Нижнего Новгорода, земского старосты Козьмы Минина и известного военачальника князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от поляков. В марте 1613 года на Земском соборе в Успенском соборе Московского Кремля представители различных земель и сословий Русского государства избрали на царство Михаила Романова, положив начало новой династии.
История Смуты в течение многих лет и даже веков горячо обсуждались в русском обществе. Потомков волновали причины этих страшных событий и желание вынести уроки из них. Тема «кто виноват» присутствовала в русской публицистике XVII века и в трудах выдающихся историков последующих времен. Герои Смутного времени, прежде всего, Минин и Пожарский, а также крестьянин Иван Сусанин, отдавший «жизнь за царя», присутствовали в литературе, музыке, изобразительном искусстве.
Существует немало живописных произведений, посвященных Смутному времени. Тем интереснее выставка, открывшаяся в Третьяковской галерее, где представлен малоизвестный триптих художника Михаила Скотти «1612−1613». Спустя столетие после создания эти произведения впервые собраны воедино. Здесь представлены полотна «Минин и Пожарский» (1850, Нижегородский государственный художественный музей), «Подвиг Ивана Сусанина» (1851, недавнее приобретение Государственной Третьяковской галереи) и «Архимандрит Дионисий Зобниновский вручает патриотическую грамоту воину» (1851, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник).
Автор триптиха Михаил Иванович Скотти (1814−1861) родился в Петербурге, в семье итальянского декоратора, приглашенного в Россию во времена Екатерины Великой. В 1835 году он окончил Императорскую Академию художеств и был удостоен звания «свободного художника». С 1838 по 1844 год совершенствовал мастерство в Италии. Оказавшись на родине предков, художник целиком отдавался работе над так называемым «итальянским жанром». В конце 1845 года М. Скотти был «возведен в звание академика по исторической и акварельной живописи». С 1849 по 1855 год он преподавал в Московском училище живописи и ваяния. В 1855 году был удостоен звания профессора. Последние годы жизни в связи с тяжелой болезнью художник провел за границей. М.И. Скотти скончался в Париже и похоронен на кладбище Монмартра.
Получив заслуженное признание в академической среде, М. Скотти искал новые темы и сюжеты, достойные зрелого мастера. 28 декабря 1850 года художник писал конференц-секретарю академии художеств В. И. Григоровичу, что заканчивает работу над историческими картинами — «одна - Минин увлекает Пожарского на место битвы, другая — смерть Сусанина».
В центре внимания живописца оказались героические личности, возглавшившие борьбу русского народа с интервентами в начале XVII века. Главные персонажи центрального произведения Кузьма Минин (? — 1616) и князь Дмитрий Пожарский (1578 -1642). Впервые в отечественной истории потомок Рюрика и земской староста, отбросив сословные предрассудки, стали рука об руку и, возглавив Второе ополчение, изгнали из столицы польских интервентов. Самым известным персонажем триптиха был и остается крестьянин села Домнино Иван Сусанин (?-1613). Спасая родоначальника династии Романовых Михаила Федоровича, он завел отряд поляков в дремучий лес и погиб мученической смертью. Герой третьего полотна — архимандрит Троицкого монастыря Дионисий Зобниновский (ок. 1570−1633) прославился как пламенный вдохновитель народного сопротивления. Он сочинял «грамоты поучительные», которые «писцы борзые и доброумные» переписывали, а затем «во все города их посылал». При освобождении Москвы именно Дионисий совершил молебен на Лобном месте Красной площади перед вступившим в столицу русским войском.
В отделе графики Третьяковской галереи сохранились блестящие по исполнению рисунки, которые раскрывают подготовительную работу художника. Они впервые демонстрируются широкой публике.
Триптих работы М. Скотти — не иллюстрация учебника истории, а художественное воплощение происходивших событий. Мастер, выбирав небольшого размера холсты, сосредотачивает свое внимание на лицах персонажей. У Скотти доминирует голос солиста, а не «хоровое пение», которое будет звучать позднее в работах художников-передвижников. В исторических картинах 1850-х годов кисти М. Скотти мы находим ряд романтических черт — эмоциональную насыщенность сюжета, патетическую трактовку чувств, душевное смятение героев.
В наше время триптих кисти М.И. Скотти обрел новое звучание. Как писал великий историк Н.М.Карамзин, подобные произведения «обновляют в нашей памяти славную эпоху русской истории… возвышают дух народа».
Нельзя не отметить труд инициатора создания этой выставки и ее куратора, доктора искусствоведения, заведующей отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Третьяковской галереи, Людмилы Алексеевны Маркиной.