18+
вторник, 26 сентября
Культура / Музыка

Дмитрий Колдун: «Бойкот Евровидения — унизительная позиция»

Решение о том, ехать ли в Киев, должны принимать сами артисты

  
21054
Дмитрий Колдун: «Бойкот Евровидения – унизительная позиция»
Фото: Zuma/TASS

По мере приближения музыкального конкурса «Евровидение» в обществе все сильнее разгорается дискуссия о том, нужно ли России в этом году отправлять своего участника в Киев или лучше игнорировать мероприятие, которое уже почти не скрывает политический окрас. Депутат Государственной Думы Виталий Милонов призвал главу Первого канала Константина Эрнста бойкотировать конкурс из-за «вопиющей антироссийской русофобской политики», проводимой Киевом. Ряд деятелей отечественного шоу-бизнеса, в том числе Иосиф Кобзон, Олег Газманов, Иосиф Пригожин также высказались против участия в «Евровидении».

Пока что Россия от конкурса не отказалась, но кто именно представит ее в Киеве, не известно — отбор в этом году проводится закрытый. Похоже, что далеко не все артисты согласны ехать сейчас на Украину. Так, певец Александр Панайотов 6 марта опроверг слухи о том, что именно будет представлять нашу страну на «Евровидении». Он также не уверен, что проведение конкурса в Киеве, а не на нейтральной площадке, с учетом политической ситуации, было правильным решением.

«Свободная пресса» пообщалась с известным певцом и композитором Дмитрием Колдуном, который представлял Белоруссию на «Евровидении» в 2007 году и поговорила о том, нужно ли российским артистам рисковать и отправляться в Киев, а также о том, почему в последние годы не получается отделить музыку и искусство в целом от политики.

«СП»: — Дмитрий, как бы вы оценили уровень «Евровидения» в целом, стоит он той шумихи, что возникла вокруг него в последнее время?

— Конкурс действительно хороший, массовый, имеет большую аудиторию. Собственно, поэтому туда и стремятся многие исполнители. Кто-то, чтобы заявить о себе в первый раз, кто-то для того, чтобы напомнить о себе. Как уж дальше складывается судьба этих артистов — это уже их собственное дело. Но три месяца до и три месяца после об этих исполнителях говорят. Не только зрители и слушатели, но и букмекеры, пресса. Всем интересна их политическая, в том числе, позиция относительно обстановки в Европе.

Читайте также

Это всегда не только музыкальный, но и отчасти политический фестиваль. По-моему, даже на брошюре Европейского вещательного союза написано, что конкурс «Евровидение» — это музыкальный конкурс, где каждый может заявить, в том числе о своих социальных, политических предпочтениях. Не знаю, осталась ли там такая надпись сейчас, но на одном из недавних буклетов я ее видел. Поэтому популярность конкурса понятна. Ну а внутри Содружества независимых государств — это такой «Славянский базар», только на всю Европу.

«СП»: — Складывается впечатление, что у нас к конкурсу относятся гораздо серьезней, чем в Европе. Это видно даже по исполнителям — у нас часто отправляют звезд, а западных исполнителей и вспомнить трудно. Кроме, скажем, бородатой женщины…

— Бородатая женщина, несмотря на прекрасные вокальные данные, моему пониманию музыки и культуры наших стран не слишком соответствует. А на «Евровидении», думаю, сказывается территориальная и культурная близость некоторых стран. Таких как, например, страны Восточной Европы и Балканы, где это конкурс достаточно популярен.

Что касается Западной Европы, то у них культура всегда была своя, и она во многом опережала в своем развитии то, что происходило у нас здесь, даже в отношении музыки. Раньше появлялись какие-то музыкальные стили, инструменты, обработки, всевозможные эффекты. Поэтому для них «Евровидение», скорее, уже какой-то архаизм. Те, кто постарше, наверное, следят за ним. Молодёжь «заточена» уже под другое.

«СП»: — Европейский вещательный союз утверждает, что конкурс вне политики. Но мы видим, что это не так, взять хотя бы прошлогоднюю историю с Сергеем Лазаревым и Джамалой, которая победила с откровенно политической песней. Насколько это правильно — использовать подобные мероприятия, как политическую площадку?

— Это нужно спрашивать непосредственно у организаторов конкурса, у тех людей, которые регламентируют эти правила. Это то же самое, как когда исполнитель приходит на радиостанцию и говорит: «Почему вы не берете мою песню?». Мол, у меня же есть хорошая песня, а вы ее не взяли. Но дело в том, что там свой монастырь и нельзя судить, правильно ли, что вашу песню не взяли на радио или нет. Все зависит от концепции. Если концепция такова, что есть продвижение определенной идеи, дискриминация одних и возвышение других, значит, в этом и есть идея, а не случайность.

«СП»: - Раз уж есть такая идея, стоит ли в этом году российским артистам участвовать в конкурсе?

—  Мне кажется бойкот — это достаточно унизительная позиция. Я не помню, как это было, когда на Московскую Олимпиаду никто не приехал, но могу себе представить. Я ставлю себя на место спортсмена, у которого забрали возможность как-то себя проявить. А «Евровидение» — это, по сути, такая же Олимпиада, одна из немногих площадок, на которых музыканты могут себя проявить на Европу. Понятно, что почти никогда из этого ничего глобального не получалось, за исключением группы ABBA в 70-х. Но, тем не менее, лишать возможности людей выступать, мне кажется, не правильно.

Певец Дмитрий Колдун во время выступления на вечеринке в "Евродоме" (Фото: ТАСС)

Пусть отказываются те, кто не хочет ехать. Если тебя заставляют, так и скажи: «Я не хочу. Я не поеду». Но если кто-то хочет поехать туда и выступить, несмотря на всю подоплеку, на опасения по поводу безопасности и прочее, пусть едет. Почему нет?

«СП»: — Артист, который все же решит поехать в Киев, тоже должен сделать какое-то политическое заявление в песне, или лучше остаться подчеркнуто нейтральным?

— Все зависит от собственной позиции артиста. Если он привык позиционировать себя как патриот, пусть выскажет эту позицию. Если он настроен оппозиционно против кого-то и это для него приемлемо, пожалуйста, пусть об этом говорит. Это очень сложный вопрос. Мне кажется, что, прежде всего, артист сам должен верить в то, что он делает, а не действовать под указку. Все зависит от концепции выступления и самого исполнителя, его жизни, его корней, его отношения к нашим общим предкам.

«СП»: — Вы видели конкурс «Евровидение» изнутри, какие у вас остались впечатления, вы чувствовали какое-то давление?

— Впечатления у меня остались самые хорошие. Хотя в тот год, когда я представлял Беларусь на этом конкурсе, тоже были определённые сложности. У букмекеров я был на достаточно высоких позициях, входил в тройку. И когда действительно существовала реальная возможность выиграть этот конкурс, на некоторых телевизионных каналах (например, в Нидерландах) комментаторы позволяли себе говорить: «Отличная песня, хорошее выступление, но вы подумайте, там же в стране диктатура, захотите ли вы туда поехать, если вдруг он выиграет?» Этим они достаточно серьезно подпортили мой результат и опустили меня на шестое место. Хотя это тоже достаточно неплохо (после дисквалификации исполнителя из Болгарии Дмитрий Колдун поднялся на пятое место, — прим. ред.)

Читайте также

«СП»: — С тех пор, как вы выступали, на «Евровидении» еще и изменилась система подсчета голосов, теперь за результат наполовину отвечает профессиональное жюри. Можно не полагаться только на комментаторов, чтобы получить необходимый результат…

— Такая система подсчета голосов лишает зрителей всего. Предположим, у нас есть несколько участников. Первый из них получает двенадцать баллов, последний — один. Если жюри отдаст тому, кто получил один балл от зрителей свои двенадцать, то вероятность, что худший, по мнению людей, станет первым, очень высока. Конечно, это очень сложно и вряд ли такое будет случаться часто, но лобби определенно присутствует. Такая система наверняка была сделана не случайно, чтобы не пускать все на самотек. Конкурс крупный, вложения и инвестиции большие, в том числе политические. Это бизнес.

«СП»: — То есть все это уже даже не прикрыто?

— Ну, а что у нас где прикрыто? По-моему, нигде ничего не прикрыто уже последние лет пять.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня