Первый канал ТВ продолжает показ многосерийного фильма «Школа». Уже первые его серии вызвали неоднозначную реакцию зрителей, на которую единого определения даже не подберешь. Например, КПРФ выступило с резкой критикой, потребовав запретить показ ленты на госканале, да еще в прайм-тайм. Похожие реплики раздавались и из правительства Москвы. Но позже, по ряду сведений, Департамент образования столицы дал добро на съемки продолжения. Информация до сих пор не опровергнута, поэтому будем ее расценивать, как факт.
См. фоторепортаж «На съемочной площадке скандальной «Школы»
Налицо и другой факт: молодой режиссер Валерия Гай Германика своей «Школой» всколыхнула зрительскую аудиторию. О сериале спорят, на его счет ругаются, возмущаются — оппоненты практически дерутся.
Мы связались с отцом Валерии Гай Германики — известным московским журналистом Игорем Дудинским и попросили его ответить на наши вопросы. Разговор начался с неожиданного вопроса самого Игоря.
— А может, Лера своей «Школой» захотела, простите за тавтологию, показать школу, мастер-класс? Как и о чем говорить со зрителями на темы школьной жизни, просвещения? Я не помню после выхода на экраны фильма Ростоцкого «Доживем до понедельника» ни одной мало-мальски значимой ленты о школе, учениках, учителях. Но, простите, с тех пор прошло 40 лет. Выросло иное, почти не поротое поколение, с иным мировоззрением, ощущением себя в этом, про существу, гнусном времени. Естественно, изменился и язык кинематографа — зеркала этого самого времени. Режиссер чутко уловила все это.
«СП»: — Словом, вы ставите вровень эти ленты. Как всякий отец вы не кажетесь самому себе необъективным?
— Боже упаси! Я объективен, потому и считаю «Школу» шедевром, поскольку всей съемочной команде удалось найти киноязык, адекватный нашему времени. С первых кадров стало ясно — фильм произвел эффект взорвавшейся бомбы. А раз так, то результат достигнут! Мне кажется, что Валерия изменила ситуацию на телевидении, где столько мыло-снимания! А она показала, как надо снимать, и снимать — успешно. Поэтому как человек, много повидавший на своем веку, знаю, что у нее сейчас появится много подражателей и — завистников. Поэтому, пусть и хулу, и похвалу приемлет равнодушно…
Что касается моих отцовских чувств, то вы затронули больные струны. Я — биологический отец Валерии. Ей был год, когда мы расстались с ее мамой, моей женой. Потом так складывались отношения — по моей вине, что мы перестали и вовсе общаться. Я никакого отношения к становлению дочери, выбору ее профессии не имел и не имею. И уж тем более никакого отношения к ее успехам… Но мир тесен: сейчас мы живем по соседству на одной улице, порой встречаемся, общаемся.
«СП»: — Скажите, а чем вы объясните, что «Школу» показывают в прайм-тайм, да еще дважды в день?
— Понимаете, пазл сложился. Да, я чувствую, что работа такого стилистического жизнеописания школы, наверняка обидная для некоторых педагогов, заказная, согласована «наверху». Но «добро» было получено и одно сошлось с другим: я имею в виду Год учителя и появление такого беспощадно реалистичного рассказа о школьной жизни. Как сложится послепоказная творческая биография создателей ленты? Надеюсь на новые работы — мастерские. Согласитесь, счастье — это когда тебя понимают. Вот такого счастья хочется пожелать всей съемочной группе «Школы».
Татьяна Рыбина, директор той самой школы: Меня задолбали!!!
Мы обратились с просьбой прокомментировать ситуацию к директору московской школы N 945, где сейчас идут съемки сериала — Татьяне Викторовне Рыбиной. Но вместо комментариев г-жа директор мгновенно перешла на крик:
— Моя школа — это павильон для снимания фильма. Вопросы ко мне — какие?!
«СП»: — Вы заявляли, что дети и вы против съемок…
— Все, ко мне вопросы — какие?! Я — павильон! Вот меня задолбали, умучили уже четыре дня!!! Скрытыми камерами, уже не знаю, чего… В другие школы зайдите, спросите: там как учителя, как дети, как директора… Я-то причем?.. Вы все прямо налетели на меня!
«СП»: — Я не налетел, я просто спрашиваю…
— Я никаких комментариев не даю. У меня — рабочий процесс. У меня совещания, у меня уроки, у меня воспитательная работа. Спасибо. До свидания.
Заявление педагогической общественности
В адрес «Свободной прессы» поступило официальное обращение. Цитируем выдержки из него.
…То, что сериал — полное вранье, это мало кого удивляет, поскольку редкий современный сериал не отличается качеством. И не в этом дело. Важнее другое: что хотели сказать авторы, для чего они показали школу так, как они ее показали? Если для того, что бы затеять дискуссию и сделать школу лучше, то первое у них вышло, со вторым вряд ли. Но нам видится, что никакой особой цели у авторов не было — просто надо было денег заработать на рейтингах. Однако просто так попользовать «жареную темку» не получилось — уж больно тема оказалась тонкой и важной для нас всех.
Мы, участники учительского портала ЗАВУЧ.ИНФО по поводу нашумевшего сериала, со своей стороны, можем сказать следующее.
1. Мы категорически опровергаем изложенную в сериале картину происходящего в отечественной школе. Такой «Школы» в России вы не найдете. На самом деле, на наше счастье, нет оснований говорить о массовости показанных авторами явлений: деградировавший молодежи и безответственных родителей и учителей. Это заказной «художественный» вымысел, не соответствующий действительности.
2. Мы считаем сериал «Школа» — не для детей, поскольку является инструкцией по маргинальному поведению в школе. Именно поэтому показ сериала, организованный в удобное для детей время, возмутителен. Возможность бесконтрольно посмотреть этот фильм ребенку нарушает БАЗОВЫЕ правила педагогической науки: до определенного возраста детям нельзя показывать подобные кинофильмы в широком прокате, когда ребенок имеет к ним свободный доступ, не контролируемый родителями — это опасно для психики ребенка и процесса социализации. Но сериал «Школа» здесь не единственная проблема и надо говорить, разумеется, вообще о программной политике телевидения в России.
3. Проблемы, поднимаемые сериалом обсуждать, безусловно, надо. Но это следует делать ПРОФЕССИОНАЛЬНО и нельзя использовать их как основу для зарабатывания денег — это просто неэтично. Теледеятели и бизнесмены забыли слова «совесть» и «мораль». Это для нас не новость, вопрос только в том, до коли государственный телеканал будет позволять себе такое? Мы считаем, что эфирная политика, подчеркиваем — ГОСУДАРСТВЕННЫХ телекомпаний должна соответствовать государственным задачам и быть подконтрольна обществу.
4. Со своей стороны, мы готовы вступить в диалог по поднимаемым в сериале проблемам и готовы дать профессиональную оценку и предложения по выходу из них. В качестве первого шага к такому диалогу мы приглашаем за круглый стол дискуссии авторов фильма, представителей Министерства массовых коммуникаций и связи, Министерства образования и науки, представителей родительского сообщества. Мы предлагаем провести этот круглый стол в Москве, 19-го января, о чем официально сообщим указанным организациям.
В заключение хотелось бы сказать: нам, безусловно неприятно было получить от Первого канала «подарок» в виде сериала «Школа» к началу «Года Учителя». Мы, честно отдающие душу и силы своему любимому делу и детям, хотели бы получать от общества более взвешенные оценки нашего труда и благожелательное отношение.
Валерия Гай Германика родилась 1 марта 1984 в Москве — российский кинорежиссёр. По ее же собственной версии, была названа бабушкой в честь жены римского диктатора Луция Корнелия Суллы. Окончила Школу кино и телевидения «Интерньюс», преподаватель — Марина Разбежкина. С 19 лет снимает кино. Второй фильм Гай Германики, «Девочки», попал в программу фестиваля «Кинотавр» и выиграл там приз за лучшую короткометражную ленту, а также был показан в рамках «Дня России» на 59-м Каннском кинофестивале. Следующая картина, «День рождения инфанты», вошла в основной конкурс «Кинотавра»; фильм «Все умрут, а я останусь» был показан на 61-м Каннском кинофестивале в конкурсе «Золотая камера» и был удостоен специального приза жюри этого конкурса. В 2009 году совместно с Трэш-Шапито Кач и Петром Листерманом записала композицию «Я люблю, а все только еб… тся», вошедшую в альбом «Дорого» проекта «Кач & Li$terman». Критики обвиняют Валерию в излишней «Звездности».
"Школа" — молодёжный телесериал. Премьера состоялась на Первом канале 11 января 2010 года. Снят в псевдодокументальном стиле. В ролях 14−16 летних школьников снимались студенты и выпускники актёрских факультетов ВУЗов (ВГИК, ВТУ им. Щепкина и других). В частности, Валентина Лукащук, исполняющая роль 15-летней Анны Носовой, родилась в 1988 году и в 2009 году закончила ВГИК; Наталья Терешкова, исполняющая роль Ирины Шишковой, в 2007 году закончила Ярославский государственный театральный институт.
Сюжет:
9-А был образцовым классом до тех пор, пока их классным руководителем был Носов Анатолий Германович — сильный и опытный учитель, признанный в 2009 году Учителем года. После его внезапной болезни, 9-А остается без крепкой руки. Рушится миф об образцовом классе, трещит по швам дисциплина. Внучка Носова, Аня Носова, оказывается едва ли не самым трудным подростком школы. А новый ученик Илья Епифанов провоцирует ситуации, в которых ученики проявляют себя с неожиданных сторон, ставя с ног на голову привычное представление о них как одноклассников, так и учителей. Никто из педагогов не хочет браться за класс, который стал самым трудным…