В Лос-Анджелесе в кинотеатре Кодак завершилась 82-я ежегодная церемония награждения премии «Оскар». Американская киноакадемия назвала тех, кто, по мнению ее членов, внес в ушедшем году наибольший вклад в развитие кинематографа. Вели церемонию актеры Алек Болдуин и Стив Мартин.
В этом году основное соревнование за количество статуэток развернулось между двумя «большими фильмами», выпущенных бывшими супругами — Джеймсом Кэмероном и Кэтрин Бигелоу. Эти картины — «Аватар» и «Повелитель бури» — выставлялись сразу по 9 номинациям. Несколько оставая, угрожали лидерам Тарантиновские «Бесславные ублюдки». По итогам церемонии награды распределились следующим образом:
Из 10 номинантов, среди которых были «Аватар», «Район 9», «Повелитель бури» и «Бесславные ублюдки», киноакадемики объявили лучшим фильмом года «Повелитель бури» режиссера Кэтрин Бигелоу.
На лучшую режиссерскую работу претендовали Кэтрин Бигелоу с «Повелителем бури», Квентин Тарантино с «Бесславными ублюдками», Ли Дэниэлс с фильмом «Тужься», Джеймс Кэмерон с «Аватаром» и Джеймс Райтман, снявший «Мне бы в небо». Академики решили, что и за режиссуру «Оскар» должен достаться Кэтрин Бигелоу. «Я посвящаю эту награду тем женщинам и мужчинам, военным, которые ежедневно рискуют жизнью в Ираке, Афганистане и по всему миру» — объявила она со сцены.
Статуэтку за лучшую мужскую роль забрал Джефф Бриджес («Безумное сердце»), обойдя конкурентов Джорджа Клуни («Мне бы в небо»), Джереми Реннера («Повелитель бури»), Коллина Ферта («Одинокий мужчина») и Моргана Фримена («Непокоренный»).
Женскую роль первого плана, по мнению киноакадемиков, лучше всех сыграла Сандра Буллок, исполнив роль в «Невидимой стороне». Поднявшись на сцену, она разрыдалась — она играет с 1988 года, но это ее первый «Оскар». Выиграв, она оставила без золотых статуэток Кэри Ханну Маллиган — («Воспитание чувств»), Хелен Миррен («Последняя станция»), Габури Сидибе — («Тужься»), и Мэрил Стрип («Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту»).
Лучшим актером второго плана признали Кристофа Вальца, сыгравшего штандартенфюрера СС Ганса Ланду в «Бесславных ублюдках». «Кажется, вы охотились на евреев — пошутил Алек Болдуин за несколько минут до вручения — так вот же они!», и показал руками на зал. Киноакадемия шутить не стала, и — Кристоф Вальц первым получил свою статуэтку. «Оскара» за исполнение женской роли второго плана увезла с собой актриса Моник, исполнившая роль сестры главной героини в фильме «Тужься».
В категории «анимационные полнометражные фильмы» соревновались «Вверх» (также номинировался на «лучший фильм года»), «Бесподобный мистер Фокс», «Коралина в Стране Кошмаров», «Принцесса и лягушка» и «Тайна Келлс». Здесь победителем предсказуемо стал «Вверх» режиссеров Пита Доктера и Боба Питерсона.
На номинацию «Лучшего фильма на иностранном языке» претендовали фильмы из Перу, Израиля, Франции, Аргентины, и совместная австрийско-немецкая картина «Белая лента». Российскую работу «Палата № 6» режиссера Карена Шахназарова киноакадемики даже не включили в шорт-лист. А «Оскар» в итоге достался аргентинскому фильму «Секрет в их глазах» режиссера Хуана Хосе Кампанеллы.
Накануне церемонии «СП» задала вопросы Генеральному директору киноконцерна «Мосфильм» Карену Шахназарову.
— СП: — Карен Георгиевич, ваш фильм в этом году был отобран от России на премию «Оскар», но к сожалению а номинацию не попал. Расскажите, как и кто отбирает ленты от России — возможные претенденты на «Оскар»? Какова кухня этого отбора?
— Если комитеты различных международных фестивали обычно сами отбирают конкурсные кинофильмы, то с «Оскаром» несколько иначе. Американская киноакадемия, по сложившейся традиции, предлагает каждой стране самой прислать ленту, которая будет претендовать на получение «Оскара» в категории «Лучший зарубежный фильм». — Но — не от частного лица, а от какой-то организации: государственной или общественно-кинематографической. У нас этим занимается «Оскаровский комитет» на базе Союза кинематографистов России, куда входят виднейшие мастера киноискусства различных профессий. Я то же вхожу в этот комитет. Собирается он когда-где, иногда в Союзе кинематографистов, иногда на Мосфильме. Отбор фильмов происходит путем тайного голосования. Есть такой немаловажный нюанс: режиссер, сценарист, картина которых включена в список претендентов, не только не имеют право голосовать, но и даже присутствовать на таком собрании. В этом году я на собрании не присутствовал.
— СП: — Каковы критерии отбора лент?
— Можно говорить о каких-то тенденциях. Например, чтобы лента была во вкусе Голливуда, понравилась бы членам Оскаровской киноакадемии. Я всегда был против такой системы отбора. И в этом смысле мой фильм «Палата № 6», который в этом году представлял российское кино на «Оскаре», как раз не следовал названной тенденции.
— СП: — Наверное, фильм «Стиляги» больше отвечал бы вкусам американцев?
— Да, думаю за него они бы проголосовали с большим энтузиазмом.
— СП: — Вы будете смотреть церемонию награждения премии «Оскар»? Вообще эта премия для вас имеет значение, она для вас событийна?
— В моем понимании «Оскар» больше значим для американского кино. Мне он интересен, только с этой точки зрения, что, конечно, американское кино — мощнейшее сегодня в мире и в принципе интересно, чему там отдается предпочтение. А вот для них — для них «Оскар» имеет большое значение, потому что непосредственно влияет и на прокат, и на сборы картины. Но несмотря на это — премия в «Оскаре» достаточно формальна, и даже то, что академия не сама отбирает ленты — показательно. В «Оскаре» много всего намешано и политика, и их внутренняя кухня, много всего…
— СП: — Фильмы, которые получают эту премию «Оскар» — они на ваш взгляд действительно самые-самые в году?
— Для меня есть только один критерий — время, то есть долголетие фильма, когда картина сохраняет свое эмоциональное воздействие на протяжении не одного десятилетия. Разве мало на нашей памяти лент, отмеченных всевозможными престижными наградами, ушли и их никто не помнит. И наоборот, не отмеченные никакими призами, остаются, они до сих пор востребованы и любимы зрителями. Понимаете, кино — это не литература, оно быстро умирает. У меня нет иллюзий. Вообще в моем понимании, кино — это не в полной степени искусство. Искусство — индивидуально: это живопись, музыка, там где есть — авторство. Кино — часть индустрии, где ты связан с огромным количеством людей, зависишь от техники и от других вещей тебе не подвластных. Так что я здраво смотрю на дело, которым занимаюсь.
— СП: — Если бы вы голосовали, кому бы дали премию «Оскар» — — Кэмерону или Бигелоу?
— В прессе этот своеобразный поединок назвали одной из главных интриг 82-й церемонии вручения «Оскаров». Для меня же весь смысл — в качестве сделанной работы, в профессионализме авторов. «Аватар» Джеймса Кэмерона называют техническим чудом, я этот фильм посмотрел, а «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу — нет. Если верить статистике, у «Аватара» сбор в 132 раза больше, чем у Бигелоу с «Повелителем бури». Но «Аватар» отстает от «Повелителя бури» по количеству золотых медалей. И продюсеры, и режиссеры, и сценаристы отдали предпочтение картине Бигелоу. Еще ни разу фильм, получивший премии всех этих гильдий, не проигрывал битву за «Оскара». Не исключаю, что академия найдет возможность отметить обе ленты: премию за лучшую режиссерскую работу получит Бигелоу, а премию за лучший фильм — Кэмерон. Тем более, что для них имеет большое значение коммерческий успех, Голливуд не может без этого, хотя бывает, что они и дают направление своему авторскому кино. Я был в Лос-Анджелесе, наблюдал за процессом, это колоссальная работа, бизнес, происходят такие хитросплетения!
Немного истории:
Интерес к кино в Америке развивался параллельно заселению страны потенциальными зрителями. Например, в 1907 году только из Европы в Америку приехало 1 285 000 человек, что дало новый сильный толчок развитию кинематографа. Кроме того, именно эмигранты стали основателями крупнейших киностудий страны: Адольф Цукор (Венгрия), начинавший свою карьеру в качестве подмастерья у меховщика, основал «Paramount»; Карл Лемль (Германия) — торговал одеждой, основал «Universal», братья Уорнер (Польша) — рекламировали велосипеды, основали «Wamer Brosers», Луис Б. Майер (Россия, Минск) — промышлял перепродажей металлолома, основал — «Metro-Goldwin-Mayer».
С этого момента история Голливуда начала строиться совершенно по-другому. Быстро возникли здесь банки, рестораны, клубы и прочие организации, требуемые быстро развивающейся киноиндустрии. Голливуд стал изменяться, в нем начали происходить столкновения старых и новых жителей, территория стала разделяться на жилье для подсобных работников и актеров. Очень быстро практически все дома в центральной части были заменены на коммерческие здания, требуемые для кинематографа. Архитектурные стили зданий диктовался популярными в то время канонами, с использованием декоративных элементов и некоторой игривостью в стиле.
Первое время никакой системы звезд в американском кино не было — имена актеров и актрис, появлявшихся на экране, нигде не упоминались. Даже самые популярные исполнители скрывались под псевдонимами типа «Маленькая Мэри», «Девушка Витаграфа»
Победители и номинанты — премии «Оскар» российского происхождения:
Дмитрий Тёмкин: 18 номинаций на «Оскар», в том числе — четыре победные (1953, 1954 и 1959 годы). Первым лауреатом двух премий «Оскар» (1929 год — за лучшую режиссуру и 1930 год — за лучшую картину) был режиссёр российского происхождения Льюис Майлстоун.
На первой же церемонии вручения награды за лучшую роль второго плана (1936 г.) среди номинантов были сразу два актёра российского происхождения: Мария Успенская и Миша Ауэр. Два года спустя на «Оскар» за лучшую женскую роль претендовала Милица Корьюс, которая до 1927 года жила в СССР. Российские корни были у многих номинантов и лауреатов премии, в том числе и у Питера Устинова, выигравшего премию за лучшую мужскую роль второго плана в 1960 и 1964 гг., а в 1945 г. на эту премию претендовал сам Михаил Чехов. Юл Бриннер, выигравший «Оскар» за лучшую мужскую роль в 1956 г., был родом из Владивостока, а настоящая фамилия обладательницы приза за лучшую женскую роль 2006 года Хелен Миррен — Миронова. В том же году обладателем приза за лучшую мужскую роль второго плана, наконец, стал получавший уже до этого две номинации Алан Аркин, чья мать родилась в Одессе. Несмотря на это, по сей день единственным бесспорно русским лауреатом премии в актёрской номинации является Лиля Кедрова (1964 год, фильм «Грек Зорба»).
Российские фильмы обладатели премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»:
Номинанты на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»:
Прочие номинации распределились следующим образом: