В Кремлевском Дворце, 17 апреля, состоится премьера второй части «Утомленных солнцем». Специально под это событие Дворец оснастили цифровым оборудованием, и он стал самым большим в Европе кинозалом. Скорее всего, к премьере не успеет один из самых важных зрителей — Дмитрий Медведев, поскольку находится с официальным визитом в Бразилии. Но несмотря на отсутствие президента, посмотреть фильм, скорее всего, подтянутся другие высокопоставленные пересоны. Продолжение оскароносной эпопеи рассказывает о судьбе чудесным образом выживших главных героев первой части фильма. Действие картины происходит в годы Великой Отечественной войны. Первый показ состоится в Государственном Кремлевском дворце. Однако режиссер фильма Никита Михалков уже провел предпремьерный показ для узкого круга приглашенных.
Фильм показывали в кинотеатре «Октябрь», на закрытый показ пригласили Константина Эрнста, Геннадия Хазанова, Владислава Суркова, Татьяну Миткову и др. Присутствовал и сам «виновник торжества» — Никита Михалков, встречавший гостей перед входом в кинозал. Растекаться «мыслью по древу» перед началом фильма Никита Сергеевич не стал: только попросил отключить звук у мобильных телефонов и заметил, что рассказывать о фильме смысла нет. «Все остальное бессмысленно говорить, потому что если вы не увидите на экране то, что мы хотели сказать, никакие слова не помогут», — сказал он.
Над новыми «Утомленными» Михалков работал 8 лет. Фильм разбит на две части - «Предстояние» уйдет в прокат 22 апреля, а «Цитадель» планируется показывать в кинотеатрах в ноябре этого года.
Это будет самая ожидаемая и громкая российская премьера года. Количество зрителей может даже побить рекорд «Аватара», т.к. его пойдут смотреть все возрастные группы, у кого хватит денег на билет или вообще если в городке и селе есть кинотеатр, как класс. Даже там, где нет современных помещений под кинозал, люди готовятся к встрече с картиной Михалкова, как могут:
Еще одна интересная деталь. По слухам, Михалков покажет «Утомленных» на Красной Площади в дни празднования Победы для всех желающих — бесплатно. Никто кроме него не может себе позволить такого широкого жеста. Обычно российские фильмы борются за каждую копейку в прокате, что совершенно не нужно Михалкову, перед ним стоит другая более патриотичная и важная задача, которую у нас в стане не меряют деньгами.
Для тех, у кого нет ни денег, ни Красной Площади, ни кинотеатра в доступе, сделают телеверсию. Значит, «Утомленных» без преувеличения посмотрит вся стана. Надеемся, просмотр будет удачным.
Фильм, еще не успев выйти, стал обрастать скандалами. Пользователи «Живого журнала» нарисовали несколько сотен так называемых «фотожаб», видоизменив официальный постер фильма.
Михалкова изображали в нацистской каске, с посторонними предметами во рту, его лицо заменяли фотографиями других актеров в похожих ракурсах. В ответ режиссер пригрозил подать на обидчиков в суд. Но о судебных исках к пользователям интернета не сообщалось.
Накануне премьеры в сети появились фотографии автомобиля, как там пишут, принадлежащего Михалкову — джипа с мигалкой Range Rover, гос. номер а375мр97. Фотограф запечатлел эту машину у подъезда Союза кинематографистов. Автомобиль выруливает с улицы Красина наперерез потоку на противоположную сторону Садового кольца.
Сам процесс съемок фильма тоже шел не слишком гладко. Корреспондент «СП» был в нижегородском селе Павлово, когда Никита Михалков снимал там эпизоды своего фильма. Павлово режиссером было выбрано не случайно — в этой местности у Никиты Михалкова, а также его друга актера Олега Меньшикова, недалеко от реки Оки построены усадьбы. Местные старообрядцы, населяющие Павлово, уже несколько лет возмущаются такими соседями.
По словам сельчан, «люди из Москвы и сам Михалков гоняют по окрестностям на огромных внедорожниках „Хаммер“, кутят и морально пытают павловцев». «Во время съемок фильма они (творческая группа — „СП“), купались в Оке голышом и издавали нечеловеческие звуки по ночам, не хочется даже думать, что там был свальный грех. У нас в Павлово такого попрания морали отродясь не было. Как дальше жить с такими соседями — даже не знаем», — рассказывала местная жительница Любовь Елизарова.
В подмосковном Одинцове «Утомленные солнцем» снимали сцены в полевом госпитале. Киношники оставили после себя свалку: сколоченные из бревнышек лавки и столы, кипы брезента, «окровавленную» бутафорскую марлю и — целые горы упаковочного мусора от продуктов, которые потребляли в лесу актеры, актрисы, операторы и прочие осветители.
Местные жители возмущаются: «Мы думали, скоро приедут и уберут. Но вот уже вторая неделя пошла — нет никого, валяется мусор. Будь его поменьше, мы бы сами вытащили из леса — что ж, не понимаем, искусство же. Но не под силу, мы пожилые люди, а мусора очень много».
Официальный бюджет фильма объявлен — 55 млн долларов. То есть, чтобы окупиться, фильм должен собрать в прокате ровно вдвое больше — 110 млн долларов, так как половину дохода забирают себе кинотеатры. Таким образом, «Утомленные солнцем» должны догнать «Аватар» — тот собрал в российском прокате 111 млн.
Как сообщают источники «СП», на самом деле бюджет много больше — весомую часть расходов взяли на себя государственные ведомства. Режиссеру удалось сэкономить на массовке и на техническом персонале — простые работы выполняли обычные солдаты-срочники. Они же участвовали в большинстве батальных сцен. По слухам, Никита Михалков часто обращался за помощью к членам правительства — например, напрямую при всей съемочной группе звонил министру МЧС Сергею Шойгу, чтобы при нем отчитать пожарных, не сумевших потушить некстати загоревшиеся декорации.
Один из участников съемочного процесса на условиях анонимности рассказал «СП», как создавались «Утомленные солнцем-2».
"СП": — Вы говорили о том, что Минобороны и МЧС участвовали в съемках фильма, в чем именно заключалась их помощь?
— Первое — это то, что обычно предоставляет Министерство обороны, то есть военная техника, которой там было задействовано немало в силу того, что там батальные сцены огромные. Ее было нереальное количество, и ее использование, я так полагаю, не особо оплачивалось. Технику предоставляло и Министерство обороны, и Мосфильм, у которого есть свои ретро-базы.
Второе — были солдаты, которые давались в распоряжение администраторам, такая бесплатная рабочая сила, где-то в соотношении по 5−10 солдат на администратора. Они занимались всей этой бесчисленной работой, которая там была — ломали и строили декорации, перетаскивали оборудование с места на место, тоскали всякие тяжести.