Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

«Цой был аполитичен»: Почему «Перемены» стали гимном протеста в странах СНГ

«СП» пообщалась с Игорем «Панкером» Гудковым, который знал лидера группы «КИНО», о Викторе Цое и его главном хите

16055

Ровно 30 лет назад не стало Виктора Цоя. 15 августа лидер группы «КИНО» разбился в аварии под Ригой — по официальной версии, он уснул за рулем своего «Москвича» и выехал на встречную полосу, где столкнулся с «Икарусом».

Мы решили также вспомнить Виктора Цоя, обратив внимание на то, как со временем политизируется творчество музыканта, а его песня «Перемен» становится главным гимном бунтовщиков в странах СНГ.

Об этой песне мы поговорили с другом Виктора Цоя с Игорем «Панкером» Гудковым, музыкальным продюсером, за плечами которого работа с группой «Кукрыниксы» и участие в организации фестиваля «КИНОпробы», который проходил в городе Окуловка Новгородской области в 2017—2018 годах.

На страницах новгородского издания «Ваши новости» сохранился фоторепортаж с фестиваля.

«СП»: — Как вы познакомились с Виктором Цоем?

— Познакомились-то мы, когда, естественно, были молодыми. Просто жили в одном районе — Московском. Я туда переехал с Гражданки. Родители получили квартиру новую, и, конечно, у меня был дефицит общения после своей уличной истории на Гражданке, где остались все мои друзья. Через весь город ездить было невозможно, и я быстро нашел себе знакомых здесь. У нас была своя компания вокруг Андрея Панова по кличке Свин (Свинья) — первого панка Советского Союза, с которым мы организовали группу «Автоматические удовлетворители». Когда к нам пришёл Цой, у нас уже была устоявшаяся компания, но он в ней прижился. Хочу сказать, что тогда общество было совершенно толерантно. И слова такого не было «толерантность». Я Цоя всегда воспринимал как абсолютно русского, вообще никогда не воспринимал его как корейца. Это нас не волновало. Наше общество не делилось на евреев, русских. У нас была своя компания, Цою было у нас легко. Наверно, первый раз он почувствовал себя в своей тарелке именно в нашей среде. Была тусовка, мы не были музыкантами. А Цой тогда уже играл в группе «Палата № 6» на бас-гитаре, это был 1979 год.

«СП»: — В интервью Юрию Дудю Михаил Козырев сказал, что доживи Цой до наших времён, он ни в какую политику не полез бы, а был бы отшельником по примеру Петра Мамонова. Что вы думаете по этому поводу?

— Мне сложно сказать, где бы сейчас был Цой с точки зрения политической ситуации. Мы в те времена были аполитичными ребятами. Взрослея, люди начинают по-другому относится к каким-то вещам. Бывает в молодом возрасте люди и газет не читают, новостями не интересуются, а потом вдруг резко политизируются. По поводу Цоя могу сказать, что он был неплохим человеком и вряд ли принимал бы какую-то плохую сторону.

Читайте также
Куда уедет мальчик Коля? Владислав Шурыгин о санкциях в отношении Лукашенко и их политических последствиях

«СП»: — В перестроечную и предперестроечную эпоху Цой как-то высказывал свою позицию?

— В момент, когда группа «КИНО» уже сложилась, мы с Виктором уже меньше общались. Группа тогда активно гастролировала. Перестройка позволила всем музыкантам гастролировать и писать альбомы — то, что невозможно было делать при Советском Союзе и многие музыканты того времени перестройку поддерживали. С политической точки зрения для нас мало, что менялось. Но тогда вдруг разрешили концерты, разрешили записывать альбомы и это музыканты приветствовали, конечно.

«СП»: — Сейчас песню «Перемен» включают на любой протестной движухе: Россия, Украина, вот теперь Белоруссия. Но ведь она писалась не про то…

— Иногда песнями протеста становятся песни, которые не писались как какие-то протестные песни. Но песня «Перемены» имеет маршевый ритм, она боевая. Вот, если взять песню We Will Rock You (композиция группы Queen — авт.) она стала гимном всех спортивных соревнований, но её ведь не писали, как спортивный гимн. Конечно, сейчас песня «Перемен» ассоциируется с протестом, там и слова такие. Её можно подставить под любое деяние. Например, она спокойно может звучать на каком-нибудь гей-параде — «Мы ждём перемен», нельзя же говорить, что она имеет отношение к ЛГБТ-сообществу.

«СП»: — У Цоя есть другие песни протеста…

— Да, например, это песня — «Я объявляю свой дом безъядерной зоной». Это антивоенная песня с чётким посылом. А «Перемен»… Мне лично эта песня нравится меньше, чем остальные песни Цоя. А по поводу Белоруссии — там получилось странно, у них же есть группа «Ляпис Трубецкой», вот у этих ребят есть социальные песни, почему там их песни не поют непонятно, ведь они должны быть ближе белорусам.

Также о «протестной» песне приведём слова лидера группы «Виктор» Асхата Кулбаева:

Читайте также
Белорусский пожар: Впереди новая Смута? Андрей Рудалёв о том, как формируются реакции на белорусские события

— Песни Цоя на 100% не связаны с политикой. Так его песни интерпретируют «неправильные политологи». С их подачи Цой невольно стал чуть ли не лидером оппозиции. Негодяи, которые под песни «Группа крови» и «Перемен» вывели народ на Болотную площадь в 2011 году, хотели просто на этом фоне развалить страну. У нас в 2013 году был концерт в Киеве, прямо в день начала «Евромайдана». Но к самим тем событиям мы отношения не имели, просто выступали в тот день. И вот после концерта приходят ко мне несколько лидеров украинской оппозиции, депутатов и говорят: «Нам очень понравился концерт, хотим, чтобы завтра вы пришли на Майдан и выступили. За ценой мы не постоим». А мы не знали вообще, о чём речь! И я ответил, давайте мы переспим с этой мыслью и утром дадим ответ. В итоге мы решили, что не стоит нам в это впутываться. Тем более, песни Цоя далеко не о политике. Он жаждал перемен в сердцах людей, а не в каком-либо государстве.

Для справки, по информации «Известий»:

Игорь «Панкер» Гудков в 1982 году в качестве звукорежиссера записал магнитоальбом Майка Науменко LV, позже — дебютный альбом Константина Кинчева «Нервная ночь». Записывал и продюсировал группы «Секрет», «Король и Шут», «Кукрыниксы» и др. Автор самого глобального проекта-трибьюта (альбом и концерт в «Олимпийском») группе «Кино» и одноименного фестиваля «Кинопробы». В настоящее время совместно с режиссером Алексеем Рыбиным заканчивает работу над фильмом «Уездный город Н» о Майке Науменко.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня